Третий мегаполис страны расширяет сеть социальных павильонов и масштабирует механизм оборотной схемы. Цель - сдержать рост цен и гарантировать горожанам доступность 19 социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ), сообщает inbusiness.kz.
Заем под обязательство
Для стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) в Казахстане используется специальный финансовый инструмент, называемый оборотной схемой. Это республиканская инициатива, дополняющая практику прямого закупа и хранения продукции в стабилизационных фондах. В рамках оборотной схемы местные исполнительные органы предоставляют производителям или крупным торговым сетям возвратные льготные займы сроком до одного года, что позволяет без дополнительных расходов на логистику и склады сдерживать рост цен.
"Это не субсидия, хотя многие путают. Заем выдается на один календарный год. В течение этого года субъект предпринимательства – производитель какой-то продукции, условно говядины, реализует ее по фиксированной стоимости, которую утвердила комиссия. Магазины, получив деньги из городской казны, обязуются продавать перечень 19 СЗПТ по определенной цене, не превышая ее. Цены фиксируются ежеквартально", - проинформировал руководитель отдела обеспечения продовольственной безопасности управления сельского хозяйства и ветеринарии города Шымкента Жандос Ханиев.
В перечень входят базовые продукты: хлеб, мука 1 сорта, яйца, подсолнечное масло, сахар, картофель, морковь и другие.
"Оборотная схема выгодна всем: покупатель получает экономию, предприниматель — доступ к крупному беспроцентному оборотному капиталу и рост покупательского трафика, а власти — эффективный инструмент ценового контроля. Именно этот подход сегодня лежит в основе всех мер по ценовому регулированию", — добавил эксперт.
По истечении срока договора средства в полном объеме возвращаются в бюджет, что делает схему выгодной для государства: она позволяет регулировать цены без безвозвратных потерь.
Цена доступности
Внедрение оборотного механизма в Шымкенте демонстрирует заметную динамику: с 2019 года, когда схема стартовала с 300 млн тенге, финансирование выросло до 10,3 млрд тенге в текущем году. Около 70% средств направляется на прямое финансирование отечественных товаропроизводителей.
Эффективность механизма подтверждается жесткой фиксацией цен. Жандос Ханиев привел примеры:
"Условно, говядина с костями, которая входит в перечень СЗПТ: на рынке она продается по 3800 и 3900 тенге. Мы же зафиксировали стоимость 2950 тенге для предпринимателей, работающих в рамках оборотной схемы".
На сегодняшний день для стабилизации цен в Шымкенте действует около 80 торговых точек, включая крупные сети GraMaD и Magnum, а также социальные мясные павильоны "Қаз-ет".
Для обеспечения максимальной доступности продуктов по доступным ценам, муниципальные власти запустили программу социальных павильонов "Бақша". На сегодняшний день функционируют 14 павильонов из 80 запланированных точек.
"Мы целенаправленно ищем места в густонаселенных районах с высокой проходимостью. Еще одно важное условие: 19 социально значимых товаров должны продаваться по фиксированным ценам. Помимо этого, предприниматели могут продавать другие продукты, не входящие в перечень СЗПТ, в том числе бакалейные товары. В этом случае мы не участвуем в регулировании цен, поскольку оно распространяется только на социально значимые товары. Отсутствие арендной платы – еще один безусловный плюс", — объяснил Жандос Ханиев.
Контроль в цифрах
Эксперт напомнил, что рамках Закона о регулировании торговой деятельности, предприниматель, реализующий СЗПТ, не должен превышать 15%-ю торговую надбавку.
Контроль за соблюдением этого требования ведет специальная рабочая группа, в которую входят представители более 10 госорганов (ДЭР, департамент госдоходов, районные акиматы и др.).
"В этом году по выявленным нарушениям, связанным с превышением 15%-й торговой надбавки, 230 предпринимателей привлечены к административной ответственности. Сейчас за превышение сразу штраф: для малого бизнеса — 5 МРП, для среднего — 35, крупного — 150 МРП", — подчеркнул руководитель отдела.
Особенно строгий контроль предусмотрен за участниками оборотной схемы:
"Мы устанавливаем предельные цены по кварталам. Например, картофель в начале года доходил до 400-600 тенге, а население покупало в супермаркетах, работающих по оборотной схеме, за 220 тенге. Даже если у предпринимателя нет возможности купить дешевый картофель, он должен сам компенсировать разницу", — пояснил Жандос Ханиев.
В дополнение к постоянно действующим мерам контроля в Шымкенте используются инструменты социального партнерства для дальнейшего снижения цен. Недавно прошедшая в стране республиканская акция "Береке Fest", инициированная министерством торговли и интеграции РК, стала одним из таких инструментов. Основной ее целью было снижение торговой надбавки с 15 до 5-10%. Акция распространялась на 19 социально значимых товаров, которые месяц продавались по более привлекательным, чем ранее, ценам.
Читайте по теме:
Что будет с ценами? Аким Алматы рассказал о судьбе ярмарок и программе стабилизации продовольствия