Что известно опытным предпринимателям, запустившим успешные компании и о чем, не догадываются основатели неудавшихся проектов? В чем главная проблема стартапов и почему 4 из 5 компаний закрываются в первые два года? В этом журналист inbusiness.kz разбирался вместе с управляющим партнером компании Tinker Tech Куатом Мусабековым и генеральным директором компании Жансериком Кенесом.
Стартап должен решать проблему
Прежде, чем с энтузиазмом браться за реализацию проекта необходимо еще на этапе подготовки понять, какие проблемы он решает и насколько будет полезен для общества. Любой стартап, в независимости от сферы, в первую очередь должен решать актуальные проблемы. Тогда у рынка будет потребность в продукте, что в дальнейшем гарантирует ему финансовый успех. По словам Жансерика Кенеса, важно не придумывать новых проблем, а решать уже существующие. Создание продукта не нужного рынку обречет стартап на провал.
"Вы можете заметить, что многие успешные IT-компании решают давно существующие проблемы. Нужно брать действующий механизм, оцифровывать его и зарабатывать. Что касается новых проблем, то они в основном связаны с машинным обучением. Сегодня людьми генерируется много данных. За день человек потребляет информации столько, сколько потреблял в средневековье один крестьянин за всю жизнь. Со временем роста этой информации человек больше не может обрабатывать ее в таком количестве, и появляются стартапы, которые помогают это делать: data science, machine learning", - говорит предприниматель.
Как начинающим стартапам решать вопрос с командой разработки, если нет больших денег и связей в IT-индустрии? Выход есть. Для начала можно брать в работу интересные проекты и делать их бесплатно либо за небольшую сумму, после чего браться за более серьезные работы. Именно так поступила команда Жансерика и Куата.
"В нашем случае приходилось работать на энтузиазме - очень усердно, долго и бесплатно. Практически каждый день у каждого из нас возникал вопрос - что и для чего мы делаем? Это был сложный период, но мы его прошли. Наша компания занимается аутсорсингом, а это сложный бизнес. Размер компании и рост доходов в ней соизмерим с количеством работников. Чтобы зарабатывать больше, нужно брать больше проектов и нанимать больше людей. Сложный период проходят все команды, если у них недостаточно финансирования. И если они его пересекают, то развиваются дальше уже с проверенной временем командой и полученной закалкой" - сказал Куат.
А что с инвестициями?
Жансерик Кенес поделился субъективным видением относительно инвестиций. По его мнению, инвестиции в IT-стартап нужно привлекать после того, как было доказано, что расходы проекта растут медленнее доходов. Только после этого можно заняться поиском капиталовложений. Но бывают случаи, когда инвесторы выделяют деньги на этапе презентации проекта, исходя из опыта основателя стартапа или команды. Репутация играет не маловажную роль в этом случае.
"Намного лучше искать инвестора через связи, чтобы не общаться с незнакомым человеком. Чем больше знакомых и связей, тем больше у бизнеса появляется возможностей и доступа к человеческим, финансовым ресурсам и т.д.", - добил собеседник.
Более безопасный опят для привлечения денег и наработки необходимого опыта – привлекать клиентов через таргетированную рекламу. В этом случае придется работать с мелкими проектами. Зато полученный опыт позволит наладить внутренние процессы стартапа и затем браться за большие работы.
"Некоторые стартапы могут зарабатывать сразу, но они этого не делают, чтобы не терять пользователей. Сначала они расширяются, а потом переключиться на заработок", - добавляет Куат Мусабеков.
Многие стартапы в Казахстане не получают развитие и закрываются на начальном этапе из-за отсутствия финансирования.
Причины провала стартапа
Основные причины провала большинства стартапов это:
- Недостаточность финансирования
- Неактуальность проблемы
- Отсутствие управленческого опыта
- Плохая работа операционной деятельности
- Слабый маркетинг
"В начале пути стартап потребляет много денег и долго выходит на точку безубыточности. Стартап это не обычная компания, которая сразу нацелена на прибыль в ближайшие пару лет. Задача стартапа на первых порах – сжигать деньги и увеличиваться в размерах", - говорит Жансерик Кенес.
Предприниматель добавляет, что во многом успешность проекта зависит от основателя компании. Наличие управленческого опыта здесь будет только в плюс.
"Тем, кто раньше не управлял командой сложно развивать продукт. Без хорошего менеджера IT-проекты почти всегда срывают дедлайны. Скорость сжигания денег в IT-компания высокая, и если вовремя не выполнять проекты, то это может уничтожить компанию – денег не будет хватать или произойдет кассовый разрыв. К развитию проекта нужно подходить структурно. Привлекать клиентов тоже нужно уметь. Без них компания не выживет. По моим ощущениям, 4 из 5 IT-компаний в Казахстане закрываются в течение двух лет", - поясняет собеседник.
Поэтому, начиная запуск собственного проекта нужно быть готовым к сложностям на пути его реализации. При отсутствии управленческого опыта, финансов и репутации решение задач усложняется. На этапе спадов нужно спросить себя, насколько вы готовы двигаться дальше и набраться терпения. К сожалению, из-за возникающих трудностей многие стартапы закрываются, не успев открыться.
"У стартапов есть этап, который называется "Долина смерти". Это сложный период, с которым встречается каждая компания. Зачастую он происходит в первый год работы. В этот момент возникает много финансовых и операционных трудностей. Очень важно преодолеть его и выдерживать баланс. После этого у компании будет рост", - объясняет Куат Мусабеков.
Существует сотни других причин почему проекты закрываются, но эти основные.
Проблемы и перспективы рынка
По мнению Жансерика Кенеса рынок IT сферы будет активно развиваться в двух направлениях: Data science (работа с большими данными) и кибербезапасность. Он поделился, что открывать IT-компанию в Казахстане выгодно, т.к это демократическая сфера и можно конкурировать с зарубежными компаниями.
Но не обходится и без сложностей. Нехватка квалифицированных специалистов и утечка мозгов – это то, с чем сталкивается казахстанский рынок сегодня. Несмотря на то что многие выпускники школ выбирают специальность программиста, качество выпускаемых из университетов кадров низкое.
"Мы почти одни из топовых стран в мире, занимающих место по количеству выпускаемых IT специалистов. Между тем на рынке остается большая нехватка кадров, что говорит о низком качестве образования. В Казахстане есть всего несколько университетов, выпускающих достаточно квалифицированных специалистов готовых для работы", - говорит Куат.
Успешные IT специалисты, достигая определенного финансового полотка уезжают за границу в поиске больших сумм. Здесь происходит утечка мозгов. Новых кадров, заполняющих образовавшееся пространство, не появляется. Развитие рынка тормозит и слабое венчурное фондирование.
"У нас всего два акселератора - это Tech Garden и Astana Hub, субсидируемые государством. Мало программ для развития стартапов. Частый капитал и венчурное финансирование не готовы вкладываться в стартапы. Уровень мышления и финансовая грамотность венчурного капитализма в стране низкая. Также мало венчурных капиталистов. Находить финансирование в Казахстане предприятиям сложно. По сравнению с Россией, наш рынок отстает. Многие стартапы, запускаемые в Казахстане, не находят своего потребителя и закрываются", - поделился Куат Мусабеков.
"Никто не гарантирует успех. Предпринимательство - это всегда риск. Здесь много факторов из-за которых компания может закрыться, и мало факторов, приводящих к успеху. И в этом есть смысл", - подытожил Жансерик Кенес.
Мария Галушко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!