Систему гособоронзаказа реформируют

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
4913

Предлагается закупки вооружения передать в ведение министерства оборонной промышленности и исключить операторов закупок.

Систему гособоронзаказа реформируют Фото: primeminister.kz

Министерство обороны и аэрокосмической промышленности предлагает забрать в свое ведение государственный оборонный заказ, который до настоящего времени находится в министерстве обороны. Законопроект "Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе" уже разработан и презентован в мажилисе парламента. 

"Предлагается изменение механизма формирования, размещения и выполнения гособоронзаказа. В частности, передача бюджета оборонного заказа Минобороны в МОАП и определение МОАП основным заказчиком по поставке продукции для нужд Минобороны. Это позволит осуществлять закуп продукции военного назначения с учетом основных направлений, формируемых министерством оборонно-промышленной политики, а также освободить вооруженные силы от несвойственных функций", – заявил на презентации законопроекта министр оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбут Атамкулов. 

При этом состав госзаказа предлагается расширить, включив в производство, поставку, модернизацию товаров военного и двойного назначения для госматрезерва, космических систем, техсредств, полигонного оборудования и тренажеров. Также предусматривается "передача материальных ценностей из госматрезерва в порядке освежения получателем оборонного заказа, то есть госорганом". 

"Этот пункт, статья – это госматрезерв – до настоящего времени практически у нас ЧС не входили в гособоронзаказ, но в то же время возникла большая необходимость в том, чтобы в оперативном плане ЧС всегда имели гособоронзаказ. В настоящее время входит только Нацгвардия. В этом законе мы определяем уже закрепление прав и обязанностей оборонного заказа, силовых мер, ведомств", – объяснил министр. 

При этом предлагается установить круг субъектов, входящих в оборонную промышленность, в отношении которых возможно применение мер господдержки, таких как финансовая, информационно-консультационная, экономическая и кадровая поддержка. Г-н Атамкулов подчеркнул, что применение мер господдержки "возможно в отношении отечественных организаций оборонно-промышленного комплекса любой формы собственности: государственной, квазигосударственной, частной". 

"К примеру, в этом году благодаря созданию министерства мы в два раза подняли объем экспорта, стопроцентное повышение экспорта продукции военного значения и 14% роста промпроизводства. Это благодаря тому, что много частных инвесторов приходит именно в оборонную промышленность", – заявил он. 

Вместе с тем министерство намерено исключить институт операторов по выполнению гособоронзаказа. Г-н Атамкулов отметил, что проводимый с 2015 года пилотный проект по внедрению такого института выявил как плюсы, так и минусы. В числе ключевых минусов – повышение стоимости. 

"В первую очередь, это произошло удорожание услуг. То есть появляется оператор, у которого есть определённая комиссия. Комиссия никаким правовым актом не регулируется. В части, например, вещевого обеспечения только по прошлому году комиссия оператора составила почти 1,3 миллиарда тенге. (...) Мы предполагаем обеспечение прямых контрактов", – заявил он. 

"Комиссионное вознаграждение – это и является одной из причин, что мы сейчас исключаем институт операторства, для того чтобы исключить эту маржинальность, которая влияет на цену этого имущества. Соответственно, сегодня стоит вопрос о создании государственного учреждения, для того чтобы без маржи, без дополнительных расходов осуществлять эти сделки по гособоронзаказу", – подчеркнул министр. 

В ведение МОАП предлагается также передать право распоряжаться неиспользованным военным имуществом. Это право, по словам министра, будет заключаться "в принятии им решения о передаче имущества в уставный капитал или оплату акций организациям оборонно-промышленного комплекса с участием государства для использования в производственной деятельности или в производстве товаров и продукции военного и двойного назначения, по реализации или продаже вооружения и военной техники, об утилизации". Кроме того, предлагается закрепить в законе особенности продажи неиспользованного вооружения и военной техники, при которых продажа вооружения будет осуществляться с условием его экспорта и возможности ремонта и модернизации в организациях отечественного оборонно-промышленного комплекса. 

"Мы предлагаем осуществить право распоряжения неиспользуемым военным имуществом в два этапа. На первом этапе внести поправки в законодательство и закрепить компетенцию МОАП по распоряжению неиспользуемым военным имуществом. Второй этап будет включать последующую процедуру по высвобождению территорий войсковых частей, вывозу и хранению имущества, которое осуществимо по выделению средств из госбюджета в случае одобрения бюджетной комиссией. Сегодня большое наследие еще из советской эпохи, военной старой техники, которая находится на складах некоторых воинских частей. Предлагается все это отремонтировать, модернизировать и реализовать все, что возможно. Все, что невозможно, мы должны отправить в утиль. Чтобы не создавался теневой оборот оружия в стране. Почему экспорт? Внутри страны эту компетенцию имеют правоохранительные органы, специальные органы и Минобороны. Когда происходит модернизация на казахстанском предприятии и дальше доводится до товарного вида и реализуется, мы практически выводим это вооружение за пределы Казахстана", – объяснил г-н Атамкулов.

Еще одним новшеством станет создание специального фонда развития оборонно-промышленного комплекса – для модернизации ОПК и поддержки отечественных научно-технических разработок. Создать этот фонд предполагается на базе центра военно-стратегических исследований. 

"В части создания новых видов вооружения мы столкнулись с тем, что предприятия отвлекают собственные средства на создание вооружения или техники. Даже если она будет принята на вооружение, средства, затраченные на конструкторские разработки, не возмещаются при гособоронзаказе. Чтобы закрыть этот пробел, мы будем использовать средства, чтобы предприятия могли заниматься разработками", – пояснил г-н Атамкулов.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться