/img/tv1.svg
RU KZ
Шымкент вышел на борьбу с незаконной рекламой

Шымкент вышел на борьбу с незаконной рекламой

Власти объединились с предпринимателями в борьбе за культурный облик мегаполиса.

17:41 06 Февраль 2020 4617

Шымкент вышел на борьбу с незаконной рекламой

Автор:

Мира Бахытова

Фото: Мира Бахытова

Очистить город от листовок, объявлений, разнокалиберных и разномастных баннеров решили в Шымкенте в канун вступления его в статус культурной столицы стран Содружества, передает корреспондент inbusiness.kz.

Накануне на площадке НПП «Атамекен» Шымкента прошел круглый стол с участием властей и представителей заинтересованных управлений, департамента полиции и представителей рекламного бизнеса.  На первый взгляд вопрос, который на нем обсуждали, мелкий – расклейка листовок и объявлений, но для третьего мегаполиса страны он буквально превратился в беду. В Шымкенте рекламой с объявлениями о поиске или предложении услуг и работ, об аренде и продаже квартир в прямом смысле заклеены все недвижимые объекты. Причем предназначенные для этого щиты на остановках практически по назначению  не используются, зато всевозможные другие поверхности – да, помимо этого, электрические столбы, водоканальные и газовые ящики, светофоры, деревья, стены домов и подземных переходов и иногда даже дорожные знаки оклеены многослойной массой, страшно портящей внешний облик будущей культурной столицы СНГ.

«Конечно, сейчас действует мораторий на проверки, но этот год будет большой на события, и  хотелось бы, чтобы не только акиматы, районные акиматы, «Атамекен», предприниматели, а также каждый гражданин города взяли на себя ответственность, в том числе и за чистоту города. Касательно листовок объявлений ДВД будет отдельное поручение, чтобы по 505-й статье штрафовали. По 455-й статье Адмкодекса у нас уполномоченный орган – архитектура, мы выносим постановление акимата, чтобы при предоставлении соответствующей информации с районных акиматов архитектура всех штрафовала по этой статье», – подчеркнул заместитель акима Шымкента Бауыржан Мамыталиев.

Всех под одну гребенку

Досталось и базаркомам, которые не следят за внешним обликом своих рынков. Специалисты управления архитектуры за неделю мониторинга  насчитали десятки незаконных баннеров на фасадах городских базаров. Мало того что их хозяева не соблюдают общую стилистику, что явно портит внешний вид, но также не платят налоги на рекламу. Если в ближайшее время не будет наведен порядок, владельцам рынков пригрозили начислить их все самим, плюс штрафы.

«Специалисты провели анализ торговых рядов рынков, например «Айна» базар, «Самал» – сколько там рекламы и согласно Налоговому кодексу, 605-й статье, сколько они должны оплачивать. Вот, например, рынок «Самал» – здесь общее количество рекламных щитов посчитали, и  они должны оплачивать 204 МРП – это 540 тысяч. Дальше по «Алаша» базару фасады, мелкие рекламные щиты, портящие вид, самовольно размещенные. Согласно Налоговому кодексу, наружная визуальная реклама до 2 кв. м – 2 МРП, превышающая размеры от 2 м до 5 м – 5МРП, от 5 до 10 МРП и так далее. То есть каждый, кто  собирается вешать рекламу, должен сначала направлять уведомление в налоговые органы», – напомнил руководитель отдела рекламы управления архитектуры и градостроительства акимата Шымкента Алибек Бакиров.

Присутствующие на встрече сотрудники рынков выразили готовность облагородить фасады базаров и территорию, и без угроз и штрафов. Некоторые уже заверили, что даже отремонтировали их и заказали единую для всех арендаторов рекламу.

«Арендаторы сами будут платить за свои баннеры. У нас на рынке около 100 арендаторов. Но на фасадной части размещается реклама примерно 10-15 арендаторов.  Мы их собирали и вместе с рекламщиками определили единый стиль баннеров, чтобы не было разноцветное», – рассказала бухгалтер рынка «Акбар» Аякоз Инкарбекова.

Бесполезная борьба

На совещание пригласили представителей ассоциации рекламного бизнеса, и предприниматели полностью поддержали инициативу властей искать и штрафовать авторов листовок. Пояснили, выделили немало средств на обновление по требованию местных властей своих билбордов и лайтбоксов, однако теперь чуть ли не ежедневно вновь тратятся на очищение их от листовок. Отмыванием поверхностей, принадлежащих городу, занимаются сотрудники ЛТД «Турмыс», впрочем, тоже напрасно. И рекламщики даже предложили премировать граждан, которые будут содействовать в поиске и поимке авторов листовок. На совещании не раз воспоминали поговорку: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».

