Слабые погибают, а сильные пытаются реструктурировать свой бизнес – эксперт о состоянии стройрынка

8733

Генеральный директор консалтинговой компании Tetin Лев Тетин не исключает возможности банкротства ряда застройщиков в 2023 году, передает Inbusiness.

Слабые погибают, а сильные пытаются реструктурировать свой бизнес – эксперт о состоянии стройрынка Фото: avesta-news.kz

Перспективы строительного рынка в будущем году с учетом льготной ипотеки, которая на сегодня, по мнению экспертного соообщества, монополизирована одним финансовым институтом, обсудили в очередном выпуске "Время говорить" на Atameken Business. Автор Данил Москаленко обратил внимание спикеров на продолжающийся спад в части объемов строительства. В этом году построили на 2 млн квадратных метров меньше в сравнении с 2021-м.

Лев Тетин, генеральный директор консалтинговой компании Tetin:

"Я вас расстрою. Скорее всего, построят на 3 миллиона (квадратных метра. – Прим. ред.) меньше, чем запланировано. Общий план, который ставило правительство на этот год, – 18 млн квадратных метров. Это плюс один миллион к прошлому году. Планируют чуть более 15 миллионов ввести. Почему? Мы все прожили этот год, мы все продолжаем находиться в состоянии неопределенности и в геополитике, в экономике. Удорожание строительных материалов и, безусловно, инъекции прошлого года все еще нам с вами откликаются. Я говорю о пенсионных накоплениях, которые были вовлечены в прошлом году на рынок строительной отрасли. И сейчас продолжается спад, потому что прошлый год был накачан деньгами. 606 тысяч сделок, а именно 40 миллионов квадратных метров, было куплено в прошлом году. Вы представляете! Рынок еле-еле переварил это. Конечно же, мы видим откат, конечно же, этот год не откатился настолько, насколько мы ожидали".

В этом году, по данным Тетина, ожидается 400 тысяч сделок в сфере жилой недвижимости.

"Это все равно больше, чем показатели прошлых лет", – подчеркнул эксперт.

Данил Москаленко:

 Не будет ли это каким-то риском в будущем, в том плане, что не вернется ли к нам 2008 год? Когда пузырь был, потом пузырь сдулся, и все это было довольно резко.

Лев Тетин, генеральный директор консалтинговой компании Tetin:

– Риск такой существует. Следующий год... Во-первых, в целом будет стагнация на рынке, не будет никаких всплесков. Продлят "7-20-25", не продлят "7-20-25", новые предложения сделают... Сейчас происходят эволюционные процессы на рынке, сейчас слабые погибают, а сильные пытаются переструктурировать свой бизнес. И вот следующий год, возможно, может быть характерен чередой банкротств ряда застройщиков. Конечно же, мы будем видеть, как правительство будет пытаться выравнять ситуацию. Дай Бог, все будет хорошо. Но я бы хотел акцентировать ваше внимание на том, что пора уже строительной отрасли делать системные, стратегические шаги, которые, во-первых, уменьшат импортозависимость, потому что до сих пор 50% в каждом квадратном метре завозится на территорию РК. Второе: президент говорил, что необходимо ввести 100 млн квадратных метров в ближайшее время, а этот год – 15 миллионов, прошлый год – 18 миллионов, вы представляете, какой объем необходимо профинансировать?

Жаныбек Айгазин, генеральный директор AERC: 

– В первую очередь, это все-таки же рынок, рынок первичного жилья, вторичного. Статистика показывает, что объем сделок, по крайней мере, в ноябре у нас снизился на 26% по сравнению с ноябрем прошлого года. Цена первички за указанный период выросла на 17,3%, вторички на 26%... Ну, следующий год, что будет? Большая неопределенность, геополитика, инфляция, сам регулятор уже говорит, что инфляция у нас будет больше 20%. Согласен с тем, что в отрасли стройматериалов нам, естественно, нужна какая-то госпрограмма, какие-то там механизмы, чтобы повысить локальный контент, как сказал собеседник".

Данил Москаленко:

 - Государству сейчас стоит стимулировать спрос на рынке недвижимости?

Жаныбек Айгазин, генеральный директор AERC:

"Инфляция высокая. Любые фискальные стимулы на руку инфляции. Я сторонник того, что сейчас в первую очередь надо побороть инфляцию, потом уже думать об экономическом росте. Потому что эти программы - они толкают экономический рост".

Лев Тетин, генеральный директор консалтинговой компании Tetin:

"Если мы посмотрим итоги этого года об ипотечном кредитовании... из чего состоит пирог? 73% всех ипотек выдано Отбасы банком, 17% - посредством реализации программы "7-20-25", и всего лишь 10% - банки второго уровня. Мой собеседник абсолютно прав: нет полноценных ипотечных продуктов на сегодня. Но что очень важно: сколько куплено квадратных метров с помощью ипотеки? Всего лишь 32%. Тогда как в соседних странах показываются другие проценты – 70-80%. Мы видим возможность роста этого сегмента, но мы не видим реальной возможности. Потому что есть огромный монополист с дешевыми деньгами. Вот здесь, возможно, мыльный пузырь. Вот здесь огромная потеря денег государства".

Данил Москаленко:

 - То есть вы против того, чтобы продлять программу "7-20-25"?

Лев Тетин, генеральный директор консалтинговой компании Tetin:

"Она нерабочая. Посмотрите вообще саму суть этой программы. Нужно приобрести квартиру, стоимость которой не превышает 25 млн тенге, первое. Второе, этот объект должен быть введен в эксплуатацию. Что происходит? По мере строительства все ликвидные квадратные метры распродаются. Остаются неликвидные. А что такое неликвидные? Большие по площади. А большие по площади - они соответственно несут за собой высокую стоимость. За 4 года освоено порядка 700 млрд тенге из одного триллиона запланированных. И это, в первую очередь, говорит о том, что программа – нерабочая. Если ее и продлять, то ее надо в корне поменять: увеличить лимит, пересмотреть условия. Возможно, вовлечь еще и вторичное жилье. Вот тогда люди смогут воспользоваться этими квадратными метрами".

Жаныбек Айгазин, генеральный директор AERC:

"В своей стратегии о денежно-кредитной политике, это год назад, Национальный банк декларировал, что в 2023-24 годах будет выходить из этих льготных программ. Потому что он понимает, какой урон наносит рынку. Это в теории экономики называется финансовая репрессия, когда присутствие государства ломает этот рынок. Он (Национальный банк РК – прим. ред.) это декларировал. Почему сейчас об этом говорят, я не понимаю. Потому что эти активы будут использоваться, ликвидность Национального банка, это не бюджет, "7-20-25" - это программа регулятора. Регулятор вообще не может участвовать, по законам рыночной экономики. Его основной мандат – это поддержание стабильности цен. Всё. Больше ничего".

Полную версию программы "Время говорить" можно посмотреть по ссылке.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться