Турецкая лира упала до рекордного уровня, после того как США ввели санкции против двух турецких министров, до пяти лир за доллар. 1 августа Минфин США ввел санкции против министра юстиции и министра внутренних дел Турции по делу американского пастора Эндрю Брансона, которого Анкара обвинили в поддержке терроризма.
В ответ на санкции Вашингтона Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что заморозит активы министров юстиции и внутренних дел США в Турции, но выяснилось, что таковых в стране не оказалось.
"Турция не может являться предметом внутренней политики США, как в случае с Европой. Повторяя ошибки Европы, Америка ничего не выиграет", – сказал Эрдоган.
На этом фоне с обесценением национальной валюты сдает свои позиции в долларовом выражении турецкий фондовый рынок. США подготовили список организаций и лиц из турецкого правительства, в отношении которых могут быть введены новые экономические санкции. В ответ на это Анкара дала понять, что может рассмотреть вопрос о выходе Турции из НАТО.
Что может значить осложнение американо-турецких отношений и к чему оно может привести – об этом аbctv.kz поговорил с экспертами.
Анкара зашла далеко
Эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук отметил, что Анкара заходит слишком далеко в своих попытках шантажировать Вашингтон, играя на американо-российских противоречиях и пытаясь выбить из этой ситуации максимум преференций для себя, в том числе в сирийском вопросе. Но это опасное поведение для самой Турции, так как она не Китай и не Россия, заметил он.
Вашингтону, тем более с Дональдом Трампом во главе, вполне может надоесть такое поведение члена НАТО, и будет дана отмашка на внутриполитическую дестабилизацию Турции, сказал эксперт. По его словам, Эрдоган и Турция соответственно становятся неуправляемыми с точки зрения Вашингтона, и рано или поздно он эту проблему решит. Но пока что США удерживает от более радикальных шагов в адрес Эрдогана тот простой факт, что он проводит, в частности, в Сирии, что очень важно, политику, соответствующую желаниям Белого дома и идущую в том числе вразрез с позицией РФ, сказал он.
"То есть слегка антиамериканские заявления Анкары – это одно, а дела – пока это другое. У Вашингтона есть также в запасе вариант смены власти в Турции, так как обвинить Эрдогана в "узурпации власти" теперь проще всего. Антиамериканские санкции Турции, как и антитурецкие со стороны США, пока что можно отнести к тестам, не выходящим за определённые рамки, попыткой коррекции, введения ситуации в нужное русло. Но сам Эрдоган при этом всё больше и больше беспокоит Белый дом. Такая демонстративная самостоятельность в отношениях США со своими партнерами неприемлема, так как формирует опасную для американского имиджа картину в целом", – сказал г-н Трофимчук.
По его словам Турцию достаточно сложно задавить экономическими санкциями, так как это одна из тех стран, которые способны сами обеспечить себя всей нужной номенклатурой товаров и промышленных изделий.
Белый дом ведет себя относительно спокойно, потому что понимает: Турция пока что не вышла за грань, за которой введение ситуации в нужное русло может быть достигнуто запредельными и слишком затратными, в том числе в политическом отношении, для США методами, считает политолог. Он считает, что у США на этом этапе достаточно много рычагов влияния на обстановку, включая и подрыв социально-политической базы Эрдогана внутри самой Турции.
"Было бы наивно предполагать, что масштабные чистки, которые провел президент Турции после попытки переворота в 2016 году, застраховали его от подобных повторов. Скорее наоборот. В целом, если коротко, США пока просто ждут и наблюдают. Накапливая материал против Реджепа Эрдогана", – отметил Григорий Трофимчук.
Американцев раздражает Эрдоган
Американский политолог Рафаэль Саттаров заметил, что американские санкции могут подорвать экономику Турции, и угроза реальная.
Осложнения между Вашингтоном и Анкарой проходят по нескольким фронтам, и экономика здесь играет не первую роль.
У американцев вызывает раздражение внешняя политика Эрдогана, когда своими недальновидными шагами он чуть не привел к военному столкновению НАТО с Россией из-за сбитого летчика, а теперь чрезмерно близко сближается с Москвой в сфере военно-технического сотрудничества в ущерб ценностям Североатлантического альянса, сказал аналитик.
По его словам, продолжающиеся репрессии против независимых журналистов, профессоров, действующий режим ЧП, постоянные требования экстрадиции Фетхуллы Гюлена и арест американского пастора вызывают раздражение у многих американских политиков. К тому же и без Турции хватает противоречия в НАТО, но турецкий кейс заметен тем, что, помимо американцев, немцы и французы задают вопрос о соответствии Турции ценностям НАТО, подчеркнул он.
Г-н Саттаров заметил, что у турецкой стороны недовольство вызывает поддержка американцами курдских военных группировок в Сирии, критика методов Эрдогана против оппонентов и журналистов, перенос посольства США в Иерусалим.
Политолог подчеркнул, что Эрдоган и его окружение с одной стороны понимают, что разрыв отношений плохо скажется не только на экономике, но и ударит по военно-техническому оснащению, так как вооружения там отнюдь не российского производства, оборонно-промышленный комплекс зависит от комплектующих США и Германии, что сдерживает от углубления кризиса.
Попадать под иранскую ситуацию не хотят ни в Турции, ни в США, тем не менее, учитывая импульсивность Трампа и Эрдогана, можно сказать, кризис может далеко зайти, чем обычная риторика, сказал Саттаров.
Санкции, которые могут серьезно повлиять на процессы
Политолог, специалист по Турции Яшар Ниязбаев заметил, что санкции в отношении Турции со стороны США выглядят довольно серьезно. Они были приняты в рамках "закона Магнитского" – это тяжелые санкции, которые могут серьезно повлиять на многие процессы, и особенно экономические.
Эксперт заметил, что если говорить о реакции Турции, то можно сказать, что с одной стороны руководство страны старается отвечать сдержанно, это можно судить по тому, что Эрдоган выдержал паузу в два дня и своем заявлении не особо коснулся темы санкций в отношении двух турецких министров. Он лишь затронул тему Манбиджа – это территория Сирии, которую контролируют американцы совместно с курдскими формированиями, которые Турция считает вражескими.
Политолог сказал, что после объявления санкций в течение короткого времени турецкая лира стала терять позиции в отношении всех иностранных валют. Доллар прошел психологическую отметку в пять лир. Подобный рост доллара невозможно не почувствовать на своем кармане. Отсюда появились новости о том, что турецкое руководство пытается наладить кризисную ситуацию и в ближайшие дни представители правительства направятся в США. Даже этой новости было достаточно для того, чтобы рынки вздохнули с облегчением, сказал он.
"Трамп удивляет всех. Он это умеет делать. Поэтому предугадать, как далеко он может пойти, невозможно. Близкие к Эрдогану турецкие эксперты утверждают, что Трамп уважает Эрдогана и положительно к нему относится. Но в таком случае странны его действия буквально спустя пару дней после встречи в Брюсселе. А вот если говорить о Штатах, то, наверное, они не захотят окончательно портить отношения, потому что понимают, что, чем сильнее Америка будет давить, она может потерять союзника в лице Турции. Но не это самое страшное для всего Запада, а то, что Турция в таком случае может окончательно отдалиться от орбиты влияния США и приблизиться к России. Этого никто не хочет, тем более для такой значимой страны НАТО", – отметил Яшар Ниязбаев.
Повлиять на электорат
Эксперт подчеркнул, что Анкара это очень хорошо понимает и пользуется этим козырем. Отсюда заявления о вступлении Турции в БРИКС, резкие слова в адрес западных стран со стороны местных политиков.
Эксперт убежден, что санкции США направлены именно на то, чтобы рейтинг Эрдогана был подорван. Суть санкций заключается в этом, так как, чем хуже дела в экономике, тем будет ниже рейтинг Эрдогана. Даже проправительственные СМИ пишут о том, что главная цель заключается в том, чтобы экономическими санкциями повлиять на электорат.
"В действительности турецкий народ очень серьезно реагирует на кризисы. Если они решат, что причиной тому политика президента, будут волнения. Если же их убедят в том, что причина в США, то ненависть к этой стране увеличится. В то, что во всех бедах Турции виноваты американцы, готовы верить только 52 процента проголосовавших за Эрдогана на президентских выборах. С ухудшением экономики этот процент будет снижаться", – сказал он.
Ниязбаев заметил, что проблемы с экономикой были ожидаемы даже без учета каких-либо санкций, в 2019 году прогнозировался серьезный кризис, инфляция уже превысила 15%, этот показатель сейчас выше, чем во время прихода Эрдогана к власти в 2003 году. Теперь, по крайней мере, у Анкары будет возможность сказать, что в бедах виноват Вашингтон, убежден эксперт.
Ожидаемое развитие событий
Директор Центрально-Азиатского института стратегических исследований Анна Гусарова заметила, что пора уже привыкнуть к тому, что США достаточно успешно пользуются механизмом санкций в отношении многих стран. И Турция не исключение. Но в случае с Анкарой есть свои нюансы. Во-первых, все началось с того, что администрация Трампа ввела санкции против двух высокопоставленных должностных лиц турецкого правительства.
Трамп предупреждал Эрдогана, в результате этот шаг стал достаточно ожидаемым развитием патовой ситуации, заметила эксперт. По ее словам, впервые и достаточно жестко в стиле и духе Трампа США использовали финансовые санкции против союзного государства, партнера по НАТО. Однако ухудшению отношений предшествовали и другие события двухлетней давности, связанные с неудачным переворотом, а также невыполнением договоренностей по освобождению пастора Брансона, подчеркнула аналитик.
Она заметила, что Трамп после телефонного разговора сразу же написал в своем twitter-аккаунте о введении жестких санкций против Турции. Хотя на самом деле Брансон стал лишь точкой отсчета еще более серьезного ухудшения двусторонних отношений США с Турцией. Многие не раз говорили, что США будут воздерживаться от карательных мер в отношении Турции. Несмотря на множество противоречий, Анкара выступала главным союзником Вашингтона в борьбе с ИГИЛ, предоставляя авиабазу "Инджирлик", перечислила эксперт.
"Поиск по замене этой авиабазы уже ведется, в частности, в Румынии и Иордании. Однако пока что "Инджирлик" остается одним из важнейших элементов антитеррористической стратегии США на Ближнем Востоке. Кроме того, вопрос покупки российских ЗРК С-300 Турцией также не может не остаться безнаказанным для члена НАТО. Этот вопрос получит дальнейшее продолжение. По другим санкциям вероятность достаточно высока. Впрочем, как и дальнейшее ухудшение отношений по другим вопросам. Пока по дипломатическим каналам ведется активная работа. Множество решений и заявлений принимается "на эмоциях". Для Эрдогана, рейтинг которого очень высок внутри страны, ухудшение отношений с США позволит еще сильнее консолидировать власть и повысить уровень поддержки", – заключила Анна Гусарова.
Аскар Муминов