Социальные реформы Токаева: что сделано, что в планах

3241

Государство продолжает курс на социальную справедливость и поощрение частной экономической инициативы.

Социальные реформы Токаева: что сделано, что в планах Фото: kursiv.kz

Последние три года президентства Касым-Жомарта Токаева ознаменованы глубокими и последовательными преобразованиями сферы социальной политики, приобретающей все более человекоцентричный и адресный характер, в котором тесно переплетены принципы социальной справедливости и поощрения частной экономической инициативы, передает inbusiness.kz.

Конечно, пандемия COVID-19, заставшая врасплох все страны мира, затормозила реформы, заставив переориентировать значительные ресурсы государства на борьбу с заболеванием. Однако после снятия карантинных ограничений в Казахстане были продолжены постепенные, но вместе с тем достаточно кардинальные изменения практически во всех сферах, в том числе и в социальной.

Пандемийный 2020 год

После того как в Казахстане в марте 2020 года были выявлены первые зараженные COVID-19, руководству страны пришлось экстренно реагировать на эту угрозу и вводить чрезвычайное положение и локдауны. Чтобы компенсировать материально-финансовые потери для населения, Межведомственной комиссией при правительстве Казахстана осуществлялись весьма жесткие меры ручного регулирования уровня жизни населения, с тем чтобы пресечь его ухудшение: интенсивное сдерживание цен на социально значимые продовольственные товары, бесперебойное обеспечение продовольственных магазинов всем необходимым, выплата всем неработающим вследствие ограничений казахстанцам по 42 500 тенге за счет средств Государственного фонда социального страхования на общую сумму порядка 476 миллиардов тенге.

Всего за период чрезвычайного положения и карантинных ограничительных мероприятий такие выплаты получили 4,6 млн человек. Казахстанский курс на поддержку населения и экономических субъектов от давления коронакризиса выгодно отличался от соседних государств, помощь в виде прямых выплат гражданам применялась далеко не во всех экономически сильных странах мира.

Кроме того, в период ЧП и карантина более 1,1 млн жителей Казахстана получили дополнительно поддержку в виде выплат на приобретение продуктово-бытовых наборов на общую сумму более 25 млрд тенге. Банки и микрокредитные организации не начисляли штрафы и пени по просрочке платежей, а по потребительским кредитам замораживалось процентное вознаграждение при просрочке в 90 дней.

Правительством под прямым контролем президента Касым-Жомарта Токаева проводилась серьезная работа по обеспечению занятости населения. В качестве антикризисной меры была разработана и реализована дорожная карта занятости, государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства "Еңбек" и другие, благодаря чему удалось сохранить и создать 1,2 млн рабочих мест и не допустить роста безработицы.

За 2020 год были проиндексированы размеры пенсий и пособий. Рост базовой пенсии и государственных пособий составил 10%, солидарной пенсии – 12% по сравнению с 2019 годом.

Сегодня очевидно, что Казахстан не стал пассивной жертвой пандемии. Благодаря выверенным управленческим подходам коронакризис был не только серьезным вызовом национальной экономике, но и стал окном для новых возможностей в социальной сфере и благоприятной почвой для апробирования качественно новых методов социальной поддержки в условиях тотальных экономических ограничений, фактической остановки большинства предприятий и бедственного положения домашних хозяйств.

В 2020 году в систему соцобеспечения населения были введены следующие новшества:

  • С 1 января 2020 года реформирована модель социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей – им стали выплачивать ежемесячное государственное пособие, размер которого зависит от количества детей и отвязан от доходов семьи.
  • Для детей из малообеспеченных семей с 1 января 2020 года был впервые внедрен гарантированный социальный пакет.
  • С 1 января 2020 года были повышены размеры долгосрочных социальных выплат из системы обязательного социального страхования в среднем на 50% по отношению к 2019 году.
  • В 2020 году также повысилась заработная плата работников бюджетной сферы в сравнении с 2019 годом: в сфере культуры и искусства – от 35% до 50%, педагогам – на 25% ежегодно в течение 4 лет, социальным работникам – от 15% до 60%.
  • В рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне единовременные выплаты получили 124,2 тыс. человек на сумму 7,6 млрд тенге, что превышает сумму выплат 2019 года в три раза. Для участников и инвалидов ВОВ юбилейный размер материальной помощи в среднем составил 1 млн тенге, что превышает размеры прошлого года в среднем в 4 раза. Кроме того, был принят новый Закон "О ветеранах".
  • Была усовершенствована система оказания социальной поддержки лицам с инвалидностью. Главным новшеством стал запуск портала социальных услуг, особенностью которого стала возможность самостоятельного выбора инвалидами технических средств реабилитации и специальных социальных услуг с учетом их рейтинга, отзывов других пользователей, стоимости и качества.

2021 год – постпандемийное восстановление и цифровизация социальных услуг

Поскольку в первой половине 2021 года стартовала массовая вакцинация населения против COVID-19, вступила в действие система Ashyq и бизнес-активность стала восстанавливаться, социальная сфера более не требовала столь значительных незапланированных государственных вливаний.

Все социальные обязательства государства в 2021 году были выполнены в полном объеме:

  • С 1 января 2021 года размеры пенсий по возрасту были повышены на 7%, размеры базовой пенсии и государственных пособий увеличены на 5%.
  • Было продолжено поэтапное повышение заработной платы для 670 тыс. работников социальной сферы: в образовании – на 25%, здравоохранении – на 20-30%, сфере социального обеспечения – на 50%.
  • Госпрограммы по обеспечению занятости населения позволили охватить 1,3 млн человек, что сократило уровень безработицы с 5% в третьем квартале 2020 года до 4,9% в третьем квартале 2021 года, а молодежной безработицы с 4% до 3,7%.

Что касается нововведений в сфере социального обеспечения, то было сделано следующее:

12 октября 2021 года принят Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан". В соответствии с ним было введено единое пособие по уходу и сопровождению лиц с I группой инвалидности; разделение детей с 7 лет по группам инвалидности с увеличением получаемых пособий; одновременное получение пособий по инвалидности и по потере кормильца; сохранение очередности на жилье семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, и другое.В итоге пособия по уходу за лицами с I группой инвалидности получили 15,1 тыс. человек, проведено разделение 52,7 тыс. детей по группам инвалидности, 2,8 тыс. человек одновременно получают пособия по инвалидности и по потере кормильца.

Внесены изменения в ряд приказов, позволившие усовершенствовать деятельность медико-социальных учреждений, где постоянно проживают или получают услуги люди с особыми потребностями.В целях социальной и профессиональной адаптации граждан во всех регионах республики начали функционировать 19 центров TenQogam. Для расширения услуг социальной реабилитации были открыты шесть малокомплектных реабилитационных центров для детей.

Во всех регионах Казахстана стартовала реализация пилотного проекта по заочному установлению инвалидности.

Процедуры получения государственных услуг в социально-трудовой сфере были в значительной мере переведены в цифровой формат: было оцифровано 92% услуг, 41 из 45 услуг стали оказываться в электронном виде, 21 из них проактивно.

На ресурсе электронной биржи труда стали доступны услуги центров занятости, запущен сервис онлайн-курсов по широкому спектру профессиональных направлений, стал доступным поиск работы и кадров в странах ЕАЭС в рамках проекта "Работа без границ".

2022 год – последствия Кантара и разработка Социального кодекса

Несмотря на произошедшую январскую трагедию, в ходе которой пострадали как граждане Казахстана, так и бизнес, государство очень четко и своевременно выполнило все социальные обязательства перед каждым сегментом общества:

  • Своевременно были выплачены пенсии, пособия и другие социальные выплаты более чем 4,3 млн казахстанцам на сумму свыше 4,4 трлн тенге.
  • Более 1,3 млн семей получили поддержку в виде гарантированных государством выплат. Особое внимание было уделено семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями, и многодетным семьям.

Пострадавшие бизнесмены и простые горожане, чьи машины были сожжены, получили компенсацию.

Всего в 2022 году на поддержку семей, имеющих детей, было направлено более 926,6 млрд тенге из республиканского бюджета и Фонда социального страхования. Это выплаты на рождение и по уходу за ребенком, пособия многодетным матерям, многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей с инвалидностью. Суммы выплат на одну семью составили от 20 тыс. до 805 тыс. тенге. Кроме того:

  • Более 700 тысяч казахстанских семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получили поддержку от государства в виде адресной социальной помощи на более чем 70 млрд тенге.
  • 371,4 млрд тенге выплачено в виде пособий по инвалидности и социальных выплат 530 тысячам граждан.
  • Дважды были проиндексированы размеры солидарных пенсий. Средний размер пенсии составляет порядка 109 тыс. тенге. Всего же из государственного бюджета на выплату пенсий 2,2 млн пенсионеров было направлено 2,9 трлн тенге.
  • Было продолжено поэтапное повышение заработных плат работников сфер образования, здравоохранения, социальной защиты и других отдельных категорий работников. Рост зарплат около 1,2 млн гражданских служащих в среднем составил от 20% до 30% и в течение последующих 4 лет увеличится в 2 раза.
  • Усилены меры по обеспечению занятости молодежи. Увеличена продолжительность их участия в проектах "Молодежная практика" и "Первое рабочее место". В два раза увеличен размер грантов для развития деловых инициатив молодежи и граждан из социально уязвимых категорий населения.

