Меморандум о создании новой транспортной компании ТОО "Шымкент Bus" на основе государственно-частного партнерства с 49-процентным участием акимата города и 51-процентным участием ТОО "Green Bus Company" был подписан сторонами на днях.
Как рассказал abctv.kz заместитель акима города Шымкента Нуралхан Кушеров, компания была создана в рамках реализации презентованной в прошлом году концепции социально-экономического развития города Шымкента до 2020 года, предусматривающей, в частности, создание муниципального автопарка Шымкента. Но так как антимонопольное законодательство на сегодняшний день это запрещает, акимат решил создать совместное предприятие с частным инвестором. В ответ на предложение акимата, распространенное среди городских пассажироперевозчиков, желание сотрудничать изъявила компания ТОО "Green Bus Company".
"Мы пошли на этот шаг ради улучшения работы городского автотранспорта, чтобы в нашем городе ездили новые хорошие комфортные автобусы. В связи с тем, что территория города в последние годы увеличилась до 116 280 га, и к Шымкенту были присоединены 40 населенных пунктов, необходимо обеспечить их соответствующей инфраструктурой. На сегодня есть ряд убыточных маршрутов с низким пассажиропотоком, которые ввиду невыгодности не хотят обслуживать частные перевозчики. Необходимо, чтобы они продолжали работать, и у горожан не было нареканий по этому поводу. На основании данных соцопросов районных акиматов было решено определить 10 маршрутов, на которых, по словам местных жителей, плохо ездят, или практически не ездят, автобусы. Обеспечением регулярного движения по ним в присоединенные жилые массивы и займется новое предприятие. Эти социально значимые маршруты в отдаленные части областного города будут субсидироваться", - проинформировал замакима.
Для выполнения такой задачи в этом году - предположительно до ноября - компания Green Bus Company закупит 150 новых современных автобусов, работающих на газе, бесперебойную заправку метаном которых будет обеспечивать компания "Толеби сауда". Часть из них будет приспособлена для перевозки людей с ограниченными возможностями.
Согласно меморандуму, такой же объем - порядка 100-150 автобусов - будет закупаться ежегодно. Таким образом ежегодное пополнение городского автопарка приведет к его планомерному постепенному обновлению и избавлению от вредных автобусов старого поколения.
"Мы хотим полностью обновить городской автопарк. Это не означает, что мы будем работать только с одной компанией. Мы готовы сотрудничать и с другими частными перевозчиками, которые будут закупать новые автобусы, соответствующие экологическим стандартам и приспособленные для перевозки всех категорий граждан", - пояснил господин Кушеров.
Система должна работать как часы
В этом году акимат выделит на реализацию проекта порядка 1 млрд тенге. В этой сумме будут заложены субсидии и другие расходы. Но подробной их разбивки с указанием конкретных объемов пока нет, вопрос только прорабатывается.
"Мы не намерены получить какую-то определенную выгоду, заработать на этом проекте. В первую очередь нас интересует социальная сторона - в соответствии с концепцией развития города создать автопарк, охватывающий и качественно обслуживающий всю территорию города, обеспечивающий удобство и комфортность пассажирского транспорта для горожан", - подчеркнул Нуралхан Кушеров.
Между тем, помимо снижения бюджетных затрат, решения инфраструктурных и социальных вопросов, курсирования по городу экологичного удобного транспорта, улучшения его эстетического облика, реализация проекта в рамках государственно-частного партнерства даст руководству города возможность полноценно контролировать перевозчиков.
"При совместном предприятии мы можем ставить четкие условия и наказывать, штрафовать при несоблюдении условий графика маршрутов. Есть четкое определенное время, сколько каждый автобус должен стоять на каждой остановке. Мы сможем все это полностью контролировать. Конечно, мы и сейчас стараемся максимально контролировать эти вопросы, но при госучастии это делать гораздо легче, мы сможем диктовать свои условия", - пояснил замакима.
Техническую возможность контроля обеспечит внедрение повсеместного электронного билетирования. Реализацию этого этапа, согласно концепции, планируется начать в следующем году за счет инвесторов. На данный момент уже ведутся переговоры с одной турецкой компанией.
"Помимо контроля выполнения графика, электронное билетирование позволит видеть реальную наполняемость автобусов, что приведет к увеличению налоговых поступлений в местный бюджет. Внедрение электронного билетирования, оснащенность в будущем абсолютно всех автобусов GPS-навигацией и видеокамерами, что пока есть только у автобусов Green Bus, позволит решить многие проблемы городского транспорта, на которые жалуется население - культура вождения, работа кондукторов, прозрачность доходов и так далее. Когда водитель будет находиться под постоянным контролем и наблюдением, он просто вынужден будет соблюдать все требования", - уверен собеседник портала.
"Самое главное - все пассажироперевозчики обновят свой автопарк. С городских дорог исчезнут старые, не соответствующие современным требованиям, автобусы. Весь пассажирский автотранспорт станет удобным и экологически безопасным, повысится качество пассажирских перевозок, система будет работать как часы", - резюмировал Нуралхан Кушеров.
Автобусная арифметика
Срок полного внедрения системы электронного билетирования, обновление автопарка транспортными средствами, использующими современные горюче-смазочные материалы, определен концепцией на 2020 год. Между тем, по данным акимата, сегодня всем нормам соответствует менее 30 % городского пассажирского транспорта.
Львиную долю из этого количества представляют автобусы Green Bus: в автопарке компании имеется 200 современных автобусов, тогда как всего в Шымкенте курсирует свыше тысячи автобусов разных модификаций.
