Напомним, что в июне 2018 года киберспорт в Казахстане был официально признан в качестве вида спорта, с лета прошлого года у казахстанских кибератлетов появился собственный турнир, имеющий статус национального первенства, – Кубок РК по киберспорту. При этом перечень киберспортивных дисциплин, которые подпадают под официальное признание, утверждается отдельным приказом: в июле текущего года этот перечень был расширен за счет спортивного программирования.
Как отмечают в пресс-службе QCF, развитие спортивного программирования становится одной из приоритетных задач федерации, кроме того, инициативу развития спортивного программирования поддержало министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической деятельности РК. Inbusiness.kz попытался разобраться, почему этой дисциплине уделяется такое пристальное внимание со стороны не только профильной федерации, но и цифрового ведомства.
История спортивного программирования начинается с 1970 года, когда в Техасском университете было проведено первое студенческое соревнование по этой дисциплине. В разное время спонсорами международных турниров становились технологические гиганты – IBM, Apple, Microsoft, сегодня победа в них – некий "бенчмарк" умелого и талантливого программиста, который способен в сжатые сроки и в конкурентной среде найти решение для определенной IT-задачи.
Ежегодно программисты со всего мира (главным образом, студенты) встречаются на командных и индивидуальных турнирах. Самые престижными из них являются старейший в сегменте чемпионат ICPC (International Collegiate Programming Contest), конкурс Google Code Jam и олимпиада IOI. Участники этих соревнований обычно сражаются не только за денежные призы или за поступление в ведущие технические университеты: победа на престижных турнирах по спортивному программированию часто дает шанс на работу в крупнейших западных корпорациях.
В Казахстане соревнования по спортивному программированию проходили не часто, их организацией занимались образовательные организации: в Алматы – КБТУ и МУИТ, в Нур-Султане – Назарбаев Университет и Astana IT University. К примеру, в апреле этого года в стенах Astana IT University стартовала ежегодная командная олимпиада по спортивному программированию AITU Open 2022, где главным призовым фондом был 1 млн тенге, и гранты на обучение в AITU. Участие в ней приняли более 150 команд, состоящих из 3 участников, в онлайн и офлайн-форматах.
Среди участников этой олимпиады были школьники, студенты и профессионалы сферы IT. Программа таких олимпиад в Казахстане включает в себя задачи по алгоритмическому программированию, решение которых могут быть написаны на языках программирования С++, Java, Pascal и Python. Тесты отличаются высоким уровнем научного содержания и математики, требуют для своего выполнения знания алгоритмов и структур данных – и оперативности: подготовка к чемпионатам по спортивному программированию может занимать по 20-30 часов в неделю.
По словам генерального секретаря QCF Алибека Аханова, развитие спортивного программирования в Казахстане стимулирует пропаганду научных знаний, а также способствует развитию интереса к сфере информационных технологий, повышению интереса у школьников и студентов к изучению алгоритмов, структур данных и математики. Также, по его словам, спортивное программирование – это еще один инструмент для поиска талантливой молодежи.
"Мы создадим все необходимые условия для их поддержки талантливых программистов. Наш опыт в развитии киберспортивной инфраструктуры также позволит нам быстро переориентироваться на программирование, поскольку в нем тоже присутствует соревновательный фактор: отборы и квалификации, стадии плей-офф, большие гранд-финалы, мы этим занимаемся с 2017 года – организуем турниры и создаем площадки для реализации компетенций казахстанцев. Мы убеждены, что спортивное программирование станет популярным массовым спортом в нашей стране, которая славится своими выдающимися программистами. И планируем, что со временем в каждом образовательном заведении, будь то школа или вуз, будет своя секция по спортивному программированию", – говорит Аханов.
Генеральный секретарь Федерации киберспорта считает, что в ближайшее время казахстанские программисты смогут принять участие в международных ивентах по этой дисциплине. Аханов отмечает, что федерация будет использовать наиболее современную методологию проведения турниров, а регламент будет соответствовать нормам олимпийского программирования. Также, по его словам, поддержку намерены оказать и в министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической деятельности РК.
"Мы готовы к полной интеграции и сотрудничеству с IT-сообществом Казахстана, учитывая, что спортивное программирование для многих – одно из самых любимых занятий. В целом, мы знаем, что победители подобных соревнований часто оказываются в крупных IT-компаниях, поэтому мы ждем чего-то действительно увлекательного. К тому же, спортивное программирование в перспективе может стать еще одним социальным лифтом для казахстанцев", – резюмирует представитель QCF.
Игорь Воротной