/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 161,11 Hang Seng 27 552,24
РТС 1 515,54 FTSE 100 7 382,01
KASE 2 336,63 Пшеница 559,00
Споры о главном: реклама или не реклама

Споры о главном: реклама или не реклама

Изменения в части размещения и расчета налога за наружную визуальную рекламу вызывают множество споров между госорганами и предпринимателями.

08 Май 2019 10:55 2965

Споры о главном: реклама или не реклама

Новости

Сегодня
22:50

Научные аграрные разработки не находят применения

Сегодня
22:46

Предпринимательница борется с бездействием госорганов после рейдерского захвата ее бизнеса

Сегодня
22:28

Эксперт об оптимизации госбюджета: «129 млрд тенге ничего не решают»

Сегодня
22:24

Рост экономики Казахстана в 2019 достигнут за счет расходов госбюджета - Halyk Finance

Сегодня
22:16

Проблемы МСБ: почему власти столицы избирательно финансируют частные детские садики?

Сегодня
22:10

МСХ согласовывает одну версию документа, а на регистрацию в Министерство Юстиции отправляет другую

Сегодня
20:02

Казахстан ратифицировал конвенцию ШОС о противодействии экстремизму

Сегодня
19:46

Ежедневный обзор Казахстанской фондовой биржи

Сегодня
19:44

Нацхолдинг "Байтерек" сократит 170 сотрудников после критики Токаева

Сегодня
19:28

Число заразившихся новым коронавирусом в мире приближается к 1000

Все новости

Изменения в Законе «О рекламе», которые вступили в силу 11 апреля, заставляют госорганы работать по новым правилам. Однако предприниматели отмечают, что многие положения можно трактовать двояко и на законном основании избегать оплаты налога на размещение наружной визуальной рекламы. Встреча в Палате предпринимателей Костанайской области показала, что при желании госорганы могут заставить платить любого, и избежать трат может помочь лишь судебное разбирательство.

Главное уведомить

Одно из нововведений – переход на уведомительный формат работы. Отныне рекламодатель должен направить в уполномоченный орган – отделы архитектуры городов и районов – уведомление. На первый взгляд, стало проще, но это не совсем так. Это целый пакет документов:

  1. Форма сведений, содержащая информацию о периоде и месте размещения рекламы.
  2. Документ, подтверждающий оплату налога за размещение этой рекламы.
  3. Описание рекламы в произвольной форме на казахском и русском языках с приложением эскизов.

Закон предусматривает, что, просто отправив документы, разместить билборд или ролик нельзя. Отдел архитектуры вправе дать обязательные для устранения письменные мотивированные замечания к предоставленным материалам. В случае наличия замечаний наружная реклама может быть размещена только при условии их устранения. Предприниматели вопрошают: зачем им эта морока, если главная задача государства – получить налог? Они предлагают просто проводить оплату налога. Однако в департаментах госдоходов отмечают, что без уведомления нельзя. В таком случае предприниматель нарушит нормы сразу Налогового кодекса и Закона «О разрешениях и уведомлениях». К тому же одна из целей подачи таких уведомлений в отделы архитектуры – контроль архитектурного облика города или любого другого населенного пункта.

Споры возникают вокруг вопроса о том, кто должен подавать уведомление и оплачивать налог. Вариантов ответа, по мнению предпринимателей, может быть несколько: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, владельцы объектов наружной рекламы. В статье 604 Налогового кодекса прямо указано, что «плательщиками платы являются лица, размещающие наружную рекламу». Но здесь и кроется проблема. В Законе «О рекламе» сказано, что «рекламораспространитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение и размещение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества». Предприниматели отмечают, что рекламораспространителем может стать как владелец рекламной стойки, так и тот, кто ее арендует для размещения своего билборда. Рекламщики говорят, что есть вероятность двойного налогообложения, ведь с рекламного агентства через личный кабинет могут удержать сумму налога за размещение уже оплаченного клиентом билборда. Юристы уверяют, что такие случаи уже были. Госорганы отрицают эти факты.

На разных языках

Больше всего споров вызывают изменения Закона «О рекламе», коснувшиеся расчета платы за размещение роликов на «динамичных» билбордах (скроллерах, лед-экранах). До сих пор непонятно, как будут считать налог: за каждый ролик отдельно, картинку на экране или же за сам экран. Каждый эту норму закона трактует по-своему. Приведем в пример отрывок из диалога директора ТОО «Рекламное агентство «Вот Так» Юрия Трояна и сотрудника Управления госдоходов Костаная Айнур Амреновой:

– (Ю. Т.) Магазин «А» продает молоко, кефир, сметану. Как вы будете определять, один это ролик или нет? Если это идет одним файлом, то это будет одно изображение? То есть я загружаю всю рекламу за день в один файл, гружу его и говорю, что это один ролик.

– (А. А.) Каждый производитель (платит. – Прим. авт.).

– (Ю.Т.) Как делить их?

– (А. А.) Вы понимаете, чем отличается видеоизображение от видеоролика?

– (Ю. Т.) Видимо, нет, объясните тогда.

– (А. А.) Видеоизображение – картинка, тот же самый баннер, только в электронном формате.

– (Ю. Т.) Спорный вопрос, но ладно.

– (А. А.) Ролик – отдельное видеоизображение, один, скажем, тот же самый объект.

– (Ю. Т.) Где граница? Хорошо, у меня магазин продает носки, трусы, валенки. Все под одним названием. Это один ролик? Или 10 разных?

– (А. А.) В любом случае на изготовление делают заказы. Один баннер – один заказ.

– (Ю. Т.) Какое это имеет отношение к тому, что размещено?

– (А. А.) Вы меня не дослушали. То же самое на видеоролик – он идет одним цельным. Словесный текст может идти, направленность, смысл у ролика один…

В конце концов, в госоргане сослались на комитет, где считают, что за каждый ролик будут брать плату. В Управлении архитектуры и градостроительства области, напротив, сказали, что Министерство нацэкономики поясняет: плату за лед-экран будут брать одну, независимо от количества роликов. Однако пока все эти позиции не подтверждены правилами либо другими письменными документами и были даны устно. Единственное, в чем сходятся стороны, – плату нужно будет вносить раз в месяц, а не за каждый прогон видеоролика. При этом налоговики говорят, что длительность ролика вполне может быть и 24 часа, и пять секунд. Пока продолжительность видео не регламентирована, как на телевидении.

Подобная разница в трактовках вполне может привести к тому, что родится законная схема ухода от уплаты налогов. Владелец стойки будет одним юрлицом, рекламное агентство, создающее рекламу, – другим. Агентство будет брать заказы у клиентов, собирать их в единый ролик и ставить свой логотип, идентифицируя, таким образом, рекламодателя, налогоплательщика и количество заказов. Платить при таком раскладе предприниматели будут один раз, независимо от числа реальных рекламодателей, рекламируемых товаров и услуг, видеороликов.

Еще одним спорным моментом может стать размещение рекламы на окнах магазинов. Сегодня в Палате предпринимателей считают, что, разместив визуальную рекламу о реализуемом товаре или предоставляемых услугах на внутренней стороне стекла, предпринимателю не нужно будет платить налог. Ведь согласно букве закона рекламой не считается «внутреннее оформление витрин и окон для внешнего визуального восприятия». А вот если наклеить ту же информацию с наружной стороны, придется налог заплатить.

Больной вопрос и по вывескам, которые не считаются рекламой. Изменения в Закон «О рекламе» еще больше запутали предпринимателей. Какие данные отныне можно будет размещать без оплаты налога, непонятно. Производители некоторых групп товаров уже сняли свои логотипы с ряда магазинов. Рекламщики считают, что этот шаг будет иметь отсроченный негативный эффект: снизится спрос на продукцию и продажи, что в итоге приведет к снижению доходов как производителей, так и реализаторов, а также рекламных агентств. В итоге бюджет недополучит не просто налогов за наружную рекламу, а гораздо более внушительные суммы.

Ждем правила

Налоги за размещение рекламы по новым правилам предприниматели уже оплатили 25 апреля. Особых сложностей пока не возникло благодаря тому, что ставки налогов остались прежними. Правила же, которые будут регламентировать размещение и расчет налога за наружную рекламу, пока находятся в органах юстиции. На центральном уровне обещают утвердить их до 15 мая. После этого, по словам представителя Управления архитектуры и градостроительства Костанайской области Натальи Салий, их ведомство разработает на основании этого документа правила для региона. Их необходимо будет согласовать с уполномоченным органом, маслихатом, общественным советом. Успеют ли это сделать к сроку очередного внесения налогов, никто сказать не берется. Пока же предпринимателям для подачи уведомлений в отделы архитектуры предлагают использовать форму, которая приложена к проекту правил.

Не ясно и то, насколько больше порядка станет в этой сфере после принятия всех нормативно-правовых актов. По данным Департамента госдоходов по Костанайской области, контроль за законностью размещения наружной рекламы ведется не на самом высоком уровне. В ведомстве отмечают, что в рамках инициируемых налоговиками проверок отделов архитектуры фиксируют факты размещения наружной рекламы без подачи уведомлений либо занижение размера налога. Руководители отделов архитектуры уже получали штрафы на эти нарушения.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Предприниматели недовольны, как на практике действует дорожная карта бизнеса

Практически все жалобы малого бизнеса сводятся к тому, что ответственность и ограничения касаются только их. Квазигосударственный сектор, чиновники и недропользователи зачастую играют по своим правилам.

13 Февраль 2020 13:23 2312

Предприниматели недовольны, как на практике действует дорожная карта бизнеса

В конце прошлого года завершилась дорожная карта бизнеса – 2020, и теперь с некоторыми изменениями государственная программа перешла на следующую пятилетку. А потому под патронажем фонда «Даму» и Палаты предпринимателей «Атамекен» проходят собрания, где бизнесменам рассказывают о новинках программы и пытаются наладить обратную связь с местными дельцами. Одна из таких встреч прошла в Павлодаре.

Бюрократия мешает получить грант

Например, изменения коснулись выдачи грантов предпринимателям. Если раньше максимальная сумма гранта составляла 3 млн тенге, то теперь эту сумму увеличили до 5 млн.

На бумаге все выглядит замечательно, однако на деле у предпринимателей много вопросов к этой процедуре. К примеру, бизнесмены жалуются, что местное управление предпринимательства и торговли опубликовало анонс о выдаче грантов только в начале февраля. В то время как всем потенциальным соискателям гранта требуется пройти обучение и получить специальный сертификат. Само обучение «основам бизнеса» длится около месяца, а потому физически невозможно подать заявку до 17 февраля. К слову, подобные жалобы публиковались даже на странице акима Павлодарской области в социальных сетях.

Комментарий с просьбой решить проблему в Instagram акима Павлодарской области Абылкаира Скакова

По словам представителей фонда «Даму», те, кто не успел подать заявку сейчас, могут это сделать во втором полугодии. Выдавать гранты будут два раза в году – в каждом из полугодий. Поэтому сейчас у них есть время заблаговременно пройти необходимые курсы и основательно подготовиться.

Главное условие для проектов, претендующих на получение гранта, – это их новизна. Члены комиссии в первую очередь будут обращаться внимание именно на инновационность бизнес-идеи. А потому у полезного мобильного приложения априори будет преимущество в сравнении с условным производством мыла. И здесь нужно учитывать, что из-за элементарного оповещения, точнее его отсутствия, предприниматели теряют полгода.

Еще одна жалоба предпринимателей касалась непосредственного приема документов. По словам одного из выступающих, у него отказались принимать документы в электронном виде. В то время как по всей стране вводят различные новые цифровые услуги, в данном случае документы просят в бумажном виде. Что автоматически ставит под сомнение прозрачность всей процедуры, потому как «нужная» бумажка всегда может затеряться.

Гарантии ничего не гарантируют

Много вопросов у предпринимателей по гарантированию, еще одному направления программы «Дорожная карта бизнеса – 2025». Оказывается, банки второго уровня далеко не всегда принимают гарантии фонда «Даму» в полном объеме. По словам одного из предпринимателей, с августа прошлого года он пытается взять кредит в одном из банков. Проблема в том, что финансовое учреждение приняло гарантии фонда только в размере 100 тыс. тенге вместо привычных 50% от общего объема займа. Параллельно с этим банк потребовал от бизнесмена залогов на 30 млн тенге, притом что он претендовал на кредит в размере 8-10 млн тенге.

«В конце концов, я от этого банка ушел. Но они потратили мои четыре месяца. Каждый день какая-то беготня, макулатуру только собираю. В другой банк пришел – та же история. Как определить, в каком банке принимают ваши гарантии?» – возмутился один из предпринимателей.

Как отметил Рустам Касимов, заместитель директора павлодарского филиала фонда «Даму», с одной стороны, все банки второго уровня гарантии фонда принимают, однако параллельно с этим у каждого финансового учреждения существует собственная залоговая политика. Фонд же работает в соответствии с невмешательством во внутренние процедуры банков. А потому сказать, что банк должен принять гарантии в размере 45% или 50% от суммы займа, они не могут.

Всего в 2020 году в Павлодарской области по государственной программе «Дорожная карта бизнеса – 2025» выделено 3,7 миллиарда тенге, что на 50% больше бюджета прошлого года. Государственная программа действует по четырем направлениям. Из них на субсидирование предусмотрено 2,13 миллиарда тенге, на подведение инфраструктуры – 1,3 миллиарда тенге, гарантирование – 150 миллионов тенге и 83 миллиона будут направлены на государственные гранты.

Руслан Логинов

Внутреннее потребление в Казахстане оценивают в 14 трлн тенге

Четверть спроса обеспечивается закупками госорганов, нацхолдингов и недропользователей.

11 Февраль 2020 08:00 721

Внутреннее потребление в Казахстане оценивают в 14 трлн тенге

Структуру экономики потребления в Казахстане привел на совещании по импортозамещению и продвижению экспорта председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов.

Он подчеркнул, что в первую очередь важно поддержать казахстанских производителей спросом в секторе государственного потребления.

«Внутренний объем нашей экономики потребления оценивается в 50 трлн тенге. 36 трлн тенге занимают работы и услуги, 14 трлн тенге – товары. Доля импорта – 68%. Теперь посмотрим, как эти товары распределяются. Товары на сумму 3,5 трлн тенге, или 25% от спроса, перекрываются через закупки государственных органов, квазигоссектора и недропользователей», – сообщил предправления НПП.

Регулируемые покупки на 2,1 трлн тенге приходятся на такие ключевые отрасли, как машиностроение, легпром, мебель, химия, фармацевтика, стройиндустрия. Потребление  на 1,4 трлн тенге касается агропромышленного комплекса (АПК).

По словам Аблая Мырзахметова, согласно анализу 1237 товарных групп казахстанского производства, имеются перспективы замещения импорта по 362 позициям.

«Мы должны начать осваивать либо новые производства, где есть чистый импорт, либо расширять те, которые действуют», – отметил он.

Напомним, в 2019 году в Казахстане стартовала программа льготного кредитования казахстанских товаропроизводителей «Экономика простых вещей». На ее реализацию направлено 600 млрд тенге, 400 млрд тенге предназначены для сектора обработки, 200 млрд тенге – агропромышленного комплекса. По условиям программы конечная ставка кредитования для бизнеса составляет 6%, максимальный срок кредитования установлен в пределах десяти лет. При этом порога на сумму привлекаемых ресурсов не предполагается. Могут участвовать как малый, так и крупный бизнес.

Для мониторинга программы и обратной связи с бизнесом при Национальной палате предпринимателей «Атамекен» действует проектный офис.

На конец минувшего года по программе были освоены проекты на 217 млрд тенге, на рассмотрении в банках второго уровня находились кейсы еще на 207 млрд тенге.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: