RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 382,69 Пшеница 465,40
$ 379.29 € 426.4 ₽ 5.93
Погода:
-3Астана
+11Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 382,69 Пшеница 465,40
SMS-атаки: чем может обернуться наезд на банки?

SMS-атаки: чем может обернуться наезд на банки?

В последнее время в Казнете и мессенджерах стало много фейковых рассылок.

SMS-атаки: чем может обернуться наезд на банки?, фейковые рассылки, фейковые новости, SMS-атаки, банки, БВУ , Соцсети, Мессенджеры, WhatsApp, Казкоммерцбанк, Цеснабанк, Kaspi Bank, Народный банк

1952 02 Апрель 2019 07:16 Автор: Ольга Фоминских

Многие довольно безобидны. Но и есть крайности, когда фейковая рассылка может нанести вполне реальный ущерб бизнесу. На примере казахстанских банков расскажем о том, почему опасны информационные атаки и что они могут повлечь за собой.

Как это было?

SMS-атаки, набеги на банки, фейковые новости. Через все это прошли казахстанские банки. Любое неловкое движение или публикация в соцсетях могут сильно пошатнуть финансовый институт.

В ноябре 2017 года произошла очередная информационная атака в WhatsApp, которая коснулась Казкоммерцбанка. В финансовом институте сообщили, что слухи о якобы планируемом банкротстве ККБ ничем не обоснованы. А в МВД напомнили, что в Уголовном кодексе страны есть норма, устанавливающая ответственность за распространение заведомо ложной информации.

Самыми свежими примерами информационных атак на рынке стали осенний набег на «Цеснабанк» и информационная атака на Kaspi Bank.

В начале сентября был установлен факт рассылки ложной информации о якобы финансовой неустойчивости «Цеснабанка». После этого банк немедленно обратился в правоохранительные органы.

В начале ноября 2018 года произошла еще одна рассылка, и теперь под удар уже попал Kaspi Bank. Тогда, по утверждениям сотрудников банка, главные редактора получили рассылку о том, что якобы глава банка Михаил Ломтадзе покинул страну, аналогичный текст распространялся в мессенджерах. Финансовый институт опроверг эту информацию, разместив фотографию своего председателя со свежим номером «Казахстанской правды». Оттока депозитов населения не было. Спустя время выяснилось, что сотрудники Департамента полиции Алматы установили и задержали подозреваемого.

Недоверие или слишком «хороший» маркетинг?!

Очевидно, что рассылки ложной информации наносят реальный ущерб банкам, вкладчикам и всей финансовой системе.

Ранее в кулуарах Конгресса финансистов глава Народного банка Умут Шаяхметова отмечала, что ситуация с информационными атаками довольно тревожная. Но здесь, по ее словам, важна финансовая грамотность самих клиентов, вкладчиков.

Важно также, по ее словам, чтобы правоохранительные органы находили этих зачинщиков и наказывали.

Глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова согласна с тем, что зачинщики должны быть выявлены и наказаны, потому что такие ситуации могут принести материальный ущерб и для самих вкладчиков. По ее словам, банкам и СМИ предстоит еще многое сделать для развития финансовой грамотности.

Причин появления фейковых новостей или информационных атак много, полагает Жанна Уразбахова, адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов, член Совета по защите прав предпринимателей при НПП «Атамекен». Например, по ее словам, атаки на банки второго уровня могут организовываться, чтобы дестабилизировать работу конкретных финансовых институтов или в целом финансовую систему страны. Также возможно, чтобы нарушить общественный порядок для отвлечения внимания от какого-либо инцидента. Банальные происки конкурентов или телефонное хулиганство.

Жанна Уразбахова напомнила, что за распространение заведомо ложной информации предусматривается наказание в виде штрафа или лишения свободы по ст. 274 Уголовного кодекса РК. Но она пояснила, что против данной статьи в действующем Уголовном кодексе и выступает за ее декриминализацию.

«Чаще всего люди распространяют ложные слухи от недостатка информации и элементарно низкой юридической грамотности. Люди пытаются защитить своих близких, сообщая им, на их взгляд, важную информацию, которая их должна от чего-то спасти. Например, от потери вкладов. На самом деле людей с критическим складом ума не так много, мало кто побежит проверять информацию. Им проще разослать ее и предупредить как можно больше людей. Руководство банков должно действовать безотлагательно в случае появления даже малейших слухов и постоянно повышать качество оказываемых услуг и, соответственно, следить за репутацией. Негуманно наказывать людей за инстинкт самосохранения», – считает юрист.

Независимый эксперт Расул Рысмамбетов пояснил, что, помимо прочего, встречаются и классические информационные атаки, которые являются нерыночными способами конкуренции или – и такое бывает – попытками отвлечь внимание рынка от своих проблем. По его словам, борьба с медиаатаками может заключаться в открытости, правильно выстроенной коммуникационной стратегии и в целом правильной стратегии бизнеса.

«Думаю, если имела место информационная атака, Нацбанк, конечно, может попытаться успокоить рынок и выступить хотя бы с вербальной гарантией стабильности банка. Вопрос в другом: сколько у нас реально стабильных банков? Банковский бизнес – это бизнес, выстроенный на порядочности, доверии сторон друг к другу и взаимной этике. По крайней мере, это идеальная модель банка. Поэтому зачастую при правильном позиционировании банка никакая информационная атака не повредит финансовому институту», – отметил Расул Рысмамбетов.

Ольга Фоминских

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK