Президенту Республики Казахстан
г-ну Касым-Жомарту Кемелевичу Токаеву,
премьер-министру Республики Казахстан
г-ну Аскару Узакпаевичу Мамину,
министру информации и общественного развития Республики Казахстан
г-ну Даурену Аскербековичу Абаеву,
министру национальной экономики
Республики Казахстан г-ну Руслану Ерболатовичу Даленову,
министру финансов Республики Казахстан
г-ну Алихану Асхановичу Смаилову
Уважаемый г-н президент Республики Казахстан, уважаемый г-н премьер-министр Республики Казахстан, уважаемые г-да министры!
Представители средств массовой информации – республиканские и региональные телеканалы, радиостанции, интернет-ресурсы обращаются к вам настоящим коллективным письмом в свете происходящих в нашей стране событий беспрецедентного характера.
В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Казахстан вами был принят ряд своевременных законодательных мер, таких как объявление чрезвычайного положения, введение карантина на территории административных единиц и принятие дополнительных мер, повлекших за собой существенное снижение экономической активности практически во всех сферах жизнедеятельности государства. Необходимость нахождения граждан в собственных домах, ограничение их передвижения автоматически влечет за собой падение спроса на многие виды услуг, что само собой вынуждает предпринимателей, которые в том числе также должны соблюдать режим карантина, уменьшить объемы оказываемых услуг и выполняемых работ, а порой и вовсе приостановить бизнес. Стагнация в одной сфере предпринимательства неминуемо влияет на другие смежные сферы, взаимосвязь и взаимозависимость которых весьма очевидна. В частности, средства массовой информации, как никакая другая сфера деятельности, зависят от активности рынка, так как только реклама деятельности участников рынка, предлагаемых ими товаров, работ и услуг является единственным видом доходов СМИ и, соответственно, источником для покрытия расходов, в том числе выплаты заработной платы, уплаты налогов и других обязательных платежей. Не сделаем открытия, заявив, что при негативных изменениях в экономике страны первой до минимума сокращается рекламная деятельность, и даже при улучшении ситуации она же восстанавливается одной из последних.
СМИ являются основным субъектом формирования общественного мнения, и мы, осознавая высокую степень ответственности, несмотря на всю сложность в организации работы и опасность для жизни и здоровья наших работников, продолжаем свою деятельность, выполняя свои профессиональные задачи: доводить до населения необходимую для их безопасности и организации жизненного пространства информацию, объединять наш народ перед лицом мировой пандемии коронавируса, проявлять нашу национальную идентичность, информировать о проводимой государством политике и мерах по стабилизации происходящих событий, поддерживать уровень доверия народа к власти.
Однако следует признать, что катастрофическое снижение активности рынка ставит под большим вопросом дальнейшее существование многих представителей СМИ, так как фактические наши доходы вследствие отсутствия рекламы на сегодняшний день упали практически на 80%; получаемых доходов даже не хватит на выплату заработной платы, так как мы, несмотря ни на что, нацелены на сохранение рабочих мест. В структуре расходов большинства СМИ (определено внутренними опросами крупных представителей СМИ в стране) 70-80% занимают расходы на оплату труда персонала и услуг физлиц. В свою очередь, порядка 30% в этой статье затрат составляют налоги от фонда оплаты труда.
Неподъемной стала статья расходов, в частности для теле-, радиоканалов, по оплате услуг национального оператора АО "Казтелерадио", доля которых в структуре расходов, к примеру, радиостанций, достигает 70%, то есть доходов недостаточно, чтобы покрывать даже одну эту статью расходов. Накануне отечественные телерадиокомпании обратились к ряду министерств и к руководству АО "Казтелерадио" с просьбой предоставить 100% освобождение от уплаты услуг национального оператора на период действия ЧП. Предложенные ответные меры явно недостаточны для сохранения жизнеспособности средств массовой информации в условиях действия режима ЧП, на фоне значительного повышения курса доллара, что также негативно влияет на наше финансовое положение.
Мы обращаемся к государству с просьбой оказать меры государственной поддержки, которые могут иметь для нас решающее значение, в частности:
- Включить сферы СМИ (телерадиокомпаний, сетевых ресурсов) в перечень видов деятельности, для которых предоставляется освобождение от уплаты налогов и обязательных платежей с фонда оплаты труда на срок с 1 апреля по 1 октября 2020 года, что позволит нам сохранить значительную часть рабочих мест и освободит бюджет от необходимости выплаты социальных пособий работникам сферы.
- Предоставить 100% освобождение от оплаты услуг АО "Казтелерадио" на период действия чрезвычайного положения и предоставить отсрочку по уплате существующих обязательств до 31 декабря 2020 г.
- Ускорить процесс рассмотрения и принятия законопроекта, предусматривающего разрешение на рекламу торговых знаков и наименований слабоалкогольной продукции отечественного производства.
- Сохранить разрешение на рекламу фармакологической продукции, лекарств и биологически активных добавок, так как в рассматриваемом законопроекте Кодекса о здоровье народа… некоторыми депутатами выдвигались предложения о запрете рекламы фармпродукции.
Мы всегда справлялись со своими проблемами самостоятельно, являлись добросовестными налогоплательщиками и надежными партнерами для государства, но сейчас риск банкротства и угасания нашей сферы слишком высок, а время является критическим фактором. Мы понимаем, что даже при снятии режима ЧП рынок не стабилизируется в один момент и без мер государственной поддержки нам не выжить.
Надеемся на понимание,
От имени нижеперечисленных средств массовой информации:
Генеральный директор ТОО "Телевидение г. Астана" (телеканала "Astana TV") |
Қ. Жұмағали |
Генеральный директор |
К. Сахариянов |
Директор ТОО "Евразия+ОРТ" ("Первый канал Евразия") |
С. Киселев |
Председатель правления АО "РТРК "Казахстан" |
Л. Танысбай |
Генеральный директор АО "Коммерческий телевизионный канал" |
Э. Джамилова |
Генеральный директор ТОО "Независимый Телевизионный Канал" |
С. Игенбек |
И.о. генерального директора |
Е. Кочева |
Генеральный директор ТОО "Телекомпания "Эра" |
А. Бабаева |
Председатель правления АО "Агентство "Хабар" |
Е. Бекхожин |
Генеральный директор |
И. Игильманов |
Генеральный директор АО "ТРК "Южная Столица" |
Н. Мухамеджанова |
Директор ТОО "Той Думан" |
У.Ынакынова |
Директор ТОО "Gakku Media" |
С.Нуролла |
Исполнительный директор |
Ш. Жаксыбаева |
Генеральный директор ТОО "Телерадиокомпания |
А. Балгаева |
Директор ТОО "BUSINESSFM" (радиоканал "BUSINESS FM") |
Р. Максутов |
Директор ТОО "Central Media Distribution" |
М. Сатыбалдин |
Директор ТОО "Тамаша FM" (радиоканал "Radio Дача"), |
О. Сухомлинова |
Директор ТОО " FOCUS Media Kazakhstan" |
А. Солодкий |
Директор ТОО "GrandFM" (радиоканал "Love Radio") |
Е. Голубятникова |
Исполнительный директор ТОО "Авторадио Казахстан" |
О. Бледнова |
Генеральный директор ТОО "Алма-Ата 777" |
А. Кантарбаев |
Директор ТОО "Телерадиокомпания "SHAHAR" |
М. Ауджелло |