Комментировать ситуацию корреспонденту inbusiness.kz в областном акимате не стали, но пообещали это сделать позже. К слову, сегодня в регион прибыл с рабочим визитом премьер-министр Казахстана Аскар Мамин. Прессу на данное мероприятие не приглашали.
По информации источников из управления координации занятости и социальных программ ВКО стало известно, что сегодня идет прокурорская проверка, также то, что в начале мая в центре побывала специальная рабочая группа, которую возглавляет главный педиатр области Шолпан Макашева. Но телефонный разговор с ней тоже не состоялся. Шолпан Макашева попросила позвонить ей после селекторного совещания с вице-министром, которое вот-вот начинается.
В областной прокуратуре попросили выслать официальный запрос.
Главный врач Аягозской центральной районной больницы Шалкар Омаров не подтвердил и не опровергнул информацию по количеству умерших и заразившихся детей, также то, что у пребывающих в данный момент в больнице детей выявлены инфекционные заболевания. Он лишь отметил, что смерть детей наступила в результате развития врожденной болезни.
"Дети умерли в течение месяца, в разные дни, вследствие основного врожденного неврологического заболевания с тяжелыми пороками развития. По всем другим детям наблюдается положительная динамика. Угрозы для жизни нет. Врачи проводят все необходимое лечение", – сказал inbusiness.kz главный врач Аягозской центральной районной больницы Шалкар Омаров.
Жалобы остались не услышанными
Ситуацию на своей странице в Facebook вчера вечером прокомментировала детский омбудсмен Аружан Саин. Она подчеркнула, что это не первый факт нарушения прав детей в данном государственном учреждении, где проживают дети с психоневрологическими патологиями. Напомним, летом 2019 года воспитатель центра записала резонансное видео, где двое воспитанников рассказывали о том, что в марте неоднократно подвергались сексуальному насилию в стенах учреждения. По их словам, такая же участь ранее постигла еще двоих детей. При этом, утверждали они, их официальный опекун в лице директора центра знал о происходящем. Детский омбудсмен Аружан Саин забила тревогу. Отмечалось, что по факту начались следственные действия.
"По ситуации в Аягозском детском центре оказания специальных социальных услуг я обращалась к акиму ВКО Даниалу Ахметову, в прокуратуру, департамент полиции и в итоге была вынуждена обратиться к президенту с просьбой передать дело на расследование в Генеральную прокуратуру. Летом прошлого года к нам поступило обращение по видео, где дети говорят о сексуальном насилии, воспитатель обратилась в полицию, но администрация учреждения обвинила ее во лжи. Воспитатель приезжала в Алматы для прохождения независимой экспертизы на полиграфе, который показал, что она говорит правду по всем озвученным ею фактам", – напомнила детский омбудсмен Аружан Саин.
Ворон ворону глаз не выклюет
Многочисленные проверки не дали должных результатов. В результате все было сведено к тому, что убрали с должности руководителя управления координации и социальных программ ВКО Ерболата Ошакбаева, который был назначен незадолго до первого скандала в центре. Отметим, что центры оказания специальных услуг находятся в ведомстве управления. Новым руководителем УКЗиСП ВКО стал экс-руководитель аппарата акима ВКО Жасулан Сарсебаев. По настоянию детского омбудсмена тогдашний директор учреждения Кайрат Темирханов был отстранен от должности на время следствия во избежание давления на сотрудников и воспитанников. После он якобы "по собственному желанию" распрощался с креслом руководителя, на котором пребывал аж восемь лет. До середины апреля исполняющей обязанности директора центра была заместитель директора по воспитательной части Жанар Мустафаева. В конце апреля на эту должность назначен бывший руководитель коммунального государственного учреждения "Территориальный центр социального обслуживания акимата Аягозского района" Нурлан Кантаев. А место Кантаева занял экс-директор интерната Кайрат Темирханов.
Что касается скандального заявления о насилии, в итоге дело закрыли, "виноватыми" остались та самая воспитатель, которая слила видео и написала заявление в районную полицию, и двое воспитанников центра – "героев" скандального видео. Мол, сотрудница уволенная (намек на то, что, возможно, мстит?), а дети "не осознают и не отвечают за свои действия в связи с психическими заболеваниями".
"Мы, конечно, не прекратим свою работу по этим фактам, но пора уже проводить глубокие комплексные проверки деятельности этих учреждений группами не из этих регионов. Потому что страдают новые и новые дети. Особенно трудно защищать детей, когда у них нет родителей, некому их представлять, кроме официальных руководителей этих интернатов, когда дети имеют диагнозы, при которых не могут рассказать, что с ними происходит, а этими диагнозами можно прикрывать многое. Рядом не находится взрослых, которые встанут на защиту. А тех, кто пытается, обвиняют во лжи", – подчеркнула детский омбудсмен Аружан Саин.
Деньги есть – защиты нет
Между тем главные задачи детских центров оказания специальных социальных услуг, согласно официальному документу, – это создание для получателей услуг "адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизни, приближенных к домашним". Оказание услуг с учетом индивидуальных потребностей воспитанников, защита их от всех форм дискриминации, физического и или психического насилия, оскорбления, грубого обращения. Именно за это вышеуказанный центр из государственной казны ежегодно получает многомиллионное финансирование. К примеру, в 2019 году учреждению выделено 243 813 000 тенге. Кроме того, по нашей информации, центр спонсирует известная в мире своей благотворительной деятельностью общественница из Ирландии Фиона Коркаран. Благотворительный фонд Greater Chernobyl Cause оказывает помощь ежегодно.
Всего, по данным за прошлый год, в учреждении содержатся 105 получателей услуг: 67 мальчиков и 38 девочек. Большинство из них – 91 ребенок в возрасте от трех до 18 лет – инвалиды детства.
При этом, по паспорту учреждения, общих штатных единиц – 179 человек, в том числе три заместителя, три соцработника, шесть инструкторов по трудотерапии, два инструктора лечебной физической культуры.
Жанар Асылханова, ВКО