В Казахстане растет спрос на экологически чистую продукцию. Это продиктовано и пандемией, во время которой казахстанцы поняли, что нужно питаться полезно, а также ростом различных заболеваний, в том числе онкологических, проявлением резистентности к антибиотикам.
"Люди уже не доверяют качеству продуктов питания в магазине, а у нас молочка, яйца, мясо курицы и другие продукты – с химией. Через несколько лет это может проявиться в виде аллергии, устойчивости к антибиотикам", – говорит он, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
По его словам, только сертифицированная продукция может вызвать доверие на рынке.
Есть несколько уровней доверия. Первый – это экспортный. В Казахстане 300 тысяч га сертифицированных органических земель, 62 оператора работают в этом направлении.
Но многие фермеры к ней не готовы ввиду дороговизны такой зарубежной сертификации – от 5 до 15 тыс. евро в год. Плюс еще погрузки, проверки, исследования в зарубежных лабораториях. Все это довольно хлопотно. Средняя цена – 8-9 тысяч евро в год. Поэтому только крупные хозяйства могут себе ее позволить.
Второй уровень – это казахстанская сертификация, но ее пока нет. Есть ожидание, что она появится в этом году.
И третий уровень – это PGS, или система гарантий сообщества.
В ней будут участвовать надежные поставщики. Уже есть заинтересованные кооперативы. О таком инструменте союзу подсказали в IFOAM – это Международная федерация движения за органическое сельское хозяйство.
Что она из себя представляет? Участники сообщества регулируют себя сами, проводят взаимные проверки на полях. Кроме того, хозяйство нужно еще показать потребителям, например агроблогерам. Также создается система прослеживаемости, цепочка прохождения товара от поля до прилавка. В наполнении такого формата союзу помогает организация IFOAM.
"Мы разработали лого PGS Казахстан в рамках зонтичного бренда Qazaq organic Food. В нем будет указано название кооператива, например Майлытогай. У него 85 членов, некоторые имеют всего 10 соток. Казалось бы, какая там сертификация? Но на 10 сотках растет чистейший виноград. Это виноградник получает свой идентификационный номер, который указывается под общим брендом. Любой покупатель, будь то из Нур-Султана или Шымкента, может зайти на специальный сайт (он в разработке), пробить "Майлытогай" с номером и получить исчерпывающую информацию – площадь, наименование продукции, фото и контакты. А также при желании напрямую заказать продукцию у этого фермера", – говорит эксперт.
Так, организуется сбыт для небольших хозяйств. Это в дальнейшем поможет и расширению знаний среди аграриев и маркетинговым исследованиям. Таким образом, решается и вопрос укрепления здоровья, культуры потребления экологически чистой еды. Участие в этой системе будет стоить 5 МРП в год, или 14,5 тысячи тенге. Для того чтобы эта система в полную силу заработала по Казахстану, достаточно 8-10 таких лидеров, которые объединят вокруг себя мелких фермеров. Если есть желающие узнать об этом больше, они могут обратиться в союз, где им подскажут и объяснят механизм и преимущество такого формата работы.
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!