Очистить город от листовок, объявлений, разнокалиберных и разномастных баннеров решили в Шымкенте в канун вступления его в статус культурной столицы стран Содружества, передает корреспондент inbusiness.kz.
Накануне на площадке НПП "Атамекен" Шымкента прошел круглый стол с участием властей и представителей заинтересованных управлений, департамента полиции и представителей рекламного бизнеса. На первый взгляд вопрос, который на нем обсуждали, мелкий – расклейка листовок и объявлений, но для третьего мегаполиса страны он буквально превратился в беду. В Шымкенте рекламой с объявлениями о поиске или предложении услуг и работ, об аренде и продаже квартир в прямом смысле заклеены все недвижимые объекты. Причем предназначенные для этого щиты на остановках практически по назначению не используются, зато всевозможные другие поверхности – да, помимо этого, электрические столбы, водоканальные и газовые ящики, светофоры, деревья, стены домов и подземных переходов и иногда даже дорожные знаки оклеены многослойной массой, страшно портящей внешний облик будущей культурной столицы СНГ.
"Конечно, сейчас действует мораторий на проверки, но этот год будет большой на события, и хотелось бы, чтобы не только акиматы, районные акиматы, "Атамекен", предприниматели, а также каждый гражданин города взяли на себя ответственность, в том числе и за чистоту города. Касательно листовок объявлений ДВД будет отдельное поручение, чтобы по 505-й статье штрафовали. По 455-й статье Адмкодекса у нас уполномоченный орган – архитектура, мы выносим постановление акимата, чтобы при предоставлении соответствующей информации с районных акиматов архитектура всех штрафовала по этой статье", – подчеркнул заместитель акима Шымкента Бауыржан Мамыталиев.
Всех под одну гребенку
Досталось и базаркомам, которые не следят за внешним обликом своих рынков. Специалисты управления архитектуры за неделю мониторинга насчитали десятки незаконных баннеров на фасадах городских базаров. Мало того что их хозяева не соблюдают общую стилистику, что явно портит внешний вид, но также не платят налоги на рекламу. Если в ближайшее время не будет наведен порядок, владельцам рынков пригрозили начислить их все самим, плюс штрафы.
"Специалисты провели анализ торговых рядов рынков, например "Айна" базар, "Самал" – сколько там рекламы и согласно Налоговому кодексу, 605-й статье, сколько они должны оплачивать. Вот, например, рынок "Самал" – здесь общее количество рекламных щитов посчитали, и они должны оплачивать 204 МРП – это 540 тысяч. Дальше по "Алаша" базару фасады, мелкие рекламные щиты, портящие вид, самовольно размещенные. Согласно Налоговому кодексу, наружная визуальная реклама до 2 кв. м – 2 МРП, превышающая размеры от 2 м до 5 м – 5МРП, от 5 до 10 МРП и так далее. То есть каждый, кто собирается вешать рекламу, должен сначала направлять уведомление в налоговые органы", – напомнил руководитель отдела рекламы управления архитектуры и градостроительства акимата Шымкента Алибек Бакиров.
Присутствующие на встрече сотрудники рынков выразили готовность облагородить фасады базаров и территорию, и без угроз и штрафов. Некоторые уже заверили, что даже отремонтировали их и заказали единую для всех арендаторов рекламу.
"Арендаторы сами будут платить за свои баннеры. У нас на рынке около 100 арендаторов. Но на фасадной части размещается реклама примерно 10-15 арендаторов. Мы их собирали и вместе с рекламщиками определили единый стиль баннеров, чтобы не было разноцветное", – рассказала бухгалтер рынка "Акбар" Аякоз Инкарбекова.
Бесполезная борьба
На совещание пригласили представителей ассоциации рекламного бизнеса, и предприниматели полностью поддержали инициативу властей искать и штрафовать авторов листовок. Пояснили, выделили немало средств на обновление по требованию местных властей своих билбордов и лайтбоксов, однако теперь чуть ли не ежедневно вновь тратятся на очищение их от листовок. Отмыванием поверхностей, принадлежащих городу, занимаются сотрудники ЛТД "Турмыс", впрочем, тоже напрасно. И рекламщики даже предложили премировать граждан, которые будут содействовать в поиске и поимке авторов листовок. На совещании не раз воспоминали поговорку: "Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят".
"Мы свои рекламные щиты все почистили, обновили. И сейчас все равно идет расклейка, где, возможно, там и клеят. Мы чуть ли не каждую неделю моем это и красим, несем свои убытки, но буквально за ночь, за час эта картина появляется снова. Вы правильно сказали, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Смотрите в центре города, что происходит. Это все потом отклеивают сотрудники ЛТД "Турмыс", а там работают, знаете, сотрудники преклонного возраста и постоянно чистят это. Обидно становится. И на знаки, и на столбы – это уже предел. Вот новый туннель полностью обклеен. Вот на деревьях. Мы хотим, чтобы все органы заинтересованные помогли нам создать горячую линию, чтобы туда позвонил человек, и мы даже готовы премировать людей, которые нам помогают в этом деле. Другого выхода я просто не вижу", – предложил председатель ассоциации рекламораспространителей Шымкента и ТО Абдугали Сейдуалиев..
Причем бизнесмены затронули и другую, помимо чистоты и невыплаты налогов, сторону вопроса, кто хозяева фирм, которые предлагают шымкентцам работу в таком массовом масштабе и с такими зарплатами – от 90 тысяч тенге за два часа. Выяснилось, что рекламщики провели собственное расследование и теперь полны опасений за будущее откликнувшихся на эти предложения граждан.
"Вот эти объявления "Даю работу", здесь пишут, что за два часа можно заработать 90 тысяч. Мы в КНБ обратились, возможно, там идут какие-то темные делишки. Мы выходим на хозяев, они говорят: "А вы кто такие и что ты нам сделаешь? Ты что, ДВД или кто?". И эта организация нанимает студентов, которые клеят по ночам, либо пенсионеров, это мы тоже выясняли. Им оплачивают разово, если их поймать – что с них взять? Мы хотим, чтобы вышли на хозяев и проверили, дают ли они вообще такую работу", – поделился предложением председатель ассоциации рекламораспространителей Шымкента и ТО Абдугали Сейдуалиев.
Замакима Абайского района Шымкента Есимжан Занкоев выразил сомнение, что предприниматели позволят проверить законность своих баннеров и вывесок, а также уплату налогов, сославшись на трехлетний мораторий на проверки бизнеса. На что ему ответили, что мораторий мораторием, но для мониторинга наружной рекламы необязательно проникать в помещение, причем и сами бизнесмены выразили готовность и поддержку властям в воссоздании красивого адекватного и единого облика городских объектов предпринимательства. Причем времени на унификацию и отмывание всех недвижимых объектов осталось крайне мало, открытие Года культуры в Шымкенте запланировано на Наурыз, 22 марта.
Мира Бахытова, Шымкент