Невозможность найти общий язык с госорганами заставляет бизнесменов обращаться со своими проблемами в Национальную палату предпринимателей "Атамекен", хотя почти все эти вопросы можно и нужно решать на местах. Об этом уполномоченный по правам предпринимателей в РК Болат Палымбетов говорил на встрече с бизнесменами Северо-Казахстанской области, где побывал с ознакомительной поездкой.
"Это уже тринадцатый регион Казахстана, который я посещаю, и цель визита – получить информацию о проблемах предпринимателей СКО и страны в целом. Мы проанализировали все жалобы, которые поступают в Нацпалату, и сделали вывод, что 90% этих вопросов можно решать на местах. Радует, что это понимает и местная власть: у нас была встреча с акимом области Ериком Султановым, и мы нашли у него понимание, что действительно эти вопросы можно решить здесь. Конечно, есть системные вопросы, касающиеся нормативных документов, законодательства, которые могут решаться только в Астане, а внутренние вопросы – предоставление земельных участков, работа госорганов, многое другое – можно снимать здесь, и этому ничего объективно не мешает. Почему они все-таки не решаются? Причин очень много: есть и непонимание, и нежелание, и люди, которые просто недовольны чем-то…", – сказал омбудсмен.
Рост обращений – показатель доверия?
Между тем, по словам директора департамента правовой защиты предпринимателей Национальной палаты Олега Савеленко, из года в год количество обращений предпринимателей в систему Нацпалаты только растет. Если за период с сентября 2013 года по декабрь 2015 года поступило порядка 10 тыс. обращений по линии защиты бизнеса, то за I квартал 2016 года – более 2 тыс. обращений.
"Это свидетельствует как о доверии бизнес-сообщества к Национальной палате, так и о том, что у казахстанского бизнеса остается очень и очень много проблем", - считает г-н Савеленко.
Наибольшее количество обращений, по его данным, поступило по проблемам в сфере земельных отношений, архитектуры и строительства (21%), налоговым вопросам (15%), вопросам закупок (10%). Положительного же результата удается добиться в менее чем половине случаев (42%).
В Палату предпринимателей Северо-Казахстанской области за время ее деятельности поступило 798 обращений по вопросам защиты бизнеса, в том числе 124 - в первом квартале 2016 года. Больше всего североказахстанских бизнесменов волнуют налоговые вопросы (25%), земельные вопросы, проблемы архитектуры и градостроительства (12%), взаимоотношения с субъектами естественных монополий (6%).
Деловой климат хромает
О том, что в отношениях с чиновниками не все гладко, свидетельствует не только количество обращений бизнесменов в палату. Северо-Казахстанская область оказалась в хвосте рейтинга "Деловой климат", с помощью которого определили степень благоприятности бизнес-среды в регионах для предпринимателей. Исследование, проведенное по заказу Национальной палаты Институтом экономических исследований МНЭ РК, позволило оценить работу местных государственных органов с точки зрения предпринимателей. Для проведения социологического исследования и дачи оценки регионам были использованы более 30 значимых и признанных в мире методик оценки бизнес-среды, в том числе методики Всемирного банка, Банка Америки, Правительства Великобритании.
Оценка проводилась по пяти основным критериям: административное регулирование (удовлетворенность работой госорганов, техрегламенты, лицензии проверки, проблемы взаимодействия госорганов и бизнеса, предоставление информации предпринимателям), государственная поддержка (участие в госпрограммах и их оценка, оценка деятельности объектов инновационной инфраструктуры, удовлетворенность работой ЦОП и ЦПП), недвижимость и инфраструктура (доступность объектов недвижимости, земли, коммунальные сети, транспортная инфраструктура), человеческие ресурсы (доступность кадров, компетенция кадров, обучение предпринимателей), финансовые ресурсы (финансовое состояние предприятий, доступность инструментов кредитования, размер кредитования). По всем этим критериям Северный Казахстан занял места от 10 до 16, выйдя в общем зачете на далеко не почетное 15 место. Лидерами же по созданию благоприятной бизнес-среды стали города Астана и Алматы и Актюбинская область.
"Если на 15 месте область в целом - есть пища для размышлений. Нужно просто встречаться и говорить с предпринимателями на человеческом языке. Иногда чиновники забывают, что они существуют на налоги бизнеса", - сказал Болат Палымбетов.
Зато уровень коррупции, по итогам рейтинга, в СКО самый низкий.
"Предпринимателями Северо-Казахстанской области уровень коррупции оценен очень положительно. По мнению респондентов области, больше всего коррупции встречается в органах санэпиднадзора (4,2%), налоговой и таможенной службах (по 3%). По восприятию предпринимателей и большому количеству жалоб самым коррумпированным органом по стране признаны органы налоговой службы. Наибольшее давление со стороны государственных органов испытывают предприниматели, работающие в отраслях обрабатывающей промышленности и строительства. При этом, инициаторами коррупции в большинстве выступают сами госорганы и их сотрудники", – рассказал директор департамента общественного мониторинга и работы с административными барьерами НПП "Атамекен" Ербол Устемиров.
Если человек хочет что-то построить – его на руках надо носить!
По словам бизнес-омбудсмена, сегодня самая большая проблема – занятость населения. И если предприниматель готов создать новые рабочие места – его нужно всячески поддерживать.
"Если бизнесмен хочет что-то построит – СТО или салон красоты, и неважно, сколько человек там будет работать – 5 или 150, да за ним нужно бегать, на руках его носить, говорить: "Дорогой, возьми два-три человека на работу!". А ему говорят: "Ваш проект не соответствует плану детальной планировки или генплану". При этом генплан – какой-то секретный документ, которого никто не видел. Я всем акимам говорю: вывесите генплан в Палате! В Алматы его вообще разместили в интернете, и никаких проблем теперь с несоответствием при строительстве!", - говорит омбудсмен.
По данным на 2015 год, в СКО 40 тысяч действующих предприятий, где работает 109 тысяч человек.
"А сколько еще их можно было создать, если не бить по рукам! И это не одного региона касается. Нужно заимствовать друг у друга положительный опыт. Сегодня, например, мало желающих купить землю на аукционах. Астана пошла другим путем: дает семь лет на право выкупа. Человек строит там свой бизнес, семь лет платит аренду с правом последующего выкупа – это хороший опыт, который стоит перенять", - советует Болат Палымбетов.
По его мнению, главное правило для чиновника в отношениях с бизнесом: "Не можете помочь – хотя бы не мешайте".
"Кроме того, нужны информированность, транспарентность, честность, а чтобы это было – нужно, чтобы во всех комиссиях, которые существуют в акиматах всех уровней, присутствовали представители бизнеса. Тогда честно будет предоставляться земля, решаться вопросы по госзакупкам и все остальные", - говорит он.
Они не уголовники
Снижение административных барьеров и защита бизнеса от уголовного преследования – в списке главных задач НПП "Атамекен". Гуманизация уголовного законодательства давно назрела.
"Проведенный нами анализ показал, что в 2015 году из находившихся в производстве 8857 уголовных дел в сфере экономической деятельности только 1914 было направлено в суд (22%), а в 2014 году из 5186 подобных дел 1891 направлены в суд (36%). Таким образом, почти в 80% случаев предприниматели необоснованно находились в орбите уголовного преследования, и их деятельность фактически была парализована в связи с проведением многочисленных следственных действий. Расследование уголовных дел длятся месяцами, годами, а работа бизнеса парализуется", - проинформировал Олег Савеленко.
В этой связи Национальной палатой внесены в межведомственную рабочую группу по усовершенствованию законодательства соответствующие предложения по снижению санкций за административные и уголовные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, а также в уголовно-процессуальное законодательство для исключения фактов необоснованного уголовного преследования предпринимателей. В частности, предлагается законодательно закрепить положение о том, что заявления или сообщения в отношении предпринимателей без подтверждающих данных не регистрируются в ЕРДР, а направляются в контролирующий орган для ревизии либо проверки.
Намерены в Нацпалате также бороться за сокращение требований госорганов к бизнесу.
"Анализ системы проверок госорганов показал, что деятельность предпринимателей правомочен проверять 61 государственный орган, которыми к предпринимателям предъявляются более 18500 требований, всего установлено 132 сферы, где проводятся проверки. Мы считаем, что эти требования и сферы излишни", - сообщил Ербол Устемиров.
А омбудсмен призвал самих предпринимателей активнее участвовать в формировании законов:
"Сегодня ни один закон или нормативный акт не выходит без визы Нацпалаты, ведь 70% принимаемых законов касаются непосредственно предпринимателей. Я вас призываю: если у вас есть какие-то предложения – обращайтесь к нам, в наши рабочие группы, ведь вам жить и работать с этими законами".
Диана Слинькова, Петропавловск