Снятие иммунитета от уголовного преследования с депутатов и генпрокурора предлагают изменить в РК

6008

Антикоррупционная служба вынесла на обсуждение план мероприятий по реализации антикоррупционной стратегии.

Снятие иммунитета от уголовного преследования с депутатов и генпрокурора предлагают изменить в РК

В целом стратегия состоит из 96 пунктов. В их числе изменение процедуры снятия иммунитета с депутатов парламента и генерального прокурора в рамках реализации рекомендаций мониторинговой группы ОЭСР по Стамбульскому плану. Документ опубликован на официальном портале правовой информации вчера, 25 ноября.

В настоящее время в соответствии с законодательством депутат парламента РК в течение срока своих полномочий не может быть задержан, подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты на лишение неприкосновенности, кроме случаев задержания на месте преступления либо совершения тяжких или особо тяжких преступлений.  В случае если соответствующая палата парламента не дала согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности, уголовное дело подлежит прекращению по этому основанию. Также, в случае если соответствующая палата парламента не дала согласия на применение к депутату меры пресечения, процессуального принуждения в виде содержания под стражей, домашнего ареста, задержания, привода, указанные меры к нему применяться не могут. На применение в отношении депутата иных мер процессуального принуждения согласия соответствующих палат парламента не требуется, и они могут быть применены в установленном кодексом порядке.

Генеральный прокурор РК также в течение срока своих полномочий не может быть задержан, подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, привлечен к уголовной ответственности без согласия сената парламента, на лишение неприкосновенности, кроме случаев задержания на месте преступления либо совершения тяжких или особо тяжких преступлений. В случаях, когда генеральный прокурор задержан на месте преступления, либо установлен факт приготовления или покушения на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо им совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, досудебное расследование в отношении него может быть продолжено до получения согласия первого заместителя генерального прокурора, но с обязательным его уведомлением в течение суток. Принятие соответствующего проекта закона об изменении процедуры снятия иммунитета с депутатов парламента и генерального прокурора запланировано на III квартал 2023 года.

Также АПК предлагает внедрение требований для лиц, уполномоченных на выполнение госфункций, приравненных к ним лиц и членов их семей по размещению сведений, отраженных в декларациях физических лиц, на официальных сайтах госорганов и компаний квазигосударственного сектора, а также ответственности, в том числе административной, за отказ либо не размещение подобных сведений. Проект закона запланирован на I квартал 2023 года.

Проект закона по проработке вопроса введения ответственности за незаконное обогащение намечен на IV квартал 2022 года.

В части уголовного наказания АПК предлагает проработать вопрос по отмене освобождения от уголовной ответственности и наказания на основании применения акта амнистии для лиц, привлекаемых и осужденных по коррупционным преступлениям. Уже в I квартале 2021 года планируется принять проект закона по отмене возможности отбытия наказания в учреждениях минимальной безопасности для осужденных за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления; отмене условно-досрочного освобождения лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений; отмене применения кратных штрафов за совершение тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений.

На II квартал 2021 года намечено принятие законопроекта по введению нового антикоррупционного ограничения для государственных служащих, депутатов, судей, членов их семей по открытию и владению счетами (вкладами) в иностранных банках, расположенных за пределами РК, хранению наличных денежных средств

и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РК.

Кроме того, антикоррупционная служба предлагает проработать вопрос по реализации доступа уполномоченного органа по противодействию коррупции к информационным системам госорганов, квазигосударственного сектора и банков второго уровня.

Еще одно нововведение касается реализации принципа "quitams", закрепляющий возможность получения части от денежных средств (в процентном выражении) в размере 1% от суммы возмещенных в бюджет средств госслужащим либо лицом, информировавшим уполномоченный (контролирующий) орган о правонарушении (подтверждено налоговой проверкой и расследованием коррупционных правонарушений).

АПК предлагает передать в конкурентную среду (частную) среду следующие функции госорганов: по аттестации и дипломированию лиц командного состава судов; по измерению весовых и (или) габаритных параметров автотранспортных средств; по выдаче международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств; по аудиту системы управления безопасности и выдаче сертификата безопасности; по выдаче лицензии на перевозку грузов в сфере железнодорожного транспорта.

На I квартал 2022 года намечено принятие проекта закона по введению временных ограничений для бывших госслужащих на занятие руководящих должностей в частном

и квазигосударственном секторе, сферы деятельности которых ранее входили в зону их ответственности.

В части усиления института общественного контроля АПК предлагает ввести обязательную общественную экспертизу по созданию или реорганизации госорганов и их подведомственных организаций, субъектов квазигосударственного сектора с целью исключения необоснованного расходования бюджетных средств и коррупционных рисков; обязательное участие представителей гражданского общества в процессе приемки работ на автомобильных дорогах и улицах населенных пунктов.

По противодействию коррупции в квазигосударственном и частном секторе агентство выносит на рассмотрение распространение понятия "коррупция" на частный сектор, а также введение в закон "О противодействии коррупции"; исключение из правил государственных закупок возможности предоставления до 50% работ субподрядчикам организаций, выигравших тендер; проработать вопрос законодательного урегулирования лоббистской деятельности.

Публичное обсуждение постановления продлится до 10 декабря.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться