Сможет ли утильсбор решить проблему старых авто в Казахстане?

1636

Вопросы обновления автопарка и дефицита автомобилей на рынке страны представители автобизнеса обсудили в ходе пресс-конференции в Алматы.

Сможет ли утильсбор решить проблему старых авто в Казахстане?

По словам вице-президента Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашевой, механизм утильсбора являлся одним из элементов структуры обновления автопарка Казахстана, сообщает inbusiness.kz.

Согласно законодательству РК, импортеры и производители должны оплачивать утильсбор. Затем эти средства должны направляться на развитие инфраструктуры по созданию системы утилизации и возможности выкупа старых авто для обновления парка. Развитием системы утилизации сегодня занимается государственная компания "Жасыл Даму".

"Необходимо, чтобы оператор наладил систему взимания и распределения утилизационных платежей так, чтобы наш парк обновлялся. На сегодня в автопарке РК  3,8 млн автомобилей. Это грузовые, легковые автомобили и автобусы. Из них 2,8 млн машин старше 10 лет. Для обновления парка должны поступать новые авто. Раньше было два варианта выхода авто из парка: переезд владельца авто из РК либо ДТП. Система утилизации позволяет создать цикл выбытия транспортных средств, потому что совсем старые автомобили продать некому", – сказала спикер.

Анар Макашева добавила, что автопром не брал субсидии от оператора РОП. Автопроизводители были такими же потребителями этой системы и платили утилизационный сбор. Согласно закону РК уплаченную стоимость утильсбора можно было возвращать, чтобы она не была включена в конечную стоимость транспортного средства.

Для возможности покупки автомобиля должны быть понятные финансовые инструменты и механизмы, при которых приобрести транспортное средство будет не сложно.

"Мы видим, что одним из положительных инструментов, которые прозвучали на пресс-конференции у вице-премьера РК Романа Скляра, что деньги, собранные от утильсбора, пойдут на программу льготного кредитования под 4% годовых. Она будет востребована среди наших граждан. Прозвучало, что транспортные средства местного производства по программе льготного кредитования можно будет приобрести и без первоначального взноса. В программу предполагается инвестировать порядка 100 млрд тенге. Мы считаем, что это хорошая программа для обновления автопарка", – добавила вице-президент АКАБ.

Директор по стратегическому развитию АКАБ Кайрат Еламанов добавил, что утилизационный сбор не распространяется на такие бренды, как Kia, Lada, Hyundai, Chevrolet, Jac, категории B и C. Эти бренды участвуют в программе льготного кредитования и занимают 75% автомобильного рынка в массовом сегменте.

С чем связан дефицит автомобилей?

В результате пандемии на рынке Казахстана сложился дефицит авто. Нередко срок ожидания покупки транспортного средства достигал шести месяцев. Как отметила Анар Макашева, сегодня этот дефицит частично снят. В автоцентрах уже есть доступные для покупки машины. Остаются проблемы с дефицитом по определенным комплектациям и цветам. Срок ожидания примерно два месяца.

По словам специалиста, глобальный дефицит автомобилей связан с пандемией, и он наблюдается по всему миру. Когда страну, где находится завод производящий определенную деталь или комплектующее, закрывали на карантин, страдали все производства.

"Поэтому срок ожидания продлевался. Дефицит и сложности были связаны с логистическими проблемами. Была ограниченность пропускной способности портов, поставляющих комплектующие и запасные части для авто. Это связано не только с отечественными производителями, но и импортерами. Несмотря на это, в 2021 году рост продажи новых авто в Казахстане составил 25,9%. В 2022 году мы предполагаем, что рост рынка также составит не менее 10%", – сказала Анар Макашева.

Кайрат Еламанов отметил, что в Казахстане есть конкуренция даже среди производителей, не говоря уже об импортных брендах. В стране действует восемь автозаводов по производству легковой и коммерческой техники и восемь заводов в сельхозмашиностроении.

"При ввозе физическим лицом из стран ЕАЭС авто сейчас не предъявляется никаких требований по техрегулированию, отсутствует таможенная пошлина, нет уплаты НДС при ввозе. Единственный барьер по ввозу старого автохлама – это утильсбор. Утильсбор сдерживает поток автохлама", – сказал директор по стратегическому развитию АКАБ.

Он добавил, что в Казахстане производится вся линейка сельхозтехники. Утильсбор распространяется только на зерноуборочные и силосоуборочные комбайны и трактора.

Генеральный директор "Виража" Ермек Ескергенов отметил, что снижение ставок утильсбора никак не отразится на ценах их коммерческого транспорта и сельхозтехники.  

"По рынку коммерческого транспорта сегодня мы занимаем около 70%. В ценообразовании наших авто для бизнеса утильсбора нет. Снижение утильсбора на 50% никак не отразится на наших ценах (…).  В прошлом году рынок Казахстана по коммерческому транспорту вырос на 25%. Наши партнеры недопоставили нам до 24% нашего заказа. Недостача автомашин на рынке – это мировая проблема. Нет такого, что дистрибьютеры и дилеры специально удерживают продажи по Казахстану. Мы коммерсанты, нам лучше продать больше машин, чем удерживать рынок. Основные наши покупатели – малый и средний бизнес", – сказал Ермек Ескергенов.

Генеральный директор "Астана Моторс" Бекнур Несипбаев добавил, что его завод до 30% производимых в Казахстане автомобилей Hyundai экспортирует в страны СНГ. По его словам, автопром в Казахстане должен развиваться таким образом, чтобы основная часть производимых автомобилей была направлена на экспорт.

"С некоторыми лидерами китайского автопрома мы ведем переговоры на данный момент о строительстве нового завода по производству китайских автомобилей. Этот завод в будущем будет производить автомобили только методом сварки и окраски, мелкоузловым производством. 90% производимых автомобилей будут экспортироваться в Россию. Почему китайский автопром сейчас смотрит на Казахстан как на площадку по развитию автомобилей? Не у всех китайских брендов сейчас есть заводы в России. Условия вхождения заводов в РФ из года в год становятся тяжелее. На данный момент Казахстан предоставляет наиболее выгодные условия для инвесторов, для создания производств в Казахстане и экспорта этих авто в Россию", – прокомментировал генеральный директор "Астана Моторс".

Участники встречи считают, что сегодня автобизнесу нужны простые и понятные правила, которым будут следовать все.

"Казахстан находится в Евразийском союзе с общим экономическим пространством. Соответственно, все правила должны быть унифицированы. У нас есть единый технический регламент, правила, по которым транспортное средство должно соответствовать этим параметрам. И все обязаны следовать этим параметрам. Тогда на рынке будет конкурентное преимущество без перекосов. Нужно развивать рынок сбыта и экспортные рынки. Тогда объем производства будет увеличиваться и себестоимость транспортных средств меньше. У каждого нашего производителя есть своя стратегия развития", – резюмировала Анар Макашева.

Мария Галушко