Министерство энергетики планирует запустить в 2020 году электронные системы учета нефти, управления недропользованием и мониторинга окружающей среды и природных ресурсов. Об этом в своей презентации на Дне цифровизации, посвященном проектам Минэнерго и Нацбанка, в рамках госпрограммы "Цифровой Казахстан" рассказал директор Департамента цифровизации и государственных услуг Министерства энергетики Алан Аралбаев.
"Министерство энергетики разрабатывает три информационные системы в рамках государственной программы "Цифровой Казахстан". Все финансирование указано в плане мероприятий данной программы. Если мы говорим по системе учета нефти, это порядка 2,7 млрд тенге на три года, период инвестиционный. Планируется, что все эти системы будут разрабатываться уже в 2019 году. В опытную эксплуатацию вступят с 1 января 2020 года. В течение года они будут отработаны, аттестованы с точки зрения информбезопасности и введены в промэксплуатацию", – сказал Аралбаев в комментарии abctv.kz после презентации.
Представитель Минэнерго не уточнил, будет ли информационная система учета нефти доступна общественности в текущем онлайн-режиме.
"По информационной системе учета нефти – она будет установлена на базе Министерства энергетики, именно это программное обеспечение. Требования к КПУ (контрольные приборы учета. – Ред.) и информационным системам, которые установлены на инфраструктуре недропользователя, Министерство энергетики не предъявляет. Это все обязательства недропользователя по оснащению контрольными приборами учета нефти и разработке веб-сервисов, которые будут передавать эти данные в систему учета нефти Министерства энергетики", – пояснил представитель Минэнерго.
Напомним, о необходимости внедрения системы учета нефти в профильном министерстве заговорили еще в 2017 году. Ранее прогнозировалось, что проект будет реализован по схеме ГЧП. Для внедрения системы в 2017 году планировалось внести необходимые поправки в законодательство, сообщал "Казинформ".
Специальный центр в министерстве займется автоматизированным сбором, обработкой, хранением и использованием информации об объемах добычи, производства, подготовки, переработки, транспортировки, хранения, реализации, отгрузки, потерь, ввоза и вывоза нефти, уточняло ведомство в рассылке. Таким образом, будет обеспечена достоверность и своевременность информации в целях контроля за производством и оборотом нефти.
С 2015 года в министерстве для формирования сведений о добыче и сдаче нефти, ее транспортировке и переработке используется единая база данных добычи и оборота нефти, которая формируется диспетчером вручную на основании информации, представляемой уполномоченными лицами недропользователя, транспортировщика, руководителя нефтеперерабатывающего или нефтегазоперерабатывающего завода. В итоге аккумулируемые сведения могут вводиться ошибочно или заведомо недостоверно, подчеркивали в Минэнерго. Такие недостатки можно выявлять только при перекрестных проверках, и они отражаются на принятии управленческих решений, уточнял КазТАГ.
За последние три года ущерб от нелегального оборота нефти превысил 100 млрд тенге, ранее писал "Диапазон" со ссылкой на Генпрокуратуру. С 2015 года расхождения между добытыми 189 млн тонн и переработанными, экспортируемыми 101 млн тонн нефти составили 2 млн тонн, что примерно равнялось 600 млн долларов, говорилось в статье издания.
"Мы сделали бенчмаркинг на основании данных международных консалтинговых компаний, где они сказали, что в целом с внедрением данной системы oil lost tracking (отслеживание потерянной нефти. – Ред.) по-английски, системы учета нефти в целом на 0,1 поцента выявляются эти моменты, сокращается количество нелегальных вещей", – пояснил Аралбаев.
Размер сокращения теневого оборота нефти составит 192,7 тыс. тонн, что позволит увеличить собираемость НДПИ и других налогов в нефтяной отрасли на 3,4 млрд тенге в год, указывается в презентации спикера Минэнерго.
Между тем на крупных месторождениях Кашаган, Тенгиз и Карачаганак, которые производят более 50% углеводородов страны, система учета нефти уже давно установлена. Основные претензии Генпрокуратуры предъявлялись по предоставлению данных с месторождений, управляемых казахстанскими компаниями, и в энергетическом ведомстве надеются, что автоматизация учета с установкой контрольных приборов улучшит качество генерируемых недропользователями данных.
"Если мы говорим про фонд скважин, то их порядка 20-22 тысяч скважин. Задача сейчас не стоит о том, что счетчик, расходомер должен устанавливаться на самой скважине. Возможно, они будут установлены на центре подготовки и переработки нефти, возможно, на автоматических групповых замерных установках – это все будет регламентироваться подзаконным актом, приказом министра по списку объектов, подлежащих оснащению КПУ", – отметил представитель энергетического ведомства.
Говоря о системе учета сжиженного нефтяного газа, Аралбаев отметил, что в ее задачу также входит централизованный сбор данных по этому виду сырья.
"Комитет госдоходов электронные счета-фактуры, накладные на нефтепродукты у себя собирает, ведет – эти данные должны в онлайн-режиме тоже передаваться в Министерство энергетики для того, чтобы мы имели полную достоверную картину по тому, какой вообще оборот идет и куда – все эти объемы сжиженного нефтяного газа, как они распределяются. В том числе это касается не только Комитета госдоходов, это еще касается и "КТЖ", акиматов, газосетевых организаций, заводов-производителей и тех же электронных торговых площадок (ЭТП), которые сейчас будут создаваться. Они тоже должны быть интегрированы с нашей системой, чтобы мы четко и полную картину имели по распределению сжиженного нефтяного газа, чтобы могли построить точную картину, как это происходит", – сказал директор Департамента цифровизации и государственных услуг Министерства энергетики.
Доля сжиженного нефтяного газа по плану поставки, реализованного через ЭТП, в 2019 году будет составлять 50%, а в 2020-2022 годы достигнет и вовсе 100%, говорится в презентации Аралбаева на Дне цифровизации. Кроме газа, информационная система управления недропользованием позволит проводить онлайн-аукционы по 50% месторождений в 2019 году и обеспечить стопроцентный охват электронными торгами в 2020-2022 годы.
На создание государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, которая будет интегрирована с земельным и водным кадастрами, а также реестром месторождений и проявлений полезных ископаемых, техногенно-минеральных образований и подсистемой парниковых выбросов, может быть выделено до 1,2 млрд тенге в 2019-2021 годы, отмечается в материалах Минэнерго.
Данияр Сериков