«Мы свои рекламные щиты все почистили, обновили. И сейчас все равно идет расклейка, где, возможно, там и клеят. Мы чуть ли не каждую неделю моем это и  красим, несем свои убытки, но буквально за ночь, за час эта картина появляется снова. Вы правильно сказали, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Смотрите в центре города, что происходит. Это все потом отклеивают сотрудники ЛТД «Турмыс», а там работают, знаете, сотрудники преклонного возраста и постоянно чистят  это. Обидно становится. И на знаки, и на столбы – это уже предел. Вот новый туннель полностью обклеен. Вот на деревьях. Мы хотим, чтобы все органы заинтересованные помогли нам создать горячую линию, чтобы туда позвонил человек, и мы даже готовы премировать людей, которые нам помогают в этом деле. Другого выхода я просто не вижу», – предложил председатель ассоциации рекламораспространителей Шымкента и ТО Абдугали Сейдуалиев..

Причем бизнесмены затронули и другую, помимо чистоты и невыплаты налогов, сторону вопроса, кто хозяева фирм, которые предлагают шымкентцам работу в таком массовом масштабе и с такими зарплатами – от 90 тысяч тенге за два часа. Выяснилось, что рекламщики провели собственное расследование и теперь полны опасений за будущее откликнувшихся на эти предложения граждан.

«Вот эти объявления «Даю работу», здесь пишут, что за два часа можно заработать 90 тысяч. Мы в КНБ обратились, возможно, там идут какие-то темные делишки. Мы выходим на хозяев, они говорят: «А вы кто такие и что ты нам сделаешь? Ты что, ДВД или кто?». И эта организация нанимает студентов, которые клеят по ночам, либо пенсионеров, это мы тоже выясняли. Им оплачивают разово, если  их поймать – что с них взять? Мы хотим, чтобы вышли на хозяев и проверили, дают ли они вообще такую работу», – поделился предложением председатель ассоциации рекламораспространителей Шымкента и ТО Абдугали Сейдуалиев.

Замакима Абайского района Шымкента Есимжан Занкоев выразил сомнение, что предприниматели позволят проверить законность своих баннеров и вывесок, а также уплату налогов, сославшись на трехлетний мораторий на проверки бизнеса. На что ему ответили, что мораторий мораторием, но для мониторинга наружной рекламы необязательно проникать в помещение, причем и сами бизнесмены выразили готовность и поддержку властям в воссоздании красивого адекватного и единого облика  городских объектов предпринимательства.  Причем времени на унификацию и отмывание всех недвижимых объектов осталось крайне мало, открытие Года культуры в Шымкенте запланировано на Наурыз, 22 марта.

Мира Бахытова, Шымкент

https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/WMBxfaqM.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/XSPWAuKp.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/JjMvJ4Cb.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/Lpr96XZH.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/Y2yBqIEI.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/gCvhytDL.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/wZS8MGa6.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/wcZbV5JQ.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/C1uhRerX.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/EmMT9wQ4.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/qmg564sf.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/vOENSh3D.jpg

Налог на вывеску

В Костанае отдел архитектуры поспешил выполнить предписание ревизионной комиссии и выставил предпринимателям многотысячные счета на оплату налога с наружной рекламы.

25 Сентябрь 2020 07:30 1277

Более 1200 предпринимателей Костаная получили счета на оплату налога на наружную рекламу вместе с пеней в июне и августе 2020 года. Разбег сумм от десятка до нескольких сотен тысяч тенге. Многие подчеркивают, что предписаний, предупреждений или визитов контролирующих органов с проверкой никто не видел.

Как рассказала  предпринимательница Татьяна Антонинова, у нее просто арестовали счета, о чем пришло извещение из банка. Девушка, будучи участником госпрограммы, выплачивает кредит и ежемесячно берет справку об отсутствии налоговой заложенности, которую предоставляет в банк.

«26 июня в «Кабинете налогоплательщика» беру справку об отсутствии задолженности. 29 июня мне звонят из банка и говорят, что у меня долг по налогу на рекламу в размере 15 тыс. тенге плюс пеня 1500 тенге. Стала выяснять. Оказалось, что в декабре 2019 года была проверка, налог начислен по ставке 2019 года и с того же периода идет пеня. То есть 26-го числа не было долга ни по одному налогу, а 28-го уже с пеней», – отметила предпринимательница.

Тогда ей пришлось оплатить долг, чтобы разблокировали счета компании. Предпринимательница попыталась разобраться в ситуации, но отдел архитектуры, выставивший долг по налогу на наружную рекламу, не отреагировал на обращение. Письма через портал egov.kz в адрес акимата города, прокуратуры и департамента госслужбы в июле повлекли реакцию в виде формальных, по мнению предпринимательницы, ответов. Разбираться в причине начисления налога на наружную рекламу никто не стал. Татьяна Антонинова рассказала, что вывеску после июньского начисления налога тут же сменила, оставив лишь название и вид деятельности. Однако в сентябре она вновь получила извещение из банка. Счета вновь заблокировали из-за долга по налогу за наружную рекламу. И вновь с пеней. На этот раз заплатить пришлось 50 тыс. тенге.

Подобные извещения в августе и сентябре пришли 1200 предпринимателям Костаная. Некоторым выставили счета по несколько сотен тысяч тенге. На этот раз история получила широкую огласку.

Предприниматели рассказали, что у некоторых из них вывесок нет вовсе. То есть помещение в торговом центре они арендуют, однако на улице никакой информации о своем отделе/салоне не размещают. Есть случаи, когда плату начисляли за размещение не объемных букв, а баннеров с названием и видом деятельности. Также зафиксированы факты начисления налога за чужую рекламу.

Причиной массового начисления налога на наружную рекламу стала проверка ревизионной комиссии, которая состоялась в декабре 2019 года. Тогда контролеры посчитали, что отдел архитектуры недостаточно активно работает по сбору этого вида платежей. Городской отдел архитектуры получил предписания и поспешил устранить эти «нарушения».

Лишь в сентябре, после того как проблема приняла массовый характер и вызвала недовольство сотен предпринимателей, в ситуацию вмешалась Палата предпринимателей Костанайской области. Эксперты НПП подтвердили правоту владельцев вывесок.

«По закону госорганы должны были провести профилактический контроль с посещением объектов, результатом которого должны были стать рекомендации. На основании этих рекомендаций предприниматель мог либо устранить нарушения, либо подать на них возражение. Однако такой возможности субъектам бизнеса не предоставили», – отметили юристы Палаты предпринимателей.

Как получилось?

Эксперт палаты Жибек Сеитова отметила, что в ходе разбирательства появились основания полагать, что профилактический контроль проводился без посещения объектов. Начисление налога произошло только на основании результатов аудита ревизионной комиссии по Костанайской области. То есть в налоговую службу были направлены непроверенные данные, а предпринимателей лишили возможности устранить нарушения.

По закону после профконтроля предпринимателям должны направить рекомендацию в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений и вручить лично под роспись. Дальше у предпринимателя есть два варианта: либо направить возражение в течение пяти рабочих дней, либо исполнить рекомендацию за 10 рабочих дней.

Череда встреч специалистов НПП, предпринимателей и акимата привела к тому, что власти приняли решение аннулировать долг по рекламному налогу.

«Принято решение о создании рабочей группы с участием представителей НПП «Атамекен» и уполномоченным органом в сфере размещения визуальной рекламы. Цель данной группы – отработать с каждым предпринимателем, размещающим наружную рекламу/вывеску, на приведение в соответствие с законодательством РК. Принято решение отделу архитектуры и градостроительства отозвать с управления государственных доходов ранее поданные сведения о лицах, разместивших объекты наружной визуальной рекламы, за период с декабря 2019 года по июль 2020 года.  Таким образом, начисление налогов за размещение наружной рекламы будет производиться только после выезда рабочей группы. Акимат города Костаная приносит свои извинения за причиненные неудобства», – прокомментировали ситуацию в администрации областного центра.

В акимате также пообещали, что письма об отзыве налогов на наружную рекламу в управление госдоходов Костаная направят в течение нескольких дней. Предприниматели ожидают, что в графе «долг по налогам» у них появятся нули до 2 октября. Тем, кто уже оплатил налог, чтобы разблокировать счета, необходимо будет написать заявления в налоговые органы на возврат уплаченных средств.

Также стало известно, что в отношении руководителя отдела архитектуры возбудили дисциплинарное дело. Об этом сообщил заместитель руководителя департамента госслужбы Костанайской области Ерлан Салыкбаев.

«Дело было возбуждено по факту нарушения законодательства о госслужбе, выразившемся в явном воспрепятствовании предпринимательской деятельности. В настоящее время проводится служебное расследование. Итоги расследования будут готовы в течение 15 дней. Планируем в первой декаде октября принять окончательное решение на заседании совета по этике», – пояснил Салыкбаев.

