Эксперты, участвовавшие в сессии "Контейнеризация и развитие конкуренции на рынке ж/д грузоперевозок" 4-й Международной конференции Argus "Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии – 2022", говорили о сложностях и дороговизне грузоперевозок, передает inbusiness.kz.
"Есть коллизия. Можно очень долго спорить – 20-фунтовый контейнер или 40-фунтовый, как использовать технологию погрузки на платформу, но тот факт, что сегодня контейнерная перевозка в 2 и более раз дороже перевозки в универсальном парке, с этим спорить не получается", – отметил Тимур Карабаев.
Руководитель рабочей группы по транспорту НПП "Атамекен" Бакытбек Кадиров в свою очередь подчеркнул, что сейчас нерентабельно отправлять порой грузы. Эти тарифы не подлежат регулированию со стороны госорганов. КТЖ имеет право менять тарифы контейнерных перевозок, движение перевозок, давать скидки по порожнему пробегу.
Также на конференции привели пример: ж/д тариф по Казахстану для перевозки 1 тонны зерна в крытом вагоне составляет 2850 тенге, а в контейнере – 5158 тенге. Если прибавить сопутствующие расходы, то стоимость последних возрастает в 5 раз.
"Сейчас это уже вопрос национальной транспортной политики и нацкомпании. Что стимулировать - универсальный парк или контейнерную перевозку. Мы и хотим совместно с бизнесом, госорганами обратиться с просьбой снизить эти тарифы", – сказал Бахытбек Кадиров.
Тимур Карабаев уточнил, что речь идет о сравнении их с универсальным парком.
Снижение тарифов не является решением проблемы
В свою очередь управляющий директор по логистике НК КТЖ Ерлан Койшибаев заметил, что снижение стоимости не есть решение для этого сектора.
"Мы совместно с коллегами, бизнесом ведем планомерную работу по контейнеризации, но не все в наших руках и зависит от нас, здесь много составляющих", – сказал он.
За 5 месяцев этого года выросли грузоперевозки компании, в том числе увеличились отправка таких грузов в контейнерах, как отруби, черные металлы, нефтепродукты, и даже комбикорма.
"Также мы продолжаем обеспечивать перевозки черных и цветных металлов, которые в последние несколько лет стали контейнерезироваться. Это ферросплавы, медь, свинец, алюминий и так далее. Мы понимаем, что контейнеризация - это очень важно в Казахстане. Мы все понимаем, мы – сырьевая страна и на протяжении 100 лет все предприятия и их инфраструктура была подстроена под универсальный парк. И тут внезапно в пандемию мы все поняли, что контейнеры - это наилучшее решение для перевозки. За год или за 2 все контейнеризировать невозможно", – говорит Ерлан Койшибаев.
В компании подсчитали, что ежегодно экспортируется около 85 млн тонн экспортных грузов, из них около 22 млн можно перевозить контейнерами. Для такого количества нужно около 120-130 тысяч контейнеров разного рода, а также дополнительно около 5 тысяч фитинговых платформ (специализированная платформа, предназначенная для перевозки крупнотоннажных контейнеров и оборудованная специализированными узлами для их крепления – Прим.). Стоимость последних на рынке 50 тыс. долларов, 1 контейнера – 5-6 тыс. долларов.
"В универсальном парке 80% перевозок для КТЖ является убыточным. На запчасти, на подвижной состав цены растут, тариф не поднимается на протяжении многих лет. Сама универсальная перевозка убыточная, ее сравнивать с контейнерными не совсем правильно, я считаю", – сказал Койшибаев, обратив внимание на то, что в основном грузы переходят в контейнеры на границе.
Однако если говорить о сохранности таких грузов, то это выгодно.
"Равнять тарифы не есть решение. Это закончится тем, что они станут убыточными и в целом будет дисбаланс в этой сфере", – считает он.
Айгуль Тулекбаева