На шестом форуме птицеводов Казахстана вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева сообщила, что в настоящее время птицеводческая казахстанская продукция на рынки Поднебесной не поставляется, поскольку соответствующей казахстанской отрасли еще только предстоит пройти процедуры, связанные с согласованием ветеринарно-санитарных требований. Вернее, такие процедуры уже проводятся. По словам Гульмиры Исаевой, в настоящее время китайские специалисты изучают документы по профилактике Казахстаном птичьего гриппа.
"Это очень важно, потому что птичий грипп активно развивается по всему миру, принимает разные формы, обнаружены новые его штаммы, и нам очень важно на площадке Евразийского экономического союза выработать совместные стратегии по борьбе с ним: сейчас в России фиксируются его вспышки, и нам важно не допустить его", – подчеркнула представительница руководства аграрного ведомства. Учитывая, что в Казахстане до сих пор фиксировались единичные случаи этого заболевания у перелетных диких птиц, а промышленное производство остается вне подозрений, вице-министр рассчитывает на благоприятный исход переговоров с китайскими властями.
"Это говорит о высоком уровне ветеринарного благополучия внутри республики, проводятся все необходимые мероприятия по профилактике и вакцинации. И это позволяет нам надеяться, что в ближайшее время мы завершим переговоры: мы ожидаем инспекцию китайских специалистов, чтобы они могли ознакомиться с нашими птицефабриками, с нашей системой ветеринарной инспекции именно по контролю за данным заболеванием", – сказала Гульмира Исаева журналистам в кулуарах форума.
Далее последует стандартная процедура: по итогам инспекции согласуется протокол и ветеринарный сертификат, после чего казахстанская продукция получает зеленый свет, как это было ранее по меду и баранине.
"Мы ожидаем, что завершим эту работу по продукции птицеводства в начале следующего года, потому что есть определенные нормативы по срокам проведения самой инспекции и по подготовке отчета по этой инспекции, поэтому думаем, что начало года будет завершением этой работы, первое полугодие", – уточнила вице-министр.
Наполеоновские планы МСХ
Тут стоит отметить, что у казахстанского минсельхоза по экспорту мясу птицы сейчас поистине наполеоновские планы: помимо традиционных российского и центрально-азиатских рынков аграрное ведомство поглядывает не только в сторону восточного соседа, но и на Запад – на иранский рынок.
"Сейчас проводятся переговоры о зоне свободной торговли стран ЕАЭС с Ираном. Иран – это тоже очень интересный рынок, но в Иране тоже очень высокими темпами развивается птицеводство, поэтому надо искать преимущества казахстанской продукции, которые позволят ей на рынках других стран быть конкурентоспособной. И здесь очень важно завершить создание системы сертификации органической продукции, чтобы мы могли поставлять эту продукцию как органически чистую", – подчеркнула Гульмира Исаева.
Попутно, по ее словам, ведутся переговоры с инвесторами из стран Персидского залива, которые изучают возможность создания в Казахстане птицефабрик, ориентированных на выпуск продукции по халал-технологиям для реализации как в самом Казахстане, так и частично у себя на родине. При этом в МСХ считают, что в ближайшие пять лет казахстанские птицеводы нарастят объемы производства мяса почти вдвое, а потому его хватит и на внутренний рынок, и на экспорт.
"По мясу птицы по итогам прошлого года птицеводы Казахстана произвели 167 тысяч тонн. Стоит задача уйти от импорта, увеличить объемы, и ожидается, что в ближайшие пять лет объемы производства достигнут 300 тысяч тонн, по сути, это тот объем потребления, который покроет нужды Казахстана и позволит нарастить экспорт, – сказала Гульмира Исаева. – Почему мы уверены, что это осуществимо? Потому что сейчас осуществляется несколько крупных проектов, в частности, на Макинской птицефабрике в Акмолинской области, мощность которой составит 50 тысяч тонн. И сейчас несколько инвесторов пришли с такими проектами, и мы рассчитываем, что открытие четырех-пяти таких фабрик позволит достигнуть этого результата в ближайшее время".
Для стимулирования таких инвестиций в перечень субсидируемых проектов для сельхозпроизводителей включены новые виды оборудования, которые касаются более глубокой переработки мяса птицы.
"У нас в Казахстане более 70 птицефабрик, которые не только производят продукцию птицеводства, но и занимаются ее переработкой. Но мы хотим переориентировать производство с замороженного мяса на свежеохлажденное мясо, это тоже преимущество на рынке. Могу сказать, что где-то 40% казахстанских птицефабрик сейчас переходят от производства просто тушек к производству глубокой переработки", – подчеркнула вице-министр.
Еще более радужными выглядят планы МСХ по экспорту яиц, поскольку здесь внутренний рынок насыщен уже стопроцентно.
"Птицеводы Казахстана произвели в прошлом году яйца 4,7 миллиарда штук, планы на этот год – перешагнуть пятимиллиардный рубеж, на сегодняшний день обеспеченность внутри страны составляет 100%, и это означает, что мы уже должны искать новые рынки сбыта и, более того, выходить на них не только со стандартной продукции, но и развивать переработку, для того чтобы выходить на рынки того же Китая именно с переработанной продукцией птицеводства", – сказала Гульмира Исаева.
По ее словам, аграрное ведомство вместе с инвесторами сейчас вынашивает планы создания современного завода для производства из яиц таких "очень востребованных в кондитерской промышленности и на экспортном рынке продуктов", как меланж (смесь яичного белка и желтка) и яичный порошок.
"С такими продуктами мы можем быть конкурентоспособными, в целом по отрасли птицеводства по мере замещения на внутреннем рынке доля экспорта будет расти и впоследствии, думаю, вырастет до 50% от объемов производства", – заключила представительница МСХ.
Птицу надо сначала накормить, а потом продавать
Президент Союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов же считает, что потенциал казахстанского птицеводства может быть, и больший, чем озвучила вице-министр, но с одним единственным условием – если будет решена извечная уже проблема кормовой базы. Союз птицеводов на форуме в очередной раз выступил с идеей создания в Казахстане фуражного фонда – запасов кормов для птиц, которые государство через своих операторов в сельском хозяйстве формировало бы по низким ценам в покос, а потом продавало бы птицеводам по фиксированной цене в течение всего года.
"Сейчас все это на стадии разговоров с минсельхозом, все кивают головой: "Надо, надо". В свое время, когда министром был Асылжан Мамытбеков, он нас понял, года три-четыре нам помогал, но фонд так и не создал, а когда с ним договоренность была, что постановление правительства должно было выйти о создании фонда, его убрали, – говорит Руслан Шарипов. – Пришел другой министр, изменилась программа – мы опять доложили, опять нас поняли, с нами соглашаются, но все на уровне разговоров. Мы просим, чтобы нам закупили, например, миллион тонн, чтобы заложили по фиксированной цене по дешевке в момент уборки, пускай за хранение чуть-чуть добавляли, но чтобы я знал, что могу пойти и купить в течение года".
Собственно, речь идет даже не о годе, а о периоде с февраля по июль, когда собственные фуражные запасы птицеводов исчерпаны, а новые еще не появились. Полугодовую потребность птицефабрик в стране в зерновых глава отраслевого союза оценивает в 330-350 тысяч тонн, годовую – в 570 тысяч тонн пшеницы, 205 тысяч тонн сои, 140 тысяч тонн кукурузы, 90 тысяч тонн ячменя и 75 тысяч тонн подсолнечника. Судя по тому, что и прежнее, и нынешнее руководство МСХ с этой идеей принципиально было согласно, объемы для закладки их государством вполне подъемные, что мешает эту идею осуществить, остается непонятным. Тем более что в соседней России она уже начинает осуществляться.
"Нам запас зерна необходим в обязательном порядке, ну хотя бы в объеме три-пять миллионов тонн, – говорит президент РосПтицеСоюза Владимир Фисинин. – Мы пошли по пути, как в 1990-е годы: ребята, скупайте земли за бесценок, потому что тракторов полно, себестоимость пшеницы 3,5-4 рубля, а на рынке она доходит до 12 рублей, и здесь надо, чтобы государство закупило ее по дешевке и хранило. Мы готовы доплачивать за хранение на элеваторе, но мы будем знать, что у нас есть резерв. Сейчас это предложение (о создании в России фуражного фонда. – Прим. авт.) находится на рассмотрении правительства, как оно долго будет там находиться, сказать не могу, но в правительстве необходимость этого люди понимают, это главное".
Таким образом, российские птицеводы вполне могут получить конкурентное преимущество перед казахстанскими за счет более дешевой кормовой базы в течение круглого года. Между тем, по словам Руслана Шарипова, россияне нынешним летом и так демпингуют, отпуская яйца казахстанским оптовикам по цене, эквивалентной пяти-шести тенге за штуку.
"Общая политика должна быть с Россией, а мы действуем вразнобой, как будто мы конкуренты", – замечает глава казахстанского Союза птицеводов.
С последним его замечанием о необходимости выработки общей политики в развитии казахстанского и российского птицеводства согласен и его российский коллега.
"В рамках общего рынка в ЕАЭС должен быть аппарат, который будет рассматривать страны: у кого какая потребность, у кого какие возможности, – считает Владимир Фисинин. – Этим не должна заниматься отдельная птицефабрика – мы сейчас включили в эту орбиту торгпредов, сидящих в каждом посольстве. Чем они занимаются – черт их знает, а нам надо, чтобы они давали постоянно информацию о возможностях друг друга, и тогда переговорный процесс возможен. Речь идет о постоянном мониторинге, с помощью которого мы можем направлять потоки продукции отрасли и не перебивать друг друга", – отмечает он.
Игорь Воротной