Компания заявила о себе в феврале 2015 года, когда были презентованы первые пассажирские автобусы в Шымкенте, использующие в качестве моторного топлива компримированный природный газ метан. Новинкой для пассажиров стало наличие в транспорте бесплатного Wi-Fi. Оснащенные GPS-навигацией автобусы пустили по десяти популярным маршрутам города.
Автобусы были приобретены в рамках кредитного соглашения ТОО с акционерным обществом "Qazaq Banki". По распространенной тогда пресс-службой финансовой организации информации, общая сумма финансирования проекта составила 3 млрд тенге, из них в рамках кредитного соглашения с банком на приобретение 100 единиц автобусов марки Yutong Hongkong Limited ZK6108HGC, 80 автобусов марки Xiamen Golden Dragon Bus XML6845J13CN, 20 автобусов марки Xiamen Golden Dragon Bus XML6105J13CN было выделено более 2,5 млрд тенге. Инвестиционный проект позволил создать более тысячи новых рабочих мест.
"Мы готовы к реализации нового проекта и к конкретным действиям. Мы - частная компания, нас ничего не ограничивает. В данный момент мы ждем, когда наш партнер в лице акимата согласует все необходимые процедуры на всех уровнях. Это займет время", - сообщил директор ТОО "Green Bus" Бакыт Бертаев.
"С нашей стороны пойдет закуп 150 автобусов, стоимостью от 80 до 100 тыс. долларов каждый, это автобусы тех же марок, что 200 единиц автотранспорта, которые обслуживают городские маршруты. Приобретать их мы будем на собственные и заемные средства. Китайские производители идут нам навстречу и готовы предоставить автобусы в лизинг сроком на один год", - рассказал господин Бертаев abctv.kz.
"Естественно, мы рассчитываем ежегодно наращивать их количество. Объемы будут зависеть от потребностей. "Расти" будем до пределов, пока это будем возможно, не доходя до пика, когда приобретение нового транспорта будет заведомо неокупаемым", - добавил он.
Между прочим, по словам директора компании, срок окупаемости использующихся автобусов составляет пять лет. При этом следует учитывать отсутствие субсидий и тариф на проезд в городском транспорте в Шымкенте - один из самых низких в Казахстане: сейчас он составляет 70 тенге, до 1 мая этого года был 50 тенге.
"Если бы тариф был выше, естественно, срок окупаемости был бы меньше. Конечно, мы бы хотели, чтобы он поднялся, но это не наша компетенция. Это прерогатива местного маслихата. Потом, поднятие тарифа - это непопулярный метод, который сразу вызовет возмущение и недовольство народа. До сих пор многие возмущаются стоимостью проезда в 70 тенге. Поэтому мы просто работаем с тем, что имеем", - высказал свою позицию по этому вопросу господин Бертаев.
"Для нас хорошо в этом проекте то, что партнером является государство. Оно сбалансирует наши риски и затраты на обслуживание невыгодных социально значимых маршрутов", - сказал он.
У бизнеса - свои планы
При этом наряду с развитием "Шымкент Bus" параллельно будет продолжать развиваться Green Bus. У каждой компании - своя ниша перевозок, свои маршруты, которые не будут перекликаться и конкурировать.
А в перспективе Бакыт Бертаев не исключает их возможного слияния. "Возможно, после выкупа "Шымкент Bus" у государства они сольются, - пояснил он планы компании. - Мы думаем, что наступит такой момент, когда мы сможем ее выкупить".
Компания также предполагает, что расширит свое присутствия на рынке пассажироперевозок Шымкента.
"Мы не хотим монополизировать рынок. Но если мы будем каждый год покупать и выводить на линии отвечающие всем требованиям автобусы, это приведет к постепенному вытеснению слабых игроков", - отметил директор Green Bus.
Касательно планов по "завоеванию" других направлений, к примеру, межрайонных и междугородних, собеседник abctv.kz сказал, что они работают в городе. Но ТОО "Оңтүстік Тұлпар" - формально с ними не связанная, но учрежденная одним и тем же владельцем, занимается перевозками из Шымкента в Алматы и Астану и обратно.
Кроме того, господин Бертаев напомнил, что шымкентской компании в начале этого года передали в доверительное управление, но без права выкупа, 70% доли муниципального автопарка ТОО "Алматыэлектротранс", 30% осталось в собственности города.
"Проведенной нами работой местное руководство довольно. Сейчас нас приглашают сделать то же самое - взять под управление автобусные парки - другие города республики. На сегодня уже есть три таких предложения. Мы над ними думаем. Согласимся или нет, зависит от условий, которые нам предложат акиматы", - проинформировал abctv.kz глава компании.
А относительно наличия или отсутствия планов по расширению "ассортимента" городского транспорта в Шымкенте Бакыт Бертаев ответил так: "Конечно, можно было бы не ограничиваться только автобусным парком. Но здесь все зависит от требований и спроса потребителей и поддержки акимата. Если будет спрос, к примеру, на легкорельсовые трамваи, почему бы и нет? Но хочет ли этого акимат, выгодно ли это кому-либо? Сейчас стоит проблема окупаемости тех же автобусов. А если проводить БРТ (скоростной автобусный транспорт) или трамваи, надо будет создавать новую инфраструктуру. Это будет очень дорого и заведомо не окупится. Все хотят жить, как в Европе, ездить на современных автобусах с кондиционерами, отоплением, телевизором и Wi-Fi. Но готов ли народ платить такие деньги? Мы сейчас предоставляем те услуги, которые граждане могут оплатить".
Клара Ларина, Шымкент