В целом в 2022 году было трудоустроено свыше 921 тыс. человек, более 77% из которых на постоянные рабочие места.

Кроме текущей работы по социальному обеспечению и трудоустройству граждан, в 2022 году правительством по поручению президента было сделано следующее:

  • В ноябре 2022 года были внесены изменения в Национальный план повышения качества жизни лиц с инвалидностью, а часть изменений, требующих законодательного закрепления, включены в проект Социального кодекса.
  • В мажилисе парламента РК начата работа по ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах инвалидов.
  • На электронной бирже труда (ЭБТ) совместно с рядом крупных компаний был реализован пилотный проект приема на работу, который дал хороший эффект: только за 3 месяца прошлого года более 11 тыс. человек через ЭБТ самостоятельно трудоустроились в других регионах.
  • Профильным министерством подготовлен и представлен в парламенте проект Социального кодекса, в котором будут зафиксированы механизмы обеспечения социальных гарантий граждан.

2023 год – новая стратегия социальных реформ

Текущий год начался реализацией перехода из количественного (повышение размеров и ставок выплат) в качественное измерение реформ. На правительственном уровне принят пятилетний и "пятиреформенный" план стратегических перемен в социально-трудовой сфере на 2023-2027 годы. Министр труда и соцзащиты населения Тамара Дуйсенова на заседании расширенной коллегии ведомства по итогам деятельности в 2022 году и задачах на 2023 год разъяснила, в чем суть этих новелл.

Трансформация от заявительной формы оказания соцуслуг к выявительной посредством цифровизации

Первое стратегическое направление – углубление цифровизации, которая должна обеспечить переход от заявительной формы оказания социальных услуг к выявительной и проактивному формату их предоставления. Для этого создана цифровая карта семьи, которая аккумулирует сведения из информационных систем госорганов и станет персонифицированной базой данных казахстанских семей по госгарантиям.

Для эффективного использования возможностей цифровой карты семьи предполагается синхронизация работы центральных государственных и местных исполнительных органов в части своевременной актуализации сведений, уведомления граждан о праве на получение господдержки, проактивного назначения пенсий, пособий, соцвыплат и адресной социальной помощи, мониторинга своевременности оказания мер господдержки.

Упреждающая адресность и предотвращение рисков

Второе стратегическое направление – усиление адресной социальной поддержки, которое будет включать адресные меры упреждающего характера и адресную помощь для устранения последствий наступивших социальных рисков. Именно здесь большую роль сыграет цифровая карта семьи, по которой будет определяться целевой контингент лиц, нуждающихся в соцподдержке.

В рамках данного направления с 1 января 2023 года увеличен период выплат по уходу за ребенком, с 2024 года предусмотрено отчисление на специальные накопительные счета детей до достижения ими 18-летнего возраста 50% ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда. Также планируется дифференциация размеров пособий многодетных матерей, награжденных подвесками "Алтын алқа" и "Күміс алқа".

В целях усиления соцподдержки малообеспеченных семей с 2025 года черта бедности для оказания адресной социальной помощи будет определяться исходя из медианного дохода.

Для семей, в составе которых имеются лица с инвалидностью, будут приняты меры по обеспечению доступности специальных социальных услуг. В этих целях планируется трансформация системы социального обслуживания, предусматривающая:

  • проверки всех 116 медико-социальных учреждений на предмет соблюдения стандартов оказания спецсоцуслуг;
  • поддержку и развитие домов малой вместимости, особенно на селе;
  • поэтапную монетизацию отдельных видов средств или товаров;
  • строительство 12 реабилитационных центров для ускоренной интеграции лиц с инвалидностью в общество;
  • новый формат портала социальных услуг, где будет представлена более полная информация о параметрах товаров и услуг, установлены новые и более жесткие требования к поставщикам и качеству их товаров.

Цифровая карта и умная занятость

Третье стратегическое направление – содействие занятости граждан, конечным результатом реализации которого станет трудоустройство в течение года порядка 1 млн человек, включая молодежь, незанятых граждан и лиц с инвалидностью. Здесь снова поможет цифровая карта семьи, в соответствии с которой будет сформирован список лиц, нуждающихся в помощи государства по трудоустройству.

В целом по республике в этом году планируется создать порядка 75 тыс. рабочих мест в рамках отраслевых концепций и национальных проектов, более 150 тыс. субсидируемых государством рабочих мест с объемом финансирования 131 млрд тенге. 780 тыс. человек планируется трудоустроить в рамках частных инициатив и на вакантные рабочие места работодателей. Порядка 20% от общего количества создаваемых рабочих мест будет создано для молодежи и лиц с инвалидностью.

Кроме того, 6 тыс. молодых казахстанцев будут предоставлены льготные кредиты под 2,5% до 5 млн тенге на 5 лет. Молодым людям с особыми потребностями и гражданам из социально уязвимых слоев населения планируется предоставить 9 тыс. грантов в размере 1,2 млн тенге.

Для лиц предпенсионного возраста будет продолжена реализация проекта "Серебряный возраст". Ежегодный охват будет составлять не менее 15 тыс. человек.

Кроме того, в рамках данного направления будет проведена трансформация центров занятости населения и сформирована их новая структура: на уровне регионов функцию бэк-офиса будут выполнять центры трудовой мобильности, на уровне районов и городов фронт-офисами станут действующие центры занятости, преобразованные в карьерные центры. Также будут установлены тарифы за оказываемые центрами услуги, оплата труда сотрудников будет напрямую зависеть от количества трудоустроенных граждан.

Пилотная апробация трансформации начнется в 2023 году в трех регионах страны: в городе Астане, в Карагандинской и Туркестанской областях.

Гибкая занятость на смену традиционным форматам

Четвертое стратегическое направление – развитие трудовых отношений, предусматривающее переход от традиционного формата работы к развитию гибких форм занятости, которые будут закреплены законодательно.

Министерству труда и соцзащиты населения совместно с социальными партнерами предстоит пересмотреть вопросы обучения кадров на рабочем месте. В проекте Закона "О профессиональных квалификациях" предусмотрено распределение ответственности за повышение навыков рабочей силы между государством, работодателями и работниками.

Также будет произведен пересмотр минимальных стандартов в области труда, апробация которых будет проводиться поэтапно. По итогам будут пересмотрены классы вредных производств и страховые тарифы.

С учетом международной практики будут выработаны и вынесены на рассмотрение социальных партнеров предложения по установлению максимального периода работы граждан во вредных условиях труда и участию страховых компаний в улучшении условий труда работников.

Системе госконтроля за соблюдением трудового законодательства также предстоит пересмотр в рамках новой регуляторной политики к бизнесу. Предполагается, что процедура проверок будет носить превентивный характер, для чего в 2023 году будет запущена новая информационная система "Профайл предприятия", которая позволит осуществлять контроль за соблюдением законодательства и самими компаниями.

Система стимулирующего страхования

Пятое стратегическое направление – развитие системы страхования по стимулированию продуктивной и формализованной занятости, при которой будут учитываться следующие факторы: участие в системе государства, работодателей и работников; усиление взаимосвязи между стажем участия и размерами социальных выплат. Это означает, что компенсация утраченного дохода при наступлении рисков будет производиться в большей степени за счет накопленных пенсионных и страховых активов граждан.

В настоящее время как в системе пенсионного обеспечения, так и в системе обязательного социального страхования преобладает доля государственных выплат. К сожалению, большая часть населения до сих пор живет иждивенческими и патерналистскими настроениями и считает, что только государство должно нести ответственность за их соцобеспечение. Однако эти настроения должны измениться вследствие новых государственных подходов к страхованию.

Совместно с Единым накопительным пенсионным фондом, Государственным фондом социального страхования, Государственной аннуитетной компанией и страховыми компаниями будет реализована масштабная информационно-разъяснительная работа и определен KPI для каждого института по приросту участников системы.

Также продолжится поэтапное увеличение размеров пенсионных и страховых выплат с привязкой к стажу участия в системе.

С 2024 года вводятся обязательные пенсионные взносы работодателей для формирования условно-накопительной системы пенсионного обеспечения молодых вкладчиков.

Кроме того, в целях повышения эффективности накопительной пенсионной системы предусматривается предоставление вкладчикам права на передачу 50% своих пенсионных накоплений в частное управление.

Как показывает проведенный обзор, страна стоит на пороге всеобщей перезагрузки системы социальной защиты интересов населения на основе гибкого комбинирования принципов социальной справедливости, рыночной экономики, соблюдения баланса механизмов ручного управления экономикой и поощрения социальной ответственности бизнеса и экономических субъектов. Государство станет более социальным, системным, не допуская вместе с тем иждивенчества и поощряя динамичное развитие человеческого капитала.

*В статье использованы данные с официального сайта министерства труда и социальной защиты населения РК и официального сайта президента РК Касым-Жомарта Токаева.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться