Два социальных проекта запустили сегодня в Шымкенте на базе социально-предпринимательской корпорации "Шымкент". Это так называемый бизнес-супермаркет, для обслуживания инвесторов и предпринимателей по принципу одного окна и центр содействия электронной коммерции e-Commerce Center. Этот проект реализуется совместно с АО "Казпочта".
Как уверяют создатели бизнес-супермаркета, проект не имеет аналогов в республике и будет обслуживать как действующих, так и начинающих предпринимателей. Кроме сотрудников СПК, здесь есть представители некоторых управлений акимата, фонда "Даму", "Атамекена", ряда банков второго уровня, а также представители ЦОНа. Предприниматели смогут получить юридические, бухгалтерские услуги, бизнес-планирование, сопровождение бизнеса, таможенные услуги, услуги по логистике и разрешительным документам, а также услуги управлений акимата города Шымкента. Список услуг будет трансформироваться по мере изменения внешних факторов, потребностей инвесторов и предпринимателей.
Первоначально оказывать онлайн/офлайн услуги планируется по пяти направлениям программы по развитию молодежного и женского предпринимательства г. Шымкента на 2019-2021 годы "Мен кәсіпкер боламын!":
1. Льготное кредитование под 1% молодежного и женского предпринимательства.
2. Предоставление земельных участков для организации мини-агроферм.
3. Предоставление земельных участков под объекты уличной торговли.
4. Финансовое стимулирование электронной коммерции.
5. Финансирование франшизы.
За участком в супермаркет
"Сейчас процедуры таковы, что сначала обращаются письменно, потом ждут ответ, потом оформляют техусловия – очень сложный механизм для начинающих и даже действующих предпринимателей. Для того чтобы облегчить, мы открыли супермаркет. Здесь предлагаем земельные участки сразу уже с инфраструктурой готовой, как товар будут стоять. Просто предприниматели будут приходить, подавать заявку и забирать. В том числе у бизнес-супермаркета есть свой онлайн-ресурс, где тоже можно подать заявления и получить всю информацию", – отметил директор АО СПК "Шымкент" Рашид Аюпов.
Претендовать на земельные участки смогут как действующие, так и начинающие предприниматели. Но в приоритете молодежь от 21 года до 29 лет и женщины от 21 до 58. Стоит отметить, что участки для бизнеса – это не подарок, несколько лет в доле будет оставаться СПК, как гарантия того, чтобы земля не была перепродана или сдана в субаренду. Кроме того, предполагая, какой поток желающих будет претендовать на получение земли, в СПК решили обязательно учитывать, какой именно бизнес собирается открывать или расширять претендент. То есть в цветочном ряду открыть еще один цветочный бутик не позволят, а вот магазин для ухода за цветами – возможно.
"Мы не стали ограничивать по количеству людей только ограничение по возрасту. Но есть ограничение по земельным участкам, куда уже подведена инфраструктура. Сейчас на первом этапе у нас всего 175 участков, на втором этапе будет 203, и так далее каждый квартал будем расширять. Как аким говорил ранее, будет 1000 земельных участков с готовой инфраструктурой для любого вида бизнеса. Есть условия аренды, есть условия доли или условия продажи – все зависит от бизнес-плана. Одна из основных функций СПК – поставить бизнес на рельсы и уходить из него. Человек если нормально начинает бизнес, мы заключаем договор, чтобы он выкупил этот земельный участок или долю компании, и мы уходим. То есть мы не должны быть в любом бизнесе более пяти-семи лет", – подчеркнул Рашид Аюпов.
Продавайте онлайн
Для стимулирования развития электронной торговли, которая в мире занимает уже 60%, рядом с бизнес-супермаркетом открылся первый е-Commerce Center, специалисты которого будут и учить предпринимателей продавать через Интернет, но самое главное, возмещать затраты на доставку товара по Казахстану и по Узбекистану. Для этого партнером проекта стало АО "Казпочта".
"Если в Украине есть бизнесмены, которые в месяц онлайн продают товара на миллион долларов. Такие хэндмейд-вещи: ошейники для собак, закладки для книг, очень много вещей. А например, китайский рынок, они говорят, им очень интересны именно продукты питания, которые не портятся, а это огромный рынок. И я думаю, что благодаря этому проекту мы научим не только внутри Казахстана продавать, но и за рубеж", – считает председатель правления АО "Казпочта" Сакен Сарсенов.
Сейчас продажи через Интернет занимают в Казахстане всего 1,5%, а в Шымкенте менее одного. При регистрации в е-Commerce Center предпринимателям будет возмещаться до 200 тыс. тенге почтовых расходов в год. Условия участия: наличие интернет-магазина, государственной регистрации в Шыменте. При этом вес одной посылки не должен превышать 14 кг.
На открытии первого в стране супермаркета для бизнеса и центра электронной торговли присутствовал, конечно, и аким третьего мегаполиса Габидулла Абдрахимов, так как СПК – это дочерняя организация акимата. Перерезав все ленточки, градоначальник первым оставил пожелание в новой книге отзывов и предложений.
Мира Бахытова, Шымкент