DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 279,31 Brent 36,55
Система управления рисками в таможенных органах непрозрачна

Система управления рисками в таможенных органах непрозрачна

В её основу необходимо заложить субъектно-ориентированный подход.

05 Декабрь 2018 08:53 4130

Система управления рисками в таможенных органах непрозрачна

Автор:

Майра Медеубаева

Систему управления рисками (СУР) Комитета госдоходов назвали непрозрачной. Причины кроются в том, что профили и индикаторы рисков актуализируются несвоевременно, а сама система практически не применяется при проведении посттаможенного контроля. Об этом во вторник, 4 декабря, говорили на совещании в Национальной палате предпринимателей (НПП) «Атамекен».

Зампред правления НПП Рустам Журсунов рассказал, что на протяжении полугода работает апелляционная комиссия, рассмотрено более 200 жалоб, из которых порядка 150 связаны с налоговыми проверками, оставшаяся часть представлена таможенными вопросами. По данным НПП, коэффициент выигрыша по налоговым вопросам со стороны представителей бизнеса составляет около 30%, по таможенным спорам процент выигранных дел выше – 37%.

«Это показатель того, что есть задел для улучшения качества контроля со стороны Комитета госдоходов. Что касается системы управления рисками, нами проделана большая работа в рамках написания Налогового кодекса, Таможенного кодекса. СУР налоговиков носит комбинированный подход: часть индикаторов имеет открытый характер, и налогоплательщики уже с 1 января следующего года могут видеть свой профиль риска и работать над улучшением оценки со стороны контролирующих органов», – отметил Рустам Журсунов.

Выступая на совещании, директор департамента таможенного администрирования Нацпалаты Дина Мамашева рассказала о том, что НПП считает, что в основу системы управления рисками таможенных органов должен быть положен субъектно-ориентированный подход.

«Это значит, что риск должен считаться не от товара, страны, ставки, а от компании. Чем более добросовестная компания, тем понятнее, что риски нарушения законодательства будут ниже. У нас такое видение: не важно, какой товар ввозится этой компанией, важно, что компания добросовестная, у неё есть хорошая налоговая и таможенная история и у неё нет возможности избежать дальнейшего контроля. Поэтому проверка СУР таможенных органов нецелесообразна», – подчеркнула Дина Мамашева.

По мнению представителей Нацпалаты, добросовестность компании в таможенных органах должна складываться из посттаможенного контроля, то есть его результаты должны непосредственно влиять на таможенное оформление. По данным НПП, на сегодняшний день из системы управления рисками практически выпал большой, серьёзный блок, который называется посттаможенным контролем. Проверки назначаются не в соответствии с системой управления рисками, нет конкретных критериев и индикаторов проверок, правил, кто должен ходить на какую проверку, как проводятся камеральные и выездные проверки, отметили участники совещания.

Бизнесмены жалуются, что одну и ту же компанию проверяют большое количество раз, компаниям непонятно, почему это происходит.

«Результаты апелляционной комиссии по вопросам таможенных органов, с одной стороны, радуют, это означает, что бизнес может себя защитить, обжаловать решения таможенных органов. С другой стороны, совершенно не радуют, потому что означает, что выбор объекта контроля происходит неверно. Это значит, что сама эффективность проведения посттаможенного контроля неверна», – заметила Мамашева.

По словам представителей бизнеса, необходимо ответить на вопросы, в чём заключается СУР: поймать нарушителя или создать систему профилактики, чтобы компании не нарушали. Для реализации этой целей необходимо раскрывать информацию, объяснять, как работает система, на что обращать внимание, отмечают представители бизнеса.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

После ЧП бизнесу крайне важно преодолеть кризис спроса

Вопрос импортозамещения вышел из экономической задачи в плоскость госполитики.

12 Май 2020 14:15 1273

После ЧП бизнесу крайне важно преодолеть кризис спроса

Фото: Мария Матвиенко

После завершения чрезвычайного положения казахстанскому бизнесу придется преодолеть кризис спроса, который стал последствием падения доходов населения. В таких условиях для предпринимателей основным источником сбыта станет государство. Это подтверждает озвученное президентом РК на заседании госкомиссии поручение о необходимости поддержки отечественных поставщиков в закупках госструктур, квагисектора и регулируемых недропользователей. Об этом во время выступления в прямом эфире на своей странице в сети «Фейсбук» отметил председатель правления Национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов.

Государство – основной источник спроса

«Ключевой вопрос сегодня – это кризис спроса. Сейчас, когда мы выходим из ЧП, крайне важен уровень спроса, его глубина падения. По секторам он будет разным, но в целом нужно понимать, что потребительский спрос упадет в силу низких доходов. Население наше потеряло доходы. 4,5 млн человек получили только пособие. Этих средств хватает на самый минимум. Ожидать большого спроса не приходится», – отметил предправления НПП.

В таких условиях основным источником спроса становится государство. Президент РК Касым-Жомарт Токаев отметил на заседании государственной комиссии, что обеспечение сбыта через государственные закупки, закупки квазигоссектора и регулируемых недропользователей должно быть приоритетным. Объем данных закупок оценивается в 12-13 трлн тенге, что может стать существенной поддержкой для бизнеса.

