Бизнесу нужно дать возможность окрепнуть, встать на ноги после пандемии, а потом уже рассматривать его возможности платить за каждого своего работника дополнительные взносы из своих средств, считает управляющий директор – директор департамента по вопросам занятости НПП "Атамекен" Айдана Тогизбаева, передает inbusiness.kz.
По мнению Айданы Тогизбаевой, если ввести ОПВР с 1 января 2023 года, как сейчас планируют в Казахстане, последствия могут быть печальными, передает inbusiness.kz. Она отмечает, что тенденции текущей экономической ситуации в совокупности с предлагаемой нагрузкой могут воздействовать негативно на устойчивое функционирование частного бизнеса. Но пострадает не только он, но и в конечном итоге жители Казахстана.
Одни – в тень, другие – на взлет цен
По словам Айданы Тогизбаевой, с введением обязательных пенсионных отчислений работодателей малый и средний бизнес будет уходить в тень, чтобы не увеличивать нагрузку на свои предприятия. У среднего и крупного бизнеса будет увеличиваться стоимость услуг и произведенных товаров.
"Введение ОПВР спровоцирует рост инфляции к уже имеющейся, может вызвать социальное недовольство", – говорит эксперт.
Но и это еще не все. Нововведения заставят предпринимателей всеми возможными и доступными способами сокращать издержки, пересмотреть уровень заработных плат, сокращение социальных пакетов и т. д.
"Принципы ОПВР, а именно отсутствие капитализации, возможности наследовать пенсионные взносы и расходование этих взносов на выплату текущих пенсий, меняют сущность заработной платы и демотивируют работников, – убеждены в НПП "Атамекен". – По сути, государство хочет обеспечить социальную защиту своим пожилым гражданам за счет дополнительной нагрузки на бизнес".
В настоящее время в Казахстане общая нагрузка на бизнес составляет 35%, говорит Айдана Тогызбаева. За каждого наемного работника предприниматели, как налоговые агенты, делают пять платежей: ИПН, социальный налог, взносы в ЕНПФ, ГФСС, ФСМС.
"Согласно предварительной оценке, введение ОПВР с 1 января 2023 года вкупе с увеличением ставки ОСМС влечет увеличение нагрузки работодателей на фонд оплаты труда (ФОТ) до 41%, – отмечают в НПП "Атамекен". – Соответственно, ответственность за пенсионное обеспечение практически полностью ложится на работодателей. Эта нагрузка намного выше стран ОЭСР, в которых средний уровень в 2020 году составил 34,6%".
В "Атамекене" подчеркивают, что важной задачей пенсионного обеспечения в РК является охват казахстанцев накопительной пенсионной системой. В то же время по стране наблюдается высокий уровень неформальной занятости, из 8,8 млн занятого населения до 4 млн человек могут быть отнесены к неформально занятым, которые не платят регулярных налогов и платежей со своих доходов. Часть из них перекредитованы и не хотят работать официально из-за коллекторов и судебных исполнителей.
Зачем нужны ОПВР?
Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года) либо чей стаж в солидарной системе незначителен.
Сегодня, как всем известно, в пенсионном обеспечении участвуют только сами работники и государство. Исключение составляют работники вредных производств, таковых чуть более 400 тыс. человек, за которых работодатели уплачивают 5% профессиональные пенсионные взносы.
Сейчас работники платят в ЕНПФ 10% от своей зарплаты. В министерстве труда и социальной защиты населения РК объясняют введение для работодателей дополнительных взносов в 5% на каждого своего работника так называемой демографической ямой 1990-х годов: спадом рождаемости, как следствие, нынешним ростом нагрузки на рабочую силу, необходимостью распределить ответственность за пенсионное и социальное обеспечение населения между государством, работодателем и работниками.
Как объяснили inbusiness.kz в НПП "Атамекен", Международная организация труда установила коэффициент замещения доходов после прекращения трудовой деятельности на уровне 40%. Заработная плата работников, включая пенсионные взносы и ИПН, а также плата за них социального налога, обязательных платежей в систему обязательного социального медицинского страхования включаются в сумму прямых затрат работодателя. Эти расходы, как правило, включаются в себестоимость конечного продукта, товара или услуги. При этом расходы работодателя по уплате обязательных взносов и отчислений, в том числе ОПВР, в соответствии с Налоговым кодексом отнесены к вычетам из налогооблагаемого дохода.
"Еще в 2014 году в рамках рассмотрения Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года НПП "Атамекен" организовала широкое обсуждение положения о введении ОПВР с бизнес-сообществом в регионах, прошли общественные слушания с участием отраслевых ассоциаций и предпринимателей. По результатам подготовлено отрицательное заключение по вопросу введения ОПВР к уже существующим 10% обязательных пенсионных отчислений граждан, – напомнила Айдана Тогизбаева. – Однако в 2015 году эту норму законодательно все равно закрепили и ввести ОПВР собирались с 1 января 2018 года".
Но в связи с планируемым внедрением обязательного социального медицинского страхования сроки введения в действие данных поправок перенесли на 2020 год.
При этом глава государства поручил создать рабочую группу и вернуться к пересмотру пенсионной системы.
"Однако его поручение было выполнено не в полной мере, к слову, норму о введении ОПВР предусмотрели и в концепции проекта Социального кодекса, на которую Национальная палата "Атамекен" в очередной раз дала отрицательное заключение", – считают в Нацпалате.
Здесь видят решение вопроса в том, чтобы отложить сроки ввода обязательных пенсионных взносов работодателей на более поздний срок и рассмотреть возможность снижения ставки.
"Это многовато – 5%, – резюмировали в НПП "Атамекен". – Мы должны стимулировать работодателей работать "в белую". Введение ОПВР с 1 января 2023 года точно не будет этому способствовать".
Ольга Ушакова