Inbusiness приводит ключевые фрагменты эксклюзивного интервью.
Жалгас Азганбаев:
– Возвращаясь к тем же экспертным комментариям. У любой публичной компании есть определенные риски. Какие риски стоят перед "КазМунайГазом", которые могут повлиять на его конечную стоимость, и как в целом риск-менеджмент в компании?
Даурен Карабаев – заместитель председателя правления по экономике и финансам АО "НК "КазМунайГаз":
– Ну, во-первых, я хотел бы сказать, что в проспекте IPO, который был опубликован также 9 ноября, он доступен на сайте компании и также на сайтах бирж, есть подробный перечень риск факторов, все те риски, которые мы подумали, которые нам пришли в голову. Среди самых основных можно, наверное, перечислить такие, как цена на нефть, то есть в прошлые периоды, например в 2014-15 годах, "КазМунайГаз" проходил падение цен на нефть довольно сложно. Потребовалась государственная поддержка. Но падение цен на нефть уже в 2020 году мы прошли намного более спокойнее и показали свою финансовую устойчивость. Свою стабильность именно при низких ценах на нефть также. Это, наверное, основной показатель. Конечно, если цена на нефть будет низкой, то это будет влиять на наши финансовые показатели. Есть ряд других рисков, я советую всем интересующимся, всем потенциальным инвесторам ознакомиться с разделом риск-факторов в нашем проспекте.
Жалгас Азганбаев:
– Вы про нефть затронули. Какая цена в целом в стратегии "КазМунайГаза", в прогнозах? Какая цена заложена на ближайшую перспективу?
Даурен Карабаев:
– Мы на цену на нефть влиять не можем. Поэтому мы стараемся ее не прогнозировать, не предполагать какой-то уровень, а быть готовыми к любому уровню цены на нефть. Как к высоким, так и к низким. При этом понятно, что мы составляем бюджеты, бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную перспективу. И для составления этих бизнес-планов мы используем цену на нефть, которая устанавливается министерством национальной экономики и, соответственно, фондом "Самрук-Казына". К примеру, на ближайшие пять цена нефть марки Brent в этих документах установлена на уровне 85 долларов за баррель.
Жалгас Азганбаев:
– Мы знаем, в этом году из-за напряженной геополитической ситуации было так, что была остановка отгрузки нефти на КТК. Эксперты также называют одним из рисков вопросы транспортировки нефти через РФ. Возможные проблемы транспортировки через Россию. На этот случай у компании есть альтернатива, план Б?
Даурен Карабаев:
– Транспортировка нефти через Россию сейчас осуществляется в нормальном, рабочем режиме. Через территорию России проходит нефтепровод КТК, а также нефть транспортируется по нефтепроводу Атырау – Самара и далее через систему нефтепроводов "Транснефти". Нефтепроводы работают в обычном режиме, на полную мощность. ...Мы вообще думаем, что и Российская Федерация, и Казахстан и другие акционеры КТК заинтересованы, чтобы КТК работал без перебоев. Потому что это выгодно и в интересах всех. КТК, кстати, завершает проект расширения, потому что с 2024 года бОльшие объемы будут транспортироваться с месторождения Тенгиз по данному нефтепроводу. При этом мы рассматриваем различные альтернативные маршруты. К примеру, в этом месяце мы объявили о подписании соглашения между КМГ и Socar (азербайджанская национальная нефтегазовая компания), контракт на транспортировку 1,5 млн тонн в год по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.
Жалгас Азганбаев:
– Расскажите, пожалуйста, о лимите для розничных инвесторов. Есть опасения, что локальное IPO может обернуться тем, что определенный круг лиц будет скупать все акции. Вообще, насколько будет обеспечен равный доступ для всех участников? И с какого процента владения акциями миноритарии обязаны раскрывать информацию о приобретении?
Даурен Карабаев:
– Минимального ограничения на количество акций нет, то есть можно купить одну акцию. С точки зрения максимального ограничения одному инвестору это будет решение приниматься с учетом того, как сформируется книга заявок. Для того чтобы не допустить концентрации, будут применяться ограничения. Сейчас сказать, на каком уровне это будет еще преждевременно, нужно посмотреть, как будет формироваться книга заявок. Приоритет будет отдан небольшим заявкам. В первую очередь обычным гражданам. При этом мы заинтересованы, чтобы сформировать диверсифицированную, долгосрочную клиентскую базу. Мы хотели бы, чтобы там присутствовали разные классы инвесторов. В основном с акцентом на розничных, граждан Казахстана.
Полную версию интервью можно посмотреть по ссылке.