Спасаясь от рецессии

Александр Константинов Александр Константинов
6033

Общий объем финансирования пакета антикризисных мер из Нацфонда, ЕНПФ и специального резерва правительства в 2016 году составит порядка двух трлн тенге (1 993 млрд тенге)

Спасаясь от рецессии Фото: forbes.kz

Это должно по расчетам министерства национальной экономики обеспечить прирост на 0,8-1%. Однако при этом в целом рост экономики в 2016 году согласно уточненному прогнозу социально экономического развития составит лишь 0,5%.

"На заседании правительства мы утвердили новый прогноз социально-экономического развития страны на 2016 год. Предполагаются изменения следующих параметров: расчетный курс изменяем, с утвержденным ранее в ноябре месяце с 300 тенге до 360 тенге, меняем среднегодовую цену нефти. Мы снижаем её в соответствии с прогнозами международных финансовых организации, инвестиционных банков с 40 до 30 долларов за баррель.

В соответствии с этим мы меняем прогнозы связанные с ростом экономики, если при 40 долларах рост ВВП предполагался 2,1%, мы предполагаем по консервативному сценарию в этом году при цене 30 долларов за баррель составит 0,5%. Но мы всё равно находимся в положительной зоне. Вопросы, связанные с отраслями промышленности будет, конечно, соответствующее у нас падение по объемам производства в горнодобывающей промышленности. Где-то на 5%. И в обрабатывающей примерно 1,4%. 

А в сельском хозяйстве предполагается рост на 3,5%. Это вот основные параметры, которые были утверждены при рассмотрении прогноза", - сообщил министр национальной экономики Ерболат Досаев.

Дабы обеспечить эти показатели и избежать рецессии государство идет на беспрецедентные меры. Общий объем финансирования из всех источников антикризисного пакета правительства составит 1 трлн 993 млрд долларов, что составляет около 25% расходной части уточненного бюджета на 2016 год.

"На стимулирование роста казахстанской экономики в 2016 году без привлечения дополнительных средств Нацфонда всего будет направлено 1 трлн. 278,4 млрд.тенге, в том числе 554,5 млрд.тенге, из которых 360 млрд.тенге за счет переноса на 2016 год 1 млрд.долл. США из 3 млрд.долл. США, запланированных на реализацию Госпрограммы "Нұрлы жол" на 2017 год, и 194,5 млрд.тенге, сформированные за счет курсовой разницы (увеличение с 300 до 360 тенге за доллар США) по средствам Нацфонда, которые были запланированы в 2016 году на реализацию Госпрограммы "Нұрлы жол",  123,9 млрд. тенге за счет Специального резерва Правительства и 600 млрд.тенге за счет средств ЕНПФ для финансирования национальных холдингов. В целом, с учетом ранее предусмотренных средств на 2016 год на реализацию Госпрограммы "Нурлы жол" (480,6 млрд. тенге за исключением распределенных средств Спецрезерва на сумму 123,9 млрд. тенге и облигационного займа на ЭКСПО-2017 на сумму 15 млрд. тенге из всего ранее запланированных на 2016 год 619,5 млрд. тенге) и привлекаемых займов и грантов МФО (234,0 млрд. тенге – 650 млн. долл. США) общий объем финансирования пакета антикризисных мер в 2016 году составит порядка 2 трлн. тенге (1 993 млрд. тенге)", заявил Ерболат Досаев.

Что касается пенсионных денег, то в соответствии с поручением Главы государства свободные пенсионные накопления в 2016 году всего в сумме 1 450,0 млрд.тенге с учетом переходящих остатков 2015 года 400,0 млрд.тенге будут инвестированы по следующим направлениям: 350,0 млрд.тенге на финансирование дефицита республиканского бюджета в 2016 году;  до 500 млрд.тенге на конвертацию в иностранную валюту для инвестирования на внешних рынках в целях обеспечения диверсификации портфеля ЕНПФ и повышения доходности пенсионных накоплений граждан; 600 млрд.тенге (41% от свободных пенсионных накоплений) на приобретение обусловленных облигаций БВУ и национальных холдингов.

"Предлагаемое распределение оптимально, обеспечивает максимальную отдачу от пенсионных активов и гарантирует сохранность инвестиций. В интересах вкладчиков выделение пенсионных активов ЕНПФ будет осуществляться исключительно на условиях рыночной процентной ставки" - заявил Ерболат Досаев.

В качестве основных направлений инвестиций предполагается расширение мер по поддержке экономики в рамках Госпрограммы "Нұрлы жол", а также поддержка МСБ и базовых отраслей экономики. В частности, в целях сохранения объемов производства и обеспечения занятости, поддержки предпринимательства, в первую очередь, МСБ, планируется, как отмечалось выше, привлечь средства ЕНПФ под рыночную процентную ставку для фондирования экономики и обеспечения доходности пенсионных активов в объеме 600 млрд.тенге, в том числе 200 млрд.тенге через БВУ для обусловленного финансирования потребности МСБ в оборотном капитале и рефинансировании займов в соотношении 50% на 50%, из которых 100 млрд.тенге для 16 отраслей по 28 приоритетным секторам экономики, определенных ДКБ-2020 и ГПИИР и 100 млрд.тенге без отраслевых ограничений.

Средства будут предоставлены ЕНПФ путем выкупа обусловленных облигаций банков второго уровня. Ставка вознаграждения по таким облигациям, а также перечень банков второго уровня будет определяться в соответствии с инвестиционной политикой ЕНПФ. Привлеченные средства будут направлены на кредитование экономики, при этом вознаграждение банков будет ограничено 4%.

"Сегодня с Национальным банком рассматриваем возможность обусловленного размещения облигаций БВУ на 200 млрд тенге. Из них сумма будет распределена на две части: 100 млрд пойдет на приоритетные секторы экономики, 100 млрд без ограничений. При этом также внутри нее основные направления использования средств - это рефинансирование существующих займов и пополнение оборотных средств. Мы понимаем те проблемы, с которыми столкнулся малый и средний бизнес, начиная с последнего квартала 2015 года", -  заявил в минувший четверг Ерболат Досаев в ходе презентации поправок в республиканский бюджет на 2016 год.

По его словам, "Даже если сегодня банки будут заимствовать в ЕНПФ на основе рыночных ставок, то мы поддержим субсидированием в рамках дорожной карты бизнеса. То есть в принципе сегодня есть две ставки субсидирования: 8% для всего малого и среднего бизнеса, 10% для моногородов. Поэтому с учетом даже фиксированной маржи банков мы считаем, что деньги, которые сегодня дойдут до конечного предпринимателя, это будет в районе 9-10% в тенге", - отметил он.

Кроме того, предпринимателям представится возможность удешевить ставку вознаграждения по данным кредитам в рамках программы "Дорожная карта бизнеса 2020" на 7%. Для этого до 10 марта 2016 года будут внесены соответствующие изменения и дополнения в данную программу, в том числе предусматривающие увеличение номинальной ставки вознаграждения по кредитам БВУ с 16,0% до 19,0%.

В случае недостаточности залоговых средств, предприниматели смогут получить гарантии до 50% от суммы кредитов до 360 млн. тенге в приоритетных секторах экономики и до 180 млн. тенге по проектам, реализуемым в моногородах, малых города и селах без отраслевых ограничений. Для этих целей предлагается к предусмотренным 14 млрд. тенге на 2016 год дополнительно выделить 7 млрд. тенге при уточнении РБ на 2016 год из резерва Правительства, в том числе 5 млрд. тенге на субсидирование ставки и 2 млрд. тенге на гарантирование.

Принятие этих мер, по данным МНЭ, позволит профинансировать свыше 700 проектов предпринимателей, сохранить и создать более 14 тыс. рабочих мест, реализовать продукции на сумму 540 млрд.тенге и обеспечить поступления налогов в бюджет порядка 60 млрд.тенге. Кроме того, 167,5 млрд. тенге будут выделены через АО НУХ "Байтерек", в том числе 30 млрд.тенге через облигационный заем АО "БРК" сроком на 3 года для предэкспортного кредитования экспортеров, что позволит увеличить объем экспорта предприятий на 120 млрд. тенге, объем годового несырьевого экспорта 6% в более чем 10 стран мира (Россия, Туркменистан, Иран, Германия, Кыргызстан, Азербайджан, Украина, Великобритания, Таджикистан, Афганистан).

Средства будут предоставляться на условиях, обеспечивающих рентабельность проектов и возвратность инвестиций за счет внутренних резервов АО "НУХ Байтерек" и АО "БРК", а также микширования с ранее предусмотренными 15 млрд.тенге в рамках Госпрограммы "Нурлы-Жол" на 2016 год. 80 млрд. тенге будут направлены на рефинансирование валютных займов по индустриальным и инфраструктурным проектам АО "БРК", покрытие дополнительных капитальных затрат в связи с удорожанием стоимости строительства ТРЦ "Mega Silk Way".

Рефинансирование валютных займов АО "БРК" в рамках средств ЕНПФ будет осуществляться на условиях, обеспечивающих рентабельность проектов и возвратность инвестиций за счет внутренних резервов АО "НУХ Байтерек" и АО "БРК". Средства будут привлечены АО "БРК" через облигационный заем сроком на 15 лет. 40 млрд.тенге для кредитования проекта по обеспечению широкополосного доступа к сети Интернет в 3 456 сельских населенных пунктах с охватом дополнительно 3 млн. жителей, 1580 школ и 1500 больниц к 2020 году. Средства будут привлечены АО "БРК" через облигационный заем сроком на 15 лет. А 17,5 млрд.тенге выделят для поддержки отечественного производства грузовых и пассажирских вагонов через механизм лизинга. Это позволит обеспечить загрузку 39 предприятий отрасли железнодорожного машиностроения. Средства будут привлечены АО "БРК" через облигационный заем сроком на 10 лет.

Для удешевления процентной ставки вознаграждения по лизинговому финансированию грузовых вагонов отечественного производства, предоставляемых в рамках средств ЕНПФ, предлагается увеличить уставный капитал АО "БРК" на сумму 2,35 млрд. тенге из республиканского бюджета в 2016 году. Кроме того, 132,5 млрд. тенге будут направлены через АО "ФНБ "Самрук-Қазына". В частности, 50 млрд. тенге для рефинансирования валютных обязательств и погашения евробондов, увеличения емкости заимствования для обеспечения дальнейшего финансирования проектов АО НК "КТЖ". Средства будут привлечены АО "КТЖ" через облигационный заем сроком на 10 лет. 47,5 млрд.тенге для реализации проекта "Строительство ВЛ-500 кВ Шульбинская ГЭС-Актогай-Талдыкорган-Алма" через АО "KEGOC" для снижения энергодефицита Юга Казахстана и увеличения транзитного потенциала национальной электрической сети в направлении Север-Восток-Юг до 2100 МВт.

При этом, в целях финансирования проекта на условиях, обеспечивающих рентабельность проекта и возвратность инвестиций, предлагается использовать внутренние резервы АО "ФНБ "Самрук-Қазына". Средства будут привлечены АО "KEGOC" через облигационный заем сроком на 15 лет. 35 млрд.тенге через облигационный заем АО "ФНБ "Самрук-Казына" сроком на 15 лет на оплату доли АО "ОХК" в уставном капитале проекта "Интегрированный газохимический комплекс, фаза 1" для организации финансирования проекта совместно со стратегическим партнером.

Что касается повышения конкурентоспособности базовых отраслей экономики то предусматривается реализация следующих оперативных и системных мер. В рамках поддержки отраслей промышленности конкурентоспособным предприятиям предоставляются временные понижающие коэффициенты к тарифам на услуги МЖС при перевозке грузов и передачи электрической энергии, применяются меры защиты внутреннего рынка, заключаются долгосрочные контракты с отечественными товаропроизводителями. Напомним, что в 2015 году Правительством был принят план по поддержке промышленных предприятий, предусматривающий системные и "точечные" меры по поддержке конкретных предприятий, которые направлены на поддержку ключевых отраслей промышленности и АПК.

Реализация Плана позволила в рамках государственных закупок и закупок государственных компаний, недропользователей обеспечить заказами отечественные промышленные предприятия на сумму порядка 1,3 трлн. тенге. Предоставить временные понижающие коэффициенты на ж/д тарифы и электроэнергию для 13 предприятий-экспортеров (ССГПО, Арселор Миттал Темиртау, Алюминий Казахстана, Таразский металлургический завод, KSP Steel, Жайремский ГОК, Казцинк, Казфосфат, УКТМК, Казхром и др.) и обеспечить загрузку крупных предприятий металлургической отрасли (KSP Steel, Арселор Миттал Темиртау, ТОО "Кастинг" и "Ферум фтор") путем введения временного запрета на экспорт металлолома. А также предоставить экспортные и предэкспортные кредиты 14 предприятиям на сумму 50 млрд. тенге для продвижения отечественной экспортной продукции.

Кроме того, дополнительно добыть нефть в объеме 152 тыс. тонн путем выдачи разрешений на дополнительное сжигание газа в объеме 105,5 млн. куб.м. для 5 предприятий недропользователей. С 1 марта этого года для поддержки нефтегазового сектора и ГМК предусмотрено предоставление льгот по НДПИ, а также введение плавающей ставки ЭТП на нефть с привязкой к мировой цене с 1 марта 2016 года, а также снижена ЭТП на мазут до 30 долларов США за тонну для обеспечения финансовой стабильности нефтегазового сектора. По шкале на нефть - при мировых ценах ниже 25 долларов за баррель ставка ЭТП равняется 0, при мировой цене на нефть выше 25 долларов за баррель ставка ЭТП определяется в соответствии со шкалой.

Таким образом, с ростом мировой цены нефти, увеличивается размер ЭТП. Кроме того, предлагается установить срок действия сезонной пошлины на мазут, в размере 15 евро за 1 тонну с 1 мая по 1 сентября.

 

Александр Константинов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться