Такое мнение известный казахстанский бизнесмен, глава Raimbek Group Раимбек Баталов выразил в блиц-интервью Forbes.kz
F: Раимбек Анварович, после девальвации тенге прошло без малого три месяца. Как чувствует себя бизнес?
- Пока мы видим, что спрос снижается, средний чек сокращается. Мы понимаем, что эта тенденция сохранится. Активности деловой пока не наблюдаем, так как доверия к курсу тенге нет. Логично, что люди, которые имеют маленький или большой кэш, стараются уйти в доллары и не тратить эти деньги. Мы это понимаем и пересматриваем все свои стратегии, инвестиционные программы. Мы уже оптимизировались после предыдущих девальваций. Но сейчас, в связи с тем, что сокращаются объёмы продаж, мы вынуждены оптимизировать свои управленческие структуры.
Период бурного роста затронул и государственный аппарат, и частный сектор. Мы все росли, у всех, как говорится, пёрло. Мы обрастали структурами, управлениями, отделами, помощниками, замами. Одни начальники! А жизнь сейчас начинает диктовать другое: нужно быть более эффективными, автоматизировать бизнес-процессы.
F: Предполагалось, что переход к свободному плаванию тенге поможет отечественным производителям конкурировать по ценам с подешевевшими российскими товарами. Ваша продукция – молоко, соки – сравнялась по стоимости с российской?
- Эта ситуация нормализовалась. Мы считаем, что курсовой дисбаланс практически решён. Но есть другая сторона медали. Большинство продукции, которая производится в Казахстане, изготавливается из импортного сырья. И мы вынуждены будем поднимать цены. Сейчас мы снизили свою доходность и, не поднимая цены, пытаемся восстановить ту долю рынка, которую потеряли за предыдущий период из-за курсовой разницы. Это конкурентная среда, держать цены заставляет нас рынок, а не местные исполнительные органы. Но так долго продолжаться не может. Мы понимаем, что в следующем году будет серьёзный виток инфляции, и производители будут вынуждены поднимать цены. Соответственно, упадет объём продаж. Мы к этому готовимся.
F: Как сильно, по-вашему, повысятся цены?
- На этот вопрос сложно ответить, так как это зависит от продукции. Но, условно говоря, от 20% до 40%.
F: Вы сказали, что средний чек уже сократился. Насколько?
- Мне трудно говорить за всех. Но мы видим, что в определённых сегментах ретейла, о которых я могу говорить, средний чек сократился на 15-20%. Это реально много. В целом по стране, я думаю, ситуация аналогичная.
F: У вас есть ещё сеть супермаркетов «Арзан». Наверное, по сети можно понять, как ведут себя в целом казахстанские потребители?
- «Арзан» - дискаунтер, там низкие цены, но мы всё равно видим сокращение. Мы видим, что люди стали меньше покупать дорогих товаров и больше начали брать товары подешевле. Например, не покупают сок – вместо него берут сокосодержащие напитки, вместо целого мешка муки покупают половину.
F: Вы считаете, потребительский спрос будет сокращаться и дальше?
- К сожалению, да. Всё будет зависеть от государственных мер. Но пока ставки по кредитам очень высокие, пока тенге не хватает, пока с курсом не совсем всё понятно. Конечно, будет какая-то оптимизация всех бюджетных программ. Мы понимаем, что чуть больше половины субъектов МСБ так или иначе зависят от тендеров, и это серьёзно повлияет на доходы компании. А бюджетные программы сокращаются. Так что потребительский спрос будет сокращаться.
F: То есть, это ещё не дно?
- К сожалению, ещё не дно.