Спикер мажилиса силовикам: "Не забывайте, что у нас есть граждане"

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
3034

В антитеррористических поправках вопросы о временной регистрации граждан в арендуемом жилье и о количестве разрешенного к хранению оружия пока остались открытыми.

Спикер мажилиса силовикам: "Не забывайте, что у нас есть граждане"

В среду депутаты мажилиса на пленарном заседании одобрили в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремизму и терроризму". Однако, несмотря на концептуальную поддержку, вопросы по механизмам реализации предлагаемых норм, все еще остались открытыми. 

Заместитель председателя Комитета национальной безопасности Марат Колкобаев, представляя законопроект депутатам, особо напирал на глобальность такого явления, как терроризм, и ужасающих последствий терактов. 

"Еще недавно страны Центральной Азии рассматривались международными террористическими структурами в качестве источника новых рекрутов и финансовых средств. Последние события во Франции, Турции и Бельгии наглядно продемонстрировали на расширение зоны террористической деятельности. Наряду с пропагандой идеи терроризма в сети Интернет все чаще фиксируются призывы к единомышленникам о проведении терактов в странах пребывания, делается акцент на сокращение сроков подготовки проведения акции подручными средствами, чтобы снизить возможность органов нацбезопасности по выявлению и пресечению данных преступлений", - рассказывал он.

Радикализация граждан произошла и в Казахстане, напомнил представитель КНБ, подчеркнув, что после теракта в Актобе спецслужбами страны "на стадии подготовки терактов пресечена деятельность 7 радикальных групп и 4 отдельных лиц". Что явно свидетельствует о необходимости принятия более серьезных мер. 

"С учетом условий, способствующих проведению террористической деятельности, при разработке законопроекта в качестве ключевых выделен ряд направлений. Первое, ужесточение ответственности за террористические и экстремистские преступления. Это основное средство сдерживания и профилактики преступлений в данном случае, отличающихся высоким уровнем общественной опасности. Названные поправки в Уголовный кодекс являются необходимой мерой, поскольку за эти деяния виновные лица должны нести ответственность", - заявил господин Колкобаев.

Предложено также усилить контроль над оборотом оружия и порядков его хранения и также субъектами предпринимательства, занятыми в данной сфере, ввести требования к местах нахождения оружейных магазинов, установить запрет на продажу оружия в готовом для стрельбы состоянии, что позволит избежать повторности актюбинских событий. Также предлагается ввести особые требования к охранным организациям путем конкретизации условий, при которых лица не могут быть приняты на должность охранника частной охранной организации. Вводится запрет деятельности религиозных групп и объединений, связанных с экстремизмом и терроризмом. Для повышения уровня защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении предлагается установить административную ответственность охранных структур и владельцев объектов, уязвимых в террористическом отношении за несоблюдение антитеррористического законодательства и неисправность обязательных к использованию технических средств. 

"Для совершенствования миграционного контроля в закон о госуслугах предлагается предусмотреть ограничение в доступе некоторым госуслугам для граждан, нарушивших порядок регистрации физлиц. Также предлагается в отраслевых законах установить компетенцию маслихатов на утверждение механизмов регулирования миграционных процессов областях, городе республиканского значения и столице по соответствующим типовым правилам, утвержденным правительством. В ряде законодательных актов уточняются основания для выдворения иностранцев при нарушении ими законодательства страны", - пояснил зампред КНБ. 

Обсуждая представленные поправки, депутаты обратили внимание на отдельные механизмы. Юрий Тимощенко поднял вопрос о дополнительных расходах бизнеса, которые потребуются в связи с усилением норм по торговле и хранению оружия. 

"Однозначно законопроектом не предусмотрено возмещение затрат. В то же время предусмотрена как бы отлагательная норма - дается 18 месяцев для представителей предпринимательства, чтобы они привели в соответствие с законодательством", - категорично заявил в ответ господин Колкобаев. 

Подняли вопрос мажилисмены и по хранению оружия в частных руках. Ахмет Мурадов напомнил, что действующее законодательство позволяет владеть пятью единицами короткоствольного оружия, пятью единицами нарезного, плюс две единицы оружия для самообороны. "Мы в рамках этого законопроекта рассматриваем, чтобы понизить количество оружия на руках до четырех единиц. И в этом случае получится, что у законопослушных граждан, имея на руках предельное количество до 10 единиц, теперь шесть стволов будут за рамками закона. Что делать этим людям? Им необходимо будет идти продавать его, или МВД будет выкупать это оружие?" - задал вопрос депутат. 

 "Законопроектом предлагается снизить количество приобретаемого оружия "2+2" (гладкоствольные и нарезные) в соответствии с общим принципом действующего законодательства, - ответил заместитель министра внутренних дел Рашид Жакупов. - Закон обратной силы не имеет – те лица, которые на сегодня имеют это оружие, а в целом у нас по стране это около 100 человек на сегодняшний день имеют девять и десять стволов. Закон не предусматривает выкупа – МВД не будет производить выкуп этого оружия, просто в последующем, по истечении сроков разрешений на хранение этого оружия, потихоньку количество стволов будет приведено в соответствие с требованиями закона. Что касается порядка реализации, на сегодняшний день порядок реализации предусмотрен – любой гражданин, который хочет сдать излишнее находящееся у него оружие, может сдать его в оружейные магазины, через них оно реализуется, стоимость возвращается владельцу". 

Самая бурная дискуссия развернулась при обсуждении поправок в миграционное законодательство. Разработчики законопроекта предлагают обязать владельцев квартир регистрировать временных арендаторов и приехавших в гости родственников. Мажилисменов это предложение удивило. 

"Во многих городах казахстанцы сдают свои квартиры посуточно. Станут ли эти люди ежедневно регистрировать своих посетителей? У нас есть гостиницы. Станут ли они отправлять ежедневно списки в КНБ или ДВД? Какой механизм разработан по предоставлению отчетов по аренде квартир, которые сдаются посуточно? Не усложним ли мы жизнь наших граждан этой работой? Получается, что мы упрощаем вам работу, при этом усложняем положение нашего населения", - прямо заявил мажилисмен Омархан Оксикбаев. 

В ответ заместитель министра внутренних дел подтвердил, что по краткосрочной аренде действительно вопрос еще прорабатывается, больше того - "как мы будем регулировать этот вопрос настоящая проблема для правительства". И заверил, что в будущем этот механизм будет разработан. 

"Если этот механизм не отработан, то этот законопроект не будет работать в полной мере. Получается, что мы усложняем жизнь нашего населения этой нормой. Считаю, что это неправомерно вносить эту норму в законопроект", - заявил депутат Оксикбаев. 

"Понимаете, владельцы квартир, которые сдают их в долгосрочную аренду не регистрируют никого. Вносимые изменения должны урегулировать этот вопрос", - попытался объяснить господин Жакупов.

"Мы знаем, что происходит по улице Фурманова в Алматы. И посуточно и почасовые сдают квартиры. Кто туда заходит, что там происходит, никто ничего не знает.  Норму, которую вы предлагаете, 10 суток. И что? Они проживут 10 суток, потом съезжают. У нас как происходит? Террористы один-два дня проживут потом снимаются. Тогда для чего вы боретесь за норму 10 дней, если она не рабочая?" - не выдержал спикер мажилиса Нурлан Нигматулин. 

"Мы не вводим норму в 10 суток. Эта норма работает для всех граждан, не только при аренде жилья, но и для тех, кто въезжает в свою квартиру. И я с вами абсолютно согласен, что краткосрочная аренда представляет большую угрозу, чем долгосрочная аренда.  У нас секретов нет, мы можем вам привести статистику, когда по 400 человек зарегистрированы в одной квартире, а фактически не проживают. Так называемые резиновые квартиры, и вот эта обязанность регистрация граждан и нанимателей получить регистрацию по месту жительства", - снова стал объяснять вице-министр. 

"Я знаю, насколько сейчас активно эти нормы обсуждаются. Но я хочу, чтобы вы прочувствовали, что это важнейший будет поворотный момент в этом законопроекте - касающийся механизма работы по миграционной регистрации. Те нормы, которые сейчас – вы признали на рабочей группе, что они не работают. И мы это видим по событиям, в Актобе тоже. Поэтому сейчас, если мы убираем недействующий механизм - поставить работающий, результативный. Во-вторых, как правильно говорят депутаты, в отношении прав человека, людей – не забывайте, что у нас есть граждане. Я хочу вас проинформировать, что у нас так исторически сложилось, что этот законопроект с первых дней пошел в открытом режиме. И до второго чтения эти нормы будут активно обсуждаться у нас с гражданским обществом. Это очень важно", - предупредил в ответ спикер мажилиса. 

На этой ноте депутаты и поставили точку. Законопроект одобрен концептуально в первом чтении. Ко второму чтению мажилисмены рассчитывают разработать правильные и действенные механизмы с учетом соблюдения прав граждан. 

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться