16 июля в столице Финляндии пройдет долгожданная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа, на которую с надеждой смотрят в Кремле и раздраженно – истеблишмент в Вашингтоне.
Саммит в Хельсинки – первая официальная российско-американская встреча на высшем уровне за восемь лет. Администрация Трампа сообщила, что американский лидер планирует обсудить с Путиным целый ряд вопросов, по которым между США и Россией существуют разногласия – это и ситуация в Украине, сирийский кризис, предполагаемое вмешательство Кремля в американские президентские выборы. Посол США в России Джон Хантсман сказал, что Трамп хочет снизить напряженность в отношениях между двумя странами и прийти к согласию по вопросам национальной безопасности.
Договоренность о встрече Владимира Путина и Дональда Трампа была достигнута во время визита в Москву помощника президента США Джона Болтона. Как рассказал помощник российского президента Юрий Ушаков, главы США и России проведут вместе несколько часов в удобном месте.
Так чего же ждать от этой встречи и способна ли она серьезно изменить расстановку сил в американо-российских и международных отношениях в целом? Бывший дипломат Казбек Бейсебаев считает, что сам факт встречи Путина и Трампа крайне важен. Вряд ли им удастся договориться по всем вопросам, но по некоторым они могут найти совпадение позиций, считает он.
Астана ждет решений
Для Казахстана встреча важна тем, что Астана в некоторой степени оказалась между Вашингтоном и Москвой, заметил эксперт. По его словам по итогам январского визита Назарбаева в США, Астана и Вашингтон договорились тесно сотрудничать в военной сфере. В частности, договорились использовать порты Актау и Курык на Каспии для транзита американских грузов.
Это вызвало недовольство Москвы, о чем высказался Сергей Лавров во время встречи министров иностранных дел ОДКБ в Алматы. Недавно состоялся телефонный разговор между государственным секретарем США Помпео и министром иностранных дел Казахстана, заметил Бейсебаев.
По его словам просто так госсекретари своим коллегам не звонят, поэтому, можно предположить, что обсуждался вопрос сотрудничества с США, а также договоренности по портам. Поэтому остается дождаться встречи и заявления по ее итогам, в том числе, возможно, и по системе доставки грузов в Афганистан.
Эксперт по международным вопросам Института мировой экономики и политики Жумабек Сарабеков заметил, что предстоящую встречу каждая из сторон рассматривает в качестве успеха для себя. Для Кремля встреча Трампа с Путиным может рассматриваться как признание важной роли России и ее лидера в международных делах.
И для внутренней аудитории будут транслироваться соответствующие сигналы. При этом Москва не скрывает, что стремится к улучшению отношений с Соединенными Штатами и заинтересована в снижении уровня напряженности в двусторонней повестке дня.
Для Трампа и его команды встреча с Путиным имеет значение в контексте предстоящих выборов в Конгресс, которые запланированы на ноябрь текущего года, поэтому возможные договоренности с Россией по проблемным для США вопросам могут помочь команде Трампа заработать дополнительные политические очки.
Трамп набирает очки
Сарабеков заметил, что как показывают соцопросы, внешнеполитические инициативы Трампа, в том числе недавняя встреча с Ким Чен Ыном, способствуют росту его поддержки в американском обществе.
Политолог подчеркнул, что согласно имеющимся сведениям, представленным советниками и помощниками президентов, повестка дня будет сосредоточена на трех крупных блоках вопросов: стратегическая стабильность, региональная проблематика, которая включает Сирию и Украину, а также общее управление двусторонних отношений, в том числе вопрос санкции и Крыма.
"В вопросе снятие санкций у президента Трампа небольшое пространство для маневра в переговорах. Он не может отменить санкции единолично без согласия Конгресса. Поэтому вероятность того, что результатом встречи станет отзыв антироссийских санкции весьма низкая. О том, что на переговорах Вашингтон будет выступать за сохранение санкции заявил и советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон. Позиция Соединенных Штатов по вопросу признания Крыма российским также вряд ли будет изменена", – считает Сарабеков.
По его словам, прежде всего, обе стороны объективно нуждаются во взаимном снижении рисков и в более или менее конструктивной повестке дня. Дело в том, что на сегодня отношения двух ядерных держав находятся на низшей точке со времен окончания холодной войны. И что самое важное – США и Россия оказываются очень близки к случайному военному столкновению, которое может сделать эскалацию неуправляемой. Поэтому встреча в Хельсинки является хорошей возможностью для Москвы и Вашингтона сменить враждебную повестки дня в диалоге и попытаться вернуть отношениях в предсказуемое русло.
Помимо этого, сегодня можно наблюдать определенное тактическое сближение позиций США и России по Сирии. В частности, изменение позиций Вашингтона в вопросе поддержки сирийской оппозиции и дальнейшей судьбы Башара Асада создает новые точки соприкосновения с Россией, считает аналитик.
Может измениться статус-кво
Эксперт заметил, что в интервью телеканалу CBS от 1 июля, Джон Болтон, который является основным организатором встречи Трампа и Путина со стороны американцев, заявил, что попытки Асада добиться решающего преимущества в Сирии и разбить оппозицию не представляют для американской администрации принципиальной озабоченности. В результате, можно увидеть новые договоренности США и России по Сирии, которые в перспективе могут изменить сложившийся статус-кво в ближневосточном регионе.
"В политических кругах Европы наблюдается определенная обеспокоенность по поводу того, что по итогам встречи с Путиным Трамп может пойти на договоренности с Москвой о снижении степени участия США в деятельности НАТО в Европе. Известно, что нынешняя администрация в Белом Доме более требовательна к своим европейским союзникам и требует от них более активного участия, в том числе финансового, в работе НАТО. Однако и здесь каких-либо кардинальных изменений в позиции США по взаимоотношениям НАТО-Россия сложно ожидать. Для Трампа российский фактор выступает одним из инструментов давления на европейцев. Но на какие-либо серьезные уступки России, касающихся безопасности Европы и своего военного присутствия в регионе США вряд ли пойдут", – прокомментировал г-н Сарабеков.
Будут писать историю
Независимый политолог Рафаэль Сатаров считает, что встреча между лидерами двух стран, может стать исторической. Несмотря на все сложные вопросы в связи с ее подготовкой, стороны прилагают максимум усилий для позитивного исхода. Еще в 2017 году эксперты российского Совета по международным делам (РСМД) и американского аналитического Центра стратегических и международных исследования (CSIS) подготовили совместный доклад, который содержит практические рекомендации по налаживанию сотрудничества на каждом из направлений.
Так эксперты, несмотря на все проблемы в двухсторонних отношениях, предлагали продолжить сотрудничать в таких регионах и сферах, как Ближний Восток, Арктика, экономика, евроатлантическая безопасность, борьба с терроризмом, так как все это может положить конец противостоянию, порожденному кризисом в Украине, заметил Сатаров.
"На мой взгляд, стороны будут работать по таким вот актуальным сферам международной безопасности. Означает ли это победу Кремля или Белого Дома? И да, и нет. С одной стороны, для Кремля это выгодно в публичной сфере, показать другим, особенно западноевропейским странам, что все попытки по изоляции РФ на международной арене потерпели фиаско. Для администрации Трампа же важно, что он действует на международной арене активно, напористо, и он прекрасно справляется со сложными партнерами. То есть, доказать для своей аудитории, что он не такой "слабак" как Обама", – заметил Саттаров.
С санкциями пока все сложно
Вопрос снятия санкции уже не прерогатива Белого Дома, то есть, он может вводить дополнительные санкции в отношении России, но отменять их сразу не может, так как с февраля 2017 года Конгресс принял закон "О противодействии врагам Америки с помощью санкций". Он предполагает возможность наложения вето на действия президента по антироссийским санкциям. То есть, чтобы отменить уже введенные санкции, президент должен подать подробно обоснованный запрос в профильные комитеты обеих палат, который те рассмотрят в течение 30 дней и согласятся с президентом или откажут ему. Это понимают в России, исходя из этого, не могут требовать отмены санкции только от Дональда Трампа, заметил Саттаров
Он считает, что реакция ЕС на встречу будет осторожной, так как там не заинтересованы в усилении экономических санкций в адрес Москвы. Можно вспомнить приезд немецкого канцлера Ангелы Меркель в США, где она в частности добивалась того, чтобы Штаты не требовали большего от европейских стран.
"Усиления санкций пока серьезно не отвергают, вариант такой никуда не делся, особенно в предстоящих выборах, об этом в частности даже заявляют представители Сената США, приехавшие с визитом в Москву. Так, сенатор Джон Нили Кеннеди заметил, что реакция будет зависеть от действий России", – заключил Сатаров.
Аскар Муминов