Снизить акцизы на дизельное топливо и запретить его вывоз за пределы Казахстана предлагают депутаты мажилиса фракции "Ак Жол".
"Фракция "Народные коммунисты", учитывая негативное воздействие стоимости дизельного топлива на конечные цены для казахстанцев и развитие реального сектора экономики, считает, что в снижении цен на дизель нуждаются все потребители, и предлагает правительству уменьшить размер акцизов, а также ввести полный запрет на вывоз дизельного топлива за рубеж", – обратился мажилисмен Айкын Конуров, зачитывая депутаский запрос.
Если с увеличением производства топлива и различными мерами по защите внутреннего рынка в 2018 году цены на бензин класса АИ в республике сократились до 5%, то на летнее дизельное топливо поднялись на 21,9%, на зимний дизель – на 26,2%.
"Как правило, большая часть перевозок и пассажиров на транспорте осуществляется на дизельном топливе. Это сразу сказалось на росте стоимости услуг в 2018 году, тарифы на перевозки всеми видами транспорта выросли сразу на 31,8%", – констатировал депутат.
Он напомнил, что в августе 2018 года произошло дерегулирование цен на летнее дизельное топливо. Стоимость на этот вид социально значимого ГСМ была отпущена в свободное плавание.
Основной причиной такого шага правительства стала разница в ценах с соседними государствами, где стоимость на топливо выше на 25-40%, чем в Казахстане. Это приводило к вывозу в страны ЕАЭС топлива.
По официальным данным, в 2018 году Казахстан закончил модернизацию всех трех нефтеперерабатывающих заводов и полностью обеспечивает себя нефтепродуктами класса К4, К5. Обеспеченность внутреннего рынка в 2018 году составила: бензина всех марок – 93,2%, топлива – 91,1%.
Существенно сократилась зависимость от поставок нефтепродуктов из России. Представителями Министерства энергетики заявлено о снижении импорта дизтоплива до 40 тыс. тонн, авиационного керосина – до нуля.
Карина Алимова