"До тех пор, пока мы являемся импортозависимой страной по бензину на 30% от России и наши НПЗ не покрывают собственные потребности, лучше постепенно повышать цены на ГСМ в пределах 8% годовой республиканской инфляции. Это получится по два-три тенге в квартал, а в год – на 10-12 тенге. Таким образом, можно будет избежать ажиотажа и резких скачков стоимости топлива, подобных нынешнему", – заявил председатель ассоциации автозаправщиков ЮКО "Жанар-Жағармай" Кайыпбек Камбаров.
Другой упредительной и стабилизирующей мерой он считает необходимость введения запрета на вывоз ГСМ за пределы республики. Как напомнил г-н Камбаров, он доказал свою эффективность в прошлом году, когда возник дефицит дизтоплива в связи с его вывозом в Кыргызстан.
Более того, как отметил председатель ассоциации, это дало результат в регионе и на этот раз.
"Месяц-полтора назад на встрече с руководством области мы заранее предложили запретить вывоз ГСМ с территории региона, – пояснил он. – Было дано соответствующее поручение представителям правоохранительных органов. И это сработало: в результате у нас в области сейчас самая низкая цена на бензин по всей республике, средняя стоимость самой ходовой марки АИ-92 составляет 150-151 тенге за литр".
Тем не менее, Кайыпбек Камбаров признал, что подорожание все же имело место. Так, по данным ассоциации, в сентябре АИ-92 в ЮКО в среднем стоил 138-140 тенге, а в начале 2017 года – 135 тенге за литр.
Глава региональной ассоциации автозаправщиков также поделился своими прогнозами: "Думаю, что к концу месяца ситуация по бензину в стране стабилизируется. Предполагаю даже, что через месяц цены понизятся на пять-шесть тенге, так как пойдет снег, сельхозтехника остановится, люди сами будут меньше ездить на авто, то есть ближе к зиме или зимой спрос уменьшится. Это наблюдается ежегодно".
Как проинформировал г-н Камбаров, ежемесячная потребность ЮКО в бензине составляет 30 тысяч тонн. По его данным, на данный момент в области имеются запасы в 10,2 тысячи тонн АИ-92 и 9,1 тысячи тонн дизтоплива. С учетом потребности региона в тысячу тонн топлива ежедневно этого объема хватит на девять-десять дней, заверил он.
К слову, представленная главой АЗС общая ситуация в ЮКО с обеспеченностью ГСМ совпадает с прежними заявлениями чиновников и ведущих игроков рынка о достаточных объемах топлива в регионе, отсутствии ажиотажа и дефицита.
Клара Ларина, Шымкент