Споры о главном: реклама или не реклама | Inbusiness
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 289,14 Пшеница 465,40
$ 379.01 € 423.24 ₽ 5.9
Погода:
+11Астана
+13Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 289,14 Пшеница 465,40
Споры о главном: реклама или не реклама

Споры о главном: реклама или не реклама

Изменения в части размещения и расчета налога за наружную визуальную рекламу вызывают множество споров между госорганами и предпринимателями.

Споры о главном: реклама или не реклама, реклама, Налоги, наружная визуальная реклама, билборды, бизнес, МСБ, Законодательство

2095 08 Май 2019 10:55 Автор: Татьяна Шестакова

Изменения в Законе «О рекламе», которые вступили в силу 11 апреля, заставляют госорганы работать по новым правилам. Однако предприниматели отмечают, что многие положения можно трактовать двояко и на законном основании избегать оплаты налога на размещение наружной визуальной рекламы. Встреча в Палате предпринимателей Костанайской области показала, что при желании госорганы могут заставить платить любого, и избежать трат может помочь лишь судебное разбирательство.

Главное уведомить

Одно из нововведений – переход на уведомительный формат работы. Отныне рекламодатель должен направить в уполномоченный орган – отделы архитектуры городов и районов – уведомление. На первый взгляд, стало проще, но это не совсем так. Это целый пакет документов:

  1. Форма сведений, содержащая информацию о периоде и месте размещения рекламы.
  2. Документ, подтверждающий оплату налога за размещение этой рекламы.
  3. Описание рекламы в произвольной форме на казахском и русском языках с приложением эскизов.

Закон предусматривает, что, просто отправив документы, разместить билборд или ролик нельзя. Отдел архитектуры вправе дать обязательные для устранения письменные мотивированные замечания к предоставленным материалам. В случае наличия замечаний наружная реклама может быть размещена только при условии их устранения. Предприниматели вопрошают: зачем им эта морока, если главная задача государства – получить налог? Они предлагают просто проводить оплату налога. Однако в департаментах госдоходов отмечают, что без уведомления нельзя. В таком случае предприниматель нарушит нормы сразу Налогового кодекса и Закона «О разрешениях и уведомлениях». К тому же одна из целей подачи таких уведомлений в отделы архитектуры – контроль архитектурного облика города или любого другого населенного пункта.

Споры возникают вокруг вопроса о том, кто должен подавать уведомление и оплачивать налог. Вариантов ответа, по мнению предпринимателей, может быть несколько: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, владельцы объектов наружной рекламы. В статье 604 Налогового кодекса прямо указано, что «плательщиками платы являются лица, размещающие наружную рекламу». Но здесь и кроется проблема. В Законе «О рекламе» сказано, что «рекламораспространитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение и размещение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества». Предприниматели отмечают, что рекламораспространителем может стать как владелец рекламной стойки, так и тот, кто ее арендует для размещения своего билборда. Рекламщики говорят, что есть вероятность двойного налогообложения, ведь с рекламного агентства через личный кабинет могут удержать сумму налога за размещение уже оплаченного клиентом билборда. Юристы уверяют, что такие случаи уже были. Госорганы отрицают эти факты.

На разных языках

Больше всего споров вызывают изменения Закона «О рекламе», коснувшиеся расчета платы за размещение роликов на «динамичных» билбордах (скроллерах, лед-экранах). До сих пор непонятно, как будут считать налог: за каждый ролик отдельно, картинку на экране или же за сам экран. Каждый эту норму закона трактует по-своему. Приведем в пример отрывок из диалога директора ТОО «Рекламное агентство «Вот Так» Юрия Трояна и сотрудника Управления госдоходов Костаная Айнур Амреновой:

– (Ю. Т.) Магазин «А» продает молоко, кефир, сметану. Как вы будете определять, один это ролик или нет? Если это идет одним файлом, то это будет одно изображение? То есть я загружаю всю рекламу за день в один файл, гружу его и говорю, что это один ролик.

– (А. А.) Каждый производитель (платит. – Прим. авт.).

– (Ю.Т.) Как делить их?

– (А. А.) Вы понимаете, чем отличается видеоизображение от видеоролика?

– (Ю. Т.) Видимо, нет, объясните тогда.

– (А. А.) Видеоизображение – картинка, тот же самый баннер, только в электронном формате.

– (Ю. Т.) Спорный вопрос, но ладно.

– (А. А.) Ролик – отдельное видеоизображение, один, скажем, тот же самый объект.

– (Ю. Т.) Где граница? Хорошо, у меня магазин продает носки, трусы, валенки. Все под одним названием. Это один ролик? Или 10 разных?

– (А. А.) В любом случае на изготовление делают заказы. Один баннер – один заказ.

– (Ю. Т.) Какое это имеет отношение к тому, что размещено?

– (А. А.) Вы меня не дослушали. То же самое на видеоролик – он идет одним цельным. Словесный текст может идти, направленность, смысл у ролика один…

В конце концов, в госоргане сослались на комитет, где считают, что за каждый ролик будут брать плату. В Управлении архитектуры и градостроительства области, напротив, сказали, что Министерство нацэкономики поясняет: плату за лед-экран будут брать одну, независимо от количества роликов. Однако пока все эти позиции не подтверждены правилами либо другими письменными документами и были даны устно. Единственное, в чем сходятся стороны, – плату нужно будет вносить раз в месяц, а не за каждый прогон видеоролика. При этом налоговики говорят, что длительность ролика вполне может быть и 24 часа, и пять секунд. Пока продолжительность видео не регламентирована, как на телевидении.

Подобная разница в трактовках вполне может привести к тому, что родится законная схема ухода от уплаты налогов. Владелец стойки будет одним юрлицом, рекламное агентство, создающее рекламу, – другим. Агентство будет брать заказы у клиентов, собирать их в единый ролик и ставить свой логотип, идентифицируя, таким образом, рекламодателя, налогоплательщика и количество заказов. Платить при таком раскладе предприниматели будут один раз, независимо от числа реальных рекламодателей, рекламируемых товаров и услуг, видеороликов.

Еще одним спорным моментом может стать размещение рекламы на окнах магазинов. Сегодня в Палате предпринимателей считают, что, разместив визуальную рекламу о реализуемом товаре или предоставляемых услугах на внутренней стороне стекла, предпринимателю не нужно будет платить налог. Ведь согласно букве закона рекламой не считается «внутреннее оформление витрин и окон для внешнего визуального восприятия». А вот если наклеить ту же информацию с наружной стороны, придется налог заплатить.

Больной вопрос и по вывескам, которые не считаются рекламой. Изменения в Закон «О рекламе» еще больше запутали предпринимателей. Какие данные отныне можно будет размещать без оплаты налога, непонятно. Производители некоторых групп товаров уже сняли свои логотипы с ряда магазинов. Рекламщики считают, что этот шаг будет иметь отсроченный негативный эффект: снизится спрос на продукцию и продажи, что в итоге приведет к снижению доходов как производителей, так и реализаторов, а также рекламных агентств. В итоге бюджет недополучит не просто налогов за наружную рекламу, а гораздо более внушительные суммы.

Ждем правила

Налоги за размещение рекламы по новым правилам предприниматели уже оплатили 25 апреля. Особых сложностей пока не возникло благодаря тому, что ставки налогов остались прежними. Правила же, которые будут регламентировать размещение и расчет налога за наружную рекламу, пока находятся в органах юстиции. На центральном уровне обещают утвердить их до 15 мая. После этого, по словам представителя Управления архитектуры и градостроительства Костанайской области Натальи Салий, их ведомство разработает на основании этого документа правила для региона. Их необходимо будет согласовать с уполномоченным органом, маслихатом, общественным советом. Успеют ли это сделать к сроку очередного внесения налогов, никто сказать не берется. Пока же предпринимателям для подачи уведомлений в отделы архитектуры предлагают использовать форму, которая приложена к проекту правил.

Не ясно и то, насколько больше порядка станет в этой сфере после принятия всех нормативно-правовых актов. По данным Департамента госдоходов по Костанайской области, контроль за законностью размещения наружной рекламы ведется не на самом высоком уровне. В ведомстве отмечают, что в рамках инициируемых налоговиками проверок отделов архитектуры фиксируют факты размещения наружной рекламы без подачи уведомлений либо занижение размера налога. Руководители отделов архитектуры уже получали штрафы на эти нарушения.

Татьяна Шестакова

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK