Отказ США от российской нефти для Казахстана имеет больше психологическое значение, а никак не экономическое, заявил inbusiness.kz генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.
Нефтепровод общий, а нефть нет – США
По информации Жумагулова, американские компании в настоящее время добывают лишь треть от всего объема добываемой в республике нефти, то есть примерно 25 млн тонн в год, но сами США покупают лишь 1,4% нашего черного золота, то есть менее 1 млн тонн в год. Оставшийся объем нашей нефти раскупают европейские страны.
Поэтому, по мнению эксперта, поводов для беспокойства у Казахстане не должно быть относительно решения США о введении запрета на импорт энергоносителей из России.
"Отказ США от российской нефти для Казахстана имеет больше психологическое значение, а никак не экономическое", – подчеркнул г-н Жумагулов.
Напомним, что в прошедший вторник, 8 марта, президент США Джо Байден, выступая в Белом доме, заявил о введении запрета на российскую нефть.
По словам Байдена, запрет на импорт российских нефти и газа США ввели, не дожидаясь решения Европы. По его словам, европейские страны сильнее зависят от поставок из России и могут не присоединиться к инициативе Штатов.
"Но для многих нефтетрейдеров, в частности европейских, важен был сигнал, как поступать с казахстанской нефтью, которая доставляется на Черное море транзитом через российские нефтепроводы, в частности КТК (Каспийский трубопроводный консорциум)", – отметил г-н Жумагулов.
Он добавил, что министерство финансов США дало четкий ответ: инфраструктура (нефтепровод) может быть общей, но у каждой нефти есть свое происхождение, и что санкции не должны влиять на Казахстан.
Напомним, что на фоне объявления санкций против России со стороны ЕС и США в связи с событиями в Украине ряд зарубежных СМИ сообщили, что нефтепровод КТК, по которому 1,2% нефти на мировые рынки транспортируется из Казахстана, в последние дни столкнулся с проблемами российских санкций, поскольку покупатели избегают приобретать нефть, которую смешивают с российской и загружают из российского порта.
Консорциум, по данным источников, экспортирует нефть из российского порта Новороссийск и смешивает ее с российскими сортами, что отпугивает большинство покупателей и затрудняет страхование судов. КТК отгружает около 1,2 млн баррелей нефти в сутки, что составляет 1,2% мировых поставок с казахстанских месторождений, разрабатываемых американскими Chevron (CVX.N), Exxon Mobil (XOM.N), европейскими Eni и Shell (SHEL.L), а также из России.
Казахстан опоздал с диверсификацией
В среду в мажилисе депутаты озаботились тем, как отечественной экономике выживать на фоне антироссийских санкций, и, в частности, задались вопросом по транспортировке казахстанской нефти.
"Почему в свое время правительство не продумало альтернативную логистику транспортировки нефти и торговых марок?" – заявил Ерлан Саиров.
По его словам, избиратели и депутаты задаются вопросами, какие предпринимаются попытки диверсифицировать транспортировку нефти.
Напомним, inbusiness.kz уже поднимал эту тему.
В интервью inbusiness.kz, председатель президиума нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков заявил, что Казахстан опоздал с расширением трубопроводов в сторону азиатских рынков.
Он напомнил, что с 2014 года (с момента аннексии Крыма. – Прим.) Россия активно занялась диверсификацией своих поставок энергоресурсов на другие рынки, чтобы не зависеть от санкций со стороны Европы.
"В частности, чтобы не зависеть от поставок энергоресурсов на европейский рынок, Россия не теряла времени даром и построила и расширила свои трубопроводы, укрепила морские порты в сторону Китая и других азиатских стран, с которыми активно усиливала торговые связи. А вот мы свой момент упустили. Нам надо быстрее расширять трубопровод в сторону Китая "Бейнеу – Алшанькоу", который пока может транспортировать лишь 12 миллионов тонн нефти в год", – подчеркнул г-н Жаксылыков.
Он считает, что идея диверсификации поставок наших главных экспортных товаров – нефти и газа – в последние годы не была реализована должным образом.
Однако ситуацией в свою пользу вполне может воспользоваться наш другой сосед – Китай, который, помимо гранта в полмиллиарда центральноазиатским странам, может активно инвестировать в расширение имеющихся на нашей территории нефте- и газопроводов в свою сторону.
То, что русскому – санкции, иранцу и венесуэльцу – шанс
Глава Белого дома, заявив о введении запрета на импорт энергоносителей из России, в то же время признал, что это решение ударит и по Соединенным Штатам. Это приведет к дальнейшему росту цен на топливо на американских АЗС.
Так, розничная цена галлона (3,785 л) бензина в США уже побила рекорд и превысила отметку $4,17. По данным Управления энергетической информации (EIA), в 2021 году Соединенные Штаты импортировали из России в среднем около 20,4 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в месяц, что составляет около 8% импорта жидкого топлива в США.
Учитывая нынешнюю ситуацию, Соединенные Штаты и Венесуэла, по данным зарубежных СМИ, начали переговоры по энергетическим вопросам. Как сообщает сайт dw.com, в начале текущей недели в Каракас прибыли высокопоставленные представители администрации США.
Именно Венесуэла сегодня рассматривается в качестве альтернативного поставщика нефти на рынок США, чтобы закрыть ту брешь, которая возникнет из-за запрета российской нефти.
Напомним, что Венесуэла уже многие годы находится в тяжелом политическом и экономическом кризисе. Ранее Вашингтон ввел санкции против Каракаса и обвинил Мадуро в торговле наркотиками и отмывании денег. Венесуэла – одна из стран с крупнейшими в мире запасами нефти – наряду с Кубой и Никарагуа является союзницей России в Латинской Америке.
Белый дом в пику России готов вернуть и Иран. Как сообщают зарубежные СМИ, уже не первый месяц Вашингтон ведет переговоры с Тегераном о возвращении США в атомную сделку, из которой Вашингтон вышел в одностороннем порядке. И причина такого шага тоже нефть.
Из открытых источников известно, что Иран сегодня добывает порядка 2,5 миллиона баррелей в сутки и лишь половину из них отправляет на экспорт. До наложения санкций объем добычи иранской нефти в сутки был более чем в два раза выше.
По мнению экспертов, чтобы увеличить производство нефти, Ирану потребуется время. И в случае снятия санкций на мировом рынке нефти может дополнительно появиться от 1,3 млн до 4,0 млн баррелей в сутки, что поможет снизить цены на сырье.
Однако, как известно, Иран входит в состав ОПЕК+ и квоты по добыче регламентированы для всех стран, входящих в альянс. Резкое увеличение объемов нефтедобычи Ирана обрушит мировые котировки на нефть, в этом не заинтересован ни сам Иран, ни страны ОПЕК+, ограничивающие уровень добычи на протяжении всего периода локдаунов и мер снижения распространения коронавируса.
Кульпаш Конырова