В ближайшее время в Костанае создадут рабочую группу, которая будет проводить проверки на бизнес-объектах и фиксировать наличие рекламы. Как оказалось, имеется немало разночтений в трактовке статей Закона «О рекламе» в части определения вывесок и рекламы. Об опасности возникновения разночтений работники сферы наружной рекламы говорили еще полтора года назад, когда изменения в закон только внесли. В акимате решили разработать документ, который позволит избежать повторных ошибок в ходе проверок. Чтобы исключить нарушение прав бизнеса, в рабочую группу по проверке объектов на предмет размещения именно наружной рекламы войдут представители Палаты предпринимателей Костанайской области.

Анализируя ситуацию, можно сказать, что такого развития событий можно было бы избежать. Ведь предприниматели направляли официальные письма в акимат и другие компетентные органы еще летом, однако не получили соответствующей реакции.

Татьяна Шестакова

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Как в Актобе предприниматель чуть бизнеса не лишился

На помощь пришли журналисты редакции.

18 Август 2020 08:33 3456

Актюбинского предпринимателя обязали снести рекламные конструкции стоимостью 30 млн тенге, на установку которых чиновники дали в свое время добро.

Речь идет о конструкциях ТОО AdamDecolight CA. Как следует из обращения в РПП, товариществу на основании постановления акимата города в 2019 году предоставлено право временного возмездного землепользования сроком на три года на два земельных участка общей площадью 12 кв. м (5 и 7 кв. м) для размещения реклманых LED-экранов. На основании постановления были заключены типовые договоры на право аренды земельного участка. Предприниматель затратил на установку двух LED-экранов около 30 млн тенге.

Не верь глазам своим

Однако 16 января 2020 года отдел земельных отношений, архитектуры и градостроительства города Актобе выставил ТОО уведомление о необходимости демонтировать вышеуказанные рекламные конструкции в связи с тем, что они находятся вблизи тротуаров.

«Это дорогостоящие рекламные сооружения, причем с использованием современных технологий. У компании есть соответствующий земельный акт, постановление акима Актобе. Но почему-то в январе этого года приходит уведомление о необходимости демонтажа. В компании даже понять не смогли, на каком основании. Мы обратились с письмом в акимат города Актобе. Получили такой ответ: «В отдел земельных отношений, архитектуры поступило письмо от УАП ДП Актюбинской области от 19 декабря 2019 года о нарушении пункта 6.1 СТ РК 1633-2015 «Средства наружной рекламы на автомобильных дорогах и в населенных пунктах»: при размещении средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений и не должны размещаться над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах…

В связи с чем данные рекламные конструкции LED-экранов не соответствуют пунктам 1-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе», – рассказал inbusiness.kz заместитель директора РПП по правовым вопросам Руслан Куйшинов.

По его словам, по всему городу довольно много подобных рекламных сооружений, как на обочинах дороги, так и над проезжей частью. Почему запрет коснулся именно этой компании?

Контрольный выстрел

«Но на этом местный исполнительный орган в лице городского отдела земельных отношений, архитектуры и градостроительства не остановился и подал иск на ТОО с требованием демонтажа в областной специализированный межрайонный экономический суд. Причем в заявлении указана другая причина: «…в базе данных выдача архитектурно-планировочного задания на установку рекламной конструкции для этой компании не производилась...» На письмо департамента полиции уже нет никакой ссылки.

Но на момент заключения договора об аренде между предпринимателем и отделом земельных отношений 22 февраля 2019 года архитектурно-планировочного задания не требовалось. Новые правила вступили в силу лишь 26 апреля 2019 года, – пояснил Руслан Куйшинов. Непонятно, почему МИО так поступает с бизнесом. Ведь предприниматель потратил большие средства».

Как пояснил спикер, данный вопрос прорабатывался с антикоррупционной службой. Прошли встречи с местными исполнительными органами, с акимом города Актобе. У компании все правоустанавливающие документы в норме, нарушений никаких нет.

«Как нам рассказали в городском акимате, в настоящее время решается вопрос об отзыве иска из областного СМЭС», – подчеркнул замдиректора РПП по правовым вопросам.

P.S. Когда материал редакции помог бизнесу

Когда готовился материал, стало известно, что вопрос все же решился в пользу предпринимателя.

«Кое-кто в городском акимате решил нашу компанию почему-то сделать крайней, а наши рекламные щиты объявили вне закона. Нам пришлось обратиться в РПП «Атамекен» и подключить к решению вопроса антикоррупционную службу и акима города Актобе Асхата Шахарова. Конечно, нервы нам потрепали, но все закончилось благополучно для компании, иск из областного СМЭС акимат отозвал. К нам претензий больше нет. Асхат Шахаров встал на нашу сторону, что в конечном итоге стало решающим фактором при решении вопроса», – пояснил inbusiness.kz представитель компании AdamDecolight CA Аскар Жайлибаев.

Семён Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!