«НПП «Атамекен» об этом давно говорит. Теперь вопросы импортозамещения, поддержка отечественных товаропроизводителей, фактически будут государственной политикой. Эта приоритетная задача стоит перед акимами, руководителями национальных компаний, квазигосударственного сектора.

В ходе реализации данной программы будет применено льготное микрокредитование по ставке 6% годовых по линии «КазАгро» с использованием инструментов гарантирования фонда «Даму». Следует также наладить систему постоянного закупа и сбыта, запустить обучение и повышение агрокомпетенций участников. Все это повысит доходы около двух миллионов сельчан, увеличит загрузку отечественных сельхозпредприятий с 53% до 70% и снизит импорт социально значимых продуктов.

«От поля до прилавка» 

Глава государства также поручил запустить в регионах пилотный проект по развитию кооперации на селе «От поля до прилавка», а затем приступить к масштабированию проекта. В итоге к середине 2021 года должна заработать полноценная программа. По данным Аблая Мырзахметова, «пилоты» будут запущены в трех регионах – в Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Самозанятые с личным подсобным хозяйством будут кооперироваться и получать поддержку в виде 6% микрокредитования через «КазАгро» и фонд гарантирования «Даму». Похожий опыт у НПП имеется. По линии проекта «Бастау», который действует четыре года, самозанятые в сельской местности вовлекаются в экономический оборот.

На сегодня в селах в стране проживает почти половина населения – 8 млн человек.

«Важны социальное самочувствие, твердые доходы наших сограждан. Итоги нашего скрининга показывают, что 1,7 млн наших домохозяйств – это личное подсобное хозяйство, которое не вовлечено в экономический оборот. Понятно, что люди получают низкие доходы – в среднем 42 тысячи со своего подворья. Поэтому важно повысить производительность, агрокомпетенцию, ветеринарию, агрокультуру», – отметил Аблай Мырзахметов.

В рамках программы, по его словам, планируется обеспечение мелких сельхозпроизводителей гарантиями для доступа к кредитам, поддержка в кооперации, обучение.

«Самое главное – сбыт: встроить торговые сети, стандарты внедрить, чтобы наши ЛПХ могли производить продукты. Что позволит трудоустроить более 2 млн человек, которые проживают на селе. Этот проект очень важен. Он страновой. У него идеологическая основа – нам нужно поднять село. Это наша колыбель. Это наша продовольственная безопасность», – подчеркнул предправления НПП.

Санитарные сертификаты

Озвучил председатель правления Национальной палаты также предложение ввести санитарные сертификаты для предприятий с массовым скоплением людей, чтобы потребители могли определять соответствие субъектов бизнеса санитарным нормам.

«Мы предложили ввести санитарные сертификаты. Они крайне важны для потребителей. Чтобы на предприятиях с массовым скоплением людей. Особенно это касается сферы услуг, сферы общепита и торговли. Крайне важно внедрение такого сертификата», – сказал Аблай Мырзахметов.

При этом необходимо продумать процесс внедрения документа, чтобы не превратить его в очередную бюрократию. Для покрытия расходов предпринимателей на оформление сертификации, полагает он, можно рассмотреть вопрос субсидирования.

Карина Алимова

Как бизнес-омбудсмен бизнес защищает

Предпринимателя освободили от адмответственности за несовершенное нарушение ЧП.

28 Апрель 2020 09:55 2565

Как бизнес-омбудсмен бизнес защищает

Фото: atameken.kz

Обвиняемого в нарушении карантина предпринимателя освободили от адмответственности. Суд принял во внимание ходатайства бизнес-омбудсмена Рустама Журсунова о том, что полиция необоснованно составила протокол. Об этом на своей странице в сети «Фейсбук» сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

В административном суде Караганды предприниматель Татьяна Ремнева была освобождена от административной ответственности по статье 476 КоАП. Она обвинялась в нарушении требований карантина.

Согласно абзацу 13 пп. 3) п. 15 постановления главного государственного санитарного врача Карагандинской области от 5 апреля, акимам городов и районов Карагандинской области, субъектам предпринимательства необходимо обеспечить выдачу одноразовых перчаток, масок персоналу по уборке и своевременную их замену.

«Предприниматель данное требование постановления выполнила – обеспечила своего сотрудника средствами защиты, в чем и заключалась наша позиция. Во время рейда полиции уборщица в ее магазине как раз закончила уборку и сняла перчатки, чтобы очистить руки от хлорированной жидкости. В этот момент стражи порядка и составили протокол.

15 апреля по этому вопросу я обратился с письмом к руководству Карагандинского областного суда, до этого — к председателю Верховного суда. Отрадно, что мои ходатайства нашли отклик, а суд принял объективное решение», – сообщил бизнес-омбудсмен.

Он выразил надежду, что все предприниматели, столкнувшиеся с такими проблемами, смогут добиться справедливости в суде и государственных органах.

«Офис бизнес-омбудсмена и региональные представители продолжат работу по защите прав и законных интересов отечественных предпринимателей!» – заключил Рустам Журсунов.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: