Стартовавшая в июле история с удорожанием материалов и необходимостью пересмотра стоимости проектов в рамках государственного финансирования получила новый поворот. Подробнее на inbusiness.kz.
Взглянуть иначе
Получив отказ по поданным летом заявкам на пересмотр смет, подрядчики пошли в суд. В Костанайской области уже состоялись предварительные слушания по иску, касающемуся реконструкции участка дороги Карабутак – Костанай, от моста через реку Аят до города Рудного. Генеральный подрядчик – ТОО "Костанай Жолдары" вынуждено было сделать этот шаг, чтобы не получить прямых убытков в процессе реализации проекта.
Дело в том, что этот отрезок протяженностью 19 километров будет переведен из третьей в первую техническую категорию. Здесь появятся четыре полосы движения, две развязки в районе города Рудного и на повороте на село Айет (бывшее Тарановское), а также путепровод через железнодорожный путь в районе села Набережный района Беимбета Майлина. Общая стоимость проекта – почти 21 млрд тенге.
По словам заместителя директора ТОО "Костанай Жолдары" Юрия Григоренко, по пересчету цен на третий квартал 2021 года, проект уже подорожал больше, чем на 20%.
"У нас экспертизу проект прошел по ценам второго квартала 2021 года. Но за это время многие стройматериалы сильно подорожали. Битум весной мы покупали по цене до 140 тысяч тенге за тонну. Последний, павлодарского производства, брали в октябре уже по 220-230 тысяч тенге за тонну. Чуть дешевле везти его из Актау, но только за счет логистики. Что будет с ценами на следующий год – непонятно. Стоимость арматуры на днях опять подняли, чуть раньше – цемента, железобетона. Даже законтрактованные цены, что у нас есть по большим объектам, повысили в рамках форс-мажоров в связи с удорожанием сырья", – отметил Григоренко.
При этом в более мелких компаниях, специализирующихся на строительстве и ремонте дорог, говорят о том, что стоимость материалов для них еще выше. Тот же битум обходится уже в 260 тысяч тенге за тонну.
Директор костанайского областного филиала АО "НК "КазАвтоЖол" Андрей Горват отметил, что пока иного варианта решения вопроса с пересмотром сметы свыше предусмотренных проектом процентов (11%. – Прим.), кроме как через суд, стороны не видят.
Не остановить движение
Предположительно судебные тяжбы по этому объекту (реконструкция дороги в границах мост через реку Аят – город Рудный) продлятся до весны. Генподрядчик говорит, что их удовлетворит корректировка проекта по ценам третьего квартала 2021 года. При этом, как отмечают специалисты, нужно учитывать, что корректировка затрат будет доступна лишь по тем объемам работ, что еще не выполнены. То есть уже оплаченные акты корректировке не подлежат. Однако в ТОО "Костанай Жолдары" заявили, что работы приостанавливать не планируют.
Этот участок республиканской дороги по договору должны будут ввести в эксплуатацию в конце 2023 года. Однако на брифинге, который прошел сегодня, 4 ноября, в региональной службе коммуникаций Костанайской области, директор облфилиала "КазАвтоЖол" Андрей Горват отметил, что для ускорения процесса реконструкции все предусмотренные на этот участок деньги будут выделены в 2022 году. Уже сегодня ТОО "Костанай Жолдары" привлекло к работе ТОО "Бакты Жол" (бывшее ТОО "Иврус"), чтобы ускорить ремонт. На фоне стартовавшей судебной тяжбы предугадать развитие событий сложно.
По информации, имеющейся в распоряжении портала inbusiness.kz, это первый подобный иск в республике. При этом Костанайская область – одна из тех, где подрядчики смогли завершить весь запланированный объем работ по ремонту и реконструкции дорог. В Казахстане это удалось не всем. По некоторым данным, более 70 подрядчиков были вынуждены приостановить ремонтные работы на дорогах страны.
С удорожанием материалов столкнулись подрядчики и на других участках реконструируемой трассы Карабутак – Костанай. В частности, на двух из них работали подразделения BI-Group. Участок Перелески – Тобол протяженностью 30 километров приняли в эксплуатацию в последних числах октября. А вот следующий участок Тобол – мост через реку Аят сегодня на стадии завершения. Его сдача запланирована на 2022 год. Представитель BI-Group Рустамбек Касымов отметил, что вопрос не только в высоких ценах, но и дефиците материалов, часть из которых поступала с запозданием. Будет ли подавать иск на пересмотр сметы эта компания, пока не известно.
Найти желающих
В рамках планов костанайского филиала "КазАвтоЖол" на следующий строительный сезон уже видна другая проблема – поиск подрядчиков на проекты, одобренные в ценах 2021 года. Львиная их часть прошла экспертизу до летних скачков на материалы.
Если брать во внимание планы работы "КазАвтоЖола" по средним ремонтам на 2002 год, то речь о шести лотах на ремонт в общей сложности 140 километров дороги Алматы – Екатеринбург через Нур-Султан и Костанай. Уже известно, что некоторые участки этой дороги после ремонта должны будут стать платными. Задержка с проведением работ отодвинет этот срок. В частности, речь о том, чтобы привести в порядок участок от таможни до поселка Карабалык, от поселка Федоровка до села Успеновка, а также в районе села Талапкер, что неподалеку от Костаная.
В этом году был завершен средний ремонт двух участков республиканской трассы Алматы – Екатеринбург, в районе сел Пешковка, Озерное, а также в подходы к Костанаю. Подрядчики пока не смогли сказать, уложились ли они в смету. Ведь проекты были разыграны летом, а значит, компании попали на самый пик роста стоимости материалов.
Татьяна Шестакова
Фото автора