Социальная направленность при экономических сомнениях

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
10478

Мажилис одобрил проект республиканского бюджета на 2018-2020 годы.

Социальная направленность при экономических сомнениях Фото: Мария Матвиенко

В среду на пленарном заседании депутаты мажилиса парламента одобрили проект Закона "О республиканском бюджете на 2018-2020 годы". Напомним, уточненные параметры бюджета рассмотрели во вторник в правительстве.  Подводя итоги обсуждения, председатель мажилиса Нурлан Нигматулин отметил, что проект носит сбалансированный характер и направлен на решение поставленных президентом задач. Депутаты со своей стороны, работая над проектом, старались повысить эффективность бюджетных расходов и усилить социальную направленность бюджета.

"Теперь всем государственным органам необходимо обеспечить эффективное, полное и целевое использование выделенных бюджетных средств", – сказал г-н Нигматулин.

Усиление социальной направленности, которую старались придать депутаты главному финансовому документу, выразилось во вполне конкретных цифрах: мажилисмены урезали резерв правительства на 15,9 млрд тенге, еще на 6 млрд тенге сокращены расходы отдельных администраторов бюджетных программ. Суммарно эти дополнительные 22 млрд по предложению мажилисменов направляются на: строительство школ – 5 млрд тенге; строительство и сейсмоусиление объектов здравоохранения – 1,8 млрд тенге; текущий ремонт и содержание объектов культуры и спорта – 2,8 млрд тенге; реконструкцию автодороги общего пользования – 1,1 млрд тенге; развитие системы водоснабжения и водоотведения – 7 млрд тенге; строительство объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры – 3,7 млрд тенге; реконструкцию плотины Мынжылкы – 277 млн тенге.

Отметим, что по социальному блоку у депутатов к итоговому обсуждению вопросов практически не осталось. Зато масса вопросов осталась по Национальному фонду и финансированию программ экономического развития. Так, депутат Майра Айсина удивилась, почему правительство закладывает в прогноз поступления от приватизации в Нацфонд всего 7,5 млрд тенге за 2017-2020 годы, тогда как только в развитие приватизируемых сейчас компаний квазигосударственного сектора государство десятилетиями вкладывало гораздо бОльшие суммы. Да и стоимость продажи компаний явно будет гораздо выше.

"На сегодняшний день по комплексному плану реализован 291 объект на сумму 113 млрд тенге, из них республиканский бюджет – 23 объекта на чуть более 8 млрд тенге, в коммунальную собственность – 162 (33 млрд тенге) и по квазигоссектору было продано 106 объектов (более 70 млрд тенге). Средства, если объект республиканский, то средства поступают в республиканский бюджет, соответственно местный. Средства от продаж национальных компаний, их дочерних организаций поступали на счета соответствующих компаний.

Весной текущего года внесены поправки в бюджетное законодательство. Вы знаете: звучало поручение главы государства о том, чтобы средства от приватизации направлять в Нацфонд, в настоящее время постановление правительства прорабатывается", – объяснил министр финансов Бахыт Султанов.

"Ну и о чем ответ? Вы или будете отвечать или не отвечайте, господин министр, – возмутился Нурлан Нигматулин. – На 680 млрд с 2014 года пополнился квазигоссектор из Нацфонда, от приватизации 7,5 млрд возвращаются по всем данным, которые представлены. Коллеги из правительства, сегодня у нас будет долгий рабочий день, давайте мы конкретно будем работать по вопросам. Этот пример, как господин Султанов пытается оттарабанить, не пройдет".

"Средства, которые выделялись из республиканского бюджета, в том числе источником которых являлись целевые трансферты из Нацфонда в рамках финансирования антикризисных программ и программы инфраструктурного развития, вкладывались в конкретные проекты. Когда происходит приватизация, в основном это приватизация непрофильных активов и конкретных организаций в нацхолдингах и нацкомпаниях. Здесь суммы несопоставимы, те средства, которые из Нацфонда выделялись, работают в тех инфраструктурных проектах, в которые они были вложены", – объяснил по-другому глава Минфина.

"Вот, ближе ответ, а то инструкцию рассказал", – язвительно похвалил его председатель мажилиса.

"Объясняться" пришлось и представителям собственно квазигосударственного сектора. Мажилисмен Мейрам Пшембаев удивился, почему в проекте бюджета предлагается выделить 52 миллиарда тенге холдингу "Байтерек" для модернизации действующих производств, но при этом в детализации конкретно этой бюджетной программы прописано строительство новых предприятий.

"Мы запросили информацию в холдинге "Байтерек", и, согласно этой информации о планируемых к введению в 2018 году, видно, что "Байтерек" планирует строительство семи новых объектов – пять новых объектов в обрабатывающей промышленности и два новых текстильных производства. А модернизация производств холдингом не предполагается, что противоречит целям бюджетной программы. Куда же все-таки будут направлены 52 миллиарда тенге?" – удивился мажилисмен.

Исполняющий обязанности главы холдинга Айдар Арифханов пояснил, что предусмотрено как модернизация существующих, так и создание новых производств в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития. Спикеру мажилиса вновь пришлось вносить уточнения.

"В пояснительной записке холдингу "Байтерек" 52 миллиарда расписаны по годам: 10 миллиардов в 2018 году и так далее", – дотошно, с бумагами в руках начал объяснять г-н Нигматулин.

"Цель бюджетной программы – модернизация существующих производств. Теперь открываем справку, которую Алик Айдарбаев, первый вице-министр по инвестициям и развитию, прислал, касательно этой же бюджетной программы. В индикативном плане сумма 52 миллиарда тенге направляется на строительство горно-обогатительного комбината, строительство завода по риклингу, строительство завода, создание производств удобрений, строительство текстильной фабрики и так далее. Так все-таки это на строительство новых объектов направляется?" – уточнил уже лично председатель палаты.

"Это модернизация действующих производств. Новые объекты в рамках действующих производств", – уточнил в ответ г-н Арифханов.

"Бакытжан Абдирович, ну Вы понимаете, – повернулся Нигматулин к премьер-министру. – Подписанный Вами документ – написано: "На модернизацию существующих". Он говорит: "Строительство новых объектов". Надо разобраться, а то точно будет нарушение принципа целевого использования".

Удивило депутатов и прогнозируемое правительством снижение поступлений в Национальный фонд, несмотря на планы по увеличению добычи нефти. Объяснять эту арифметику решил уже лично премьер. Бакытжан Сагинтаев пояснил, что при росте объема добычи нефти, который ожидается преимущественно за счет Кашагана, налоговые поступления снижаются. Например, от партнеров по Кашаганскому консорциуму налоги начнут поступать "только после того, как они достигнут реального объема окупаемости". Но, заверил премьер, если произойдут положительные изменения, и в первую очередь цены на нефть, правительство тут же придет в парламент с уточнениями. Такой ответ полностью удовлетворил депутатов.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться