RU KZ
Сколько в Казахстане родители тратят на детей

Сколько в Казахстане родители тратят на детей

19:41 01 Июнь 2017 13174

Сколько в Казахстане родители тратят на детей

Автор:

Римма Ивахникова

Фото: tengrinews.kz

Казахстанцы больше всего тратят на игрушки, сладости и развлечения.

Детские товары давно стали золотой жилой для бизнесменов. Во-первых, это стабильность спроса: ежегодно в Казахстане рождается около 250 тысяч детей. Карапузы растут быстро, поэтому многие вещи приходиться покупать снова и снова. Во-вторых, влияние кризисных явлений на этот рынок незначительно: на детях не экономят. Родители могут отказаться от многих покупок для себя, но все равно будут вкладывать деньги в любимое чадо. В-третьих, объем рынка внушительный, так как воспитание и содержание ребенка требует больших сумм.

Одноразовые детские подгузники – это средство гигиены совсем не дешевое, в среднем 1300-1500 тенге за пачку. В зависимости от фирмы, качества и размера их стоимость варьируется от 900 тенге до 8000 тенге за упаковку.  Но без памперсов нынче в приличное место с ребенком не сходишь. По данным комитета по статистике министерства национальной экономики РК, с января по март текущего года в нашу страну было импортировано 519,9 тонны детских одноразовых пеленок и подгузников на сумму 3330,7 тысячи долларов. То есть больше миллиона долларов в месяц казахстанские родители тратят на то, чтобы детские попки были сухими и чистыми. Ну, или чтобы ночью спать спокойно. Кроме того, в нагрузку к подгузникам мамашам и папашам часто приходиться приобретать дополнительный товар: присыпки, крем, салфетки. И этот набор косметики для новорожденных порой стоит дороже самих памперсов. 

Смеси дороже мяса

Детское питание – это отдельная тема. По сравнению с прошлым годом молочные сухие смеси для новорожденных детей подорожали в два раза. Сейчас их стоимость составляет от 1500 до 5000 тенге за 700-800 граммов. Для сравнения, говядину на рынке продают по 1200-2500 тенге за кило. Детские смеси в основном импортные, и большая часть их завозится из России. За первые три месяца 2017 года в страну было ввезено 525,5 тонны расфасованного детского питания на 2 млн 018 тыс. долларов.

Всевозможные молочные напитки, которые предназначены для детей старшего возраста, вообще рекой текут из соседних стран в Казахстан. Например, согласно той же официальной статистике, за первые три месяца текущего года из-за границы привезли 2146,3 тонны пакетированного молока и сливок жирностью 3% (1 млн 453,9 тыс. долларов), молока жирностью 6% – 1451,3 тонны (2 млн 336,1 тыс. долларов), прочей молочной продукции без вкусовых добавок – 1082,5 тонны (1 млн 563 тыс. долларов), с вкусовыми добавками – 3531,5 тонны (3 млн 873,5 тыс. долларов), йогуртов – 638,9 тонны (1 млн 006,0 тыс. долларов). Кроме «молочки», ребятишкам нужно покупать витамины и сладости. К тому же родителям частенько хочется побаловать своих чад различными «пищевыми хитами», которые рекламируют по телевизору или в Интернете. И если разделить общую стоимость завезенных в течение года в страну соков, фруктов, конфет, мороженого, жвачек, чипсов и различных кондитерских изделий на количество детей, то получится сумма, превышающая стоимость среднего автомобиля. 

Клондайк в детском гардеробе

На детской одежде можно тоже прилично заработать. Времена дефицита товаров уже давно прошли, поэтому родители буквально забивают шкаф ребенка вещами. Ассортимент сегодня настолько большой и разнообразный, что мамочкам хочется непременно скупить все. При этом взрослые очень часто забывают один важный момент – дети очень быстро растут! А вот производители помнят и стараются этим пользоваться.

«Детский и подростковый ассортимент у нас занимает примерно 30-40%. Это футболки, свитшоты», – сообщил основатель казахстанского бренда Sophia Linsky Игорь Ильинский.

Несмотря на то, что детская одежда пользуется огромным спросом, на нашем рынке очень мало вещей отечественного производства.

«Только 2% детских изделий в рознице – продукция местных предпринимателей. Остальное – импорт.  Причем несертифицированный и недекларированный. Детскую одежду никто не проверяет на соответствие техническому регламенту», – рассказала президент Ассоциации легкой промышленности РК Любовь Худова.

За январь-март текущего года было завезено пальто, курток, свитеров, блузок, брюк и прочей одежды для мальчиков и девочек почти на 20 миллионов долларов. И даже 2% от этого объема (400 тысяч долларов) кажутся существенными.

Тонны пистолетов и паровозиков

Еще один очень важный сегмент этой сферы – всевозможные игрушки и развлечения. Это товары не первой необходимости, но, тем не менее, денег для забавы своих чад родители не жалеют.  80% игрушек в Казахстан ввозится из-за границы. По данным комитета по статистике, за январь-февраль текущего года было импортировано 16,4 тонны кукол (240 тыс. долларов), 13,7 тонны электрических паровозиков (66,7 тыс. долларов), 44,2 тонны конструктора (1 млн 202,7 тыс. долларов), 230,2 тонны игрушек-животных (2 млн 041,1 тыс. долларов), 1,8 тонны детских музыкальных инструментов (21,8 тыс. долларов), 0,7 тонны деревянных головоломок (7,5 тыс. долларов), 113,6 тонны игрушек в наборах (671,0 тыс. долларов), 17,9 тонны роботов и машинок со встроенным двигателем (182,6 тыс. долларов), 3,6 тонны пистолетов (70,5 тыс. долларов), 8,2 тонны надувных мячей (147,9 тыс. долларов), 7,2 тонны роликовых коньков (57,6 тыс. долларов).  В общей сложности это 4,7 млн долларов. Кроме того, в страну было ввезено 17,9 тонны качелей, каруселей и аттракционов на 282,6 тыс. долларов.

Дети – активные пользователи сети Интернет, а также различных технических устройств:  mp3-плееров, i-pod и так далее. Только за три месяца 2017 года в страну было импортировано 1,6 тонны различных видеоигр на сумму 251,3 тыс. долларов. 

Родители покупают – дети развлекаются

Обязательным «якорем» всех крупных торговых центров стали развлекательные площадки для детей. Когда родители приходят за покупками, дети должны быть чем-то заняты. И лучший способ обеспечить им интересное времяпровождение –  развлечения в игровых комнатах, лабиринтах и прочее. Например, в Алматы пространство для детских развлекательных зон выделено в ТРЦ MEGA Alma-Ata (HAPPYLON Magic Park), ТЦ MEGA Park (HAPPYLON), ТЦ Asia Park (LUNAPARK), ТК Esentai mall (роликовый клуб Super Rollers, студия детского творчества KidsArt, центр развлечений NEXT), ТЦ «Апорт» (парк развлечений Funky Town, аквапарк Hawaii), Maxima (Party Room, ясельная площадка, детская игровая площадка), ТЦ Domillion (интерактивный город профессий PROFILAND), ТРЦ «Ритц-Палас» (детская площадка).

Зачастую ТЦ привлекают малых и средних предпринимателей в качестве арендаторов этого пространства. Чаще всего они и являются поставщиками аттракционов. Кроме того, они предлагают развлекательные программы для детей, конкурсы, концерты, анимацию и так далее.

«На прилегающей территории ТЦ «Ритц-Палас» мы выделяем арендаторам 1000 квадратных метров под детскую площадку. Посещаемость около 100 человек в день. Стоимость аттракциона – 200 тенге, длительность от 3 до 10 минут. Иногда бывают акции –1000 тенге на все аттракционы. По моим подсчетам, затраты на оборудование для детских развлекательных зон составляют несколько десятков тысяч долларов», – предположил менеджер по аренде ТОО «Ритц» Булат Сагит.

В последнее время в Алматы и Астане наблюдается бум открытия всевозможных площадок, ориентированных на детский отдых. По всей видимости, затраты на их создание быстро окупаются. 

Интернет для детей

Множество товаров и услуг для детей сегодня предлагается в Интернете. Сейчас в Сети работают не менее десятка магазинов, предлагающих цены на 5-15% ниже, чем в традиционной рознице. Собственные интернет-сайты открыли многие известные семейные магазины детских товаров. Например, сеть магазинов одежды «Ути-пути», имеющая торговые точки в Астане и Алматы, продает детские вещи on-line. Крупнейшие сети магазинов игрушек MARWIN и KENGA очень активно реализуют товары через Интернет и общаются с клиентами по WhatsАpp. 

Чем младше ребенок, являющийся потребителем бренда, тем больше нацеленность рекламы на взрослого. Когда дети становятся постарше, рекламный посыл направляют уже именно к ним. Например, предлагая наборы с конструктором, уже не пишут, что этот товар развивает моторику и воображение ребенка. Игрушки быстрее найдут своего покупателя, если их будут предлагать, как «Бэтмобиль», «Путешествие на острова», «Погоня на реактивном самолете» или «Летающий шар». В Интернете детям рекомендуют посетить различные кружки и научные шоу, загрузить специальные мобильные приложения. На некоторых сайтах даже предлагают купить «Бизнес-идеи для детей».

Главное – привлечь внимание, заинтересовать ребенка. А выпросить у родителей то, что им хочется, дети умеют.

Римма Ивахникова