Этой задаче уделялось особое внимание в 1990-е, когда экономика лежала в руинах павшего политического строя, с ростом нефтяных доходов она как бы отошла на второй план, но снова вернулась в перечень первоочередных с началом экономического кризиса. На данном этапе приток инвестиций должен помочь Казахстану перестроить экономику соответственно вызовам этого исторического периода крушения прежней модели глобальных отношений, передает inbusiness.kz.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) должны помочь Казахстану решить двойную задачу: на первом плане – развитие казахстанской экономики через создание и капитализацию отраслей, не относящихся к добыче полезных ископаемых. Вторая задача менее очевидна, но не менее важна – западные инвестиции (а речь, как правило, идет именно о них) служат своего рода оберегом от различных негативных процессов, которые могут быть инспирированы извне и включать в себя дестабилизацию страны вплоть до переворотов и гражданских войн. Например, попытка январского переворота прошлого года, будучи в моменте поддержана кем-то из весомых геополитических игроков, не закончилась бы для Казахстана, скажем так, легким испугом. Достаточно посмотреть на Сирию с Ливией, чтобы понять, как далеко может зайти горячая ситуация в стране, абсолютно непривлекательной для глобального бизнеса.
В этой связи знаковой стала прошлогодняя оценка Государственным департаментом США инвестиционного климата в Казахстане. В документе на сайте Госдепа США отмечается значительный прогресс Казахстана в создании рыночной экономики с момента обретения независимости в 1991 году. В отчете сообщается, что правительство Казахстана поддерживает активный диалог с глобальным бизнесом через совет иностранных инвесторов при президенте и совет по улучшению инвестиционного климата под председательством премьер-министра.
Аналитики Госдепа отмечают эффективность принятых мер по упрощению процедур открытия и ведения бизнеса, таких как онлайн-регистрация любого бизнеса через сайт egov.kz, введение нового вида инвестиционного договора, а также восстановление безвизового режима вскоре после пандемийного режима для граждан 54 стран, включая США. В отчете отмечается, что в качестве инвестиционных преференций компании, работающие в приоритетных секторах, получают освобождение от налогов и таможенных пошлин, натурные гранты, инвестиционные кредиты и упрощенные разрешения на работу, чем подают положительные сигналы американскому и в целом зарубежному инвестиционному сообществу. Международные финансовые институты также относят Казахстан к числу привлекательных стран для своей деятельности.
В Госдепе приветствовали объявленную Касым-Жомартом Токаевым борьбу с олигополией, выразили поддержку работе по совершенствованию законов и правового режима в области защиты прав интеллектуальной собственности инвесторов, а также высказались за ускоренный переход Казахстана к низкоуглеродной экономике.
Также в Госдепе отметили возможности специальных экономических зон в Казахстане, позволяющих иностранным компаниям создавать предприятия в них. Упрощение разрешительных процедур для иностранной рабочей силы и установление режима особой таможенной зоны, не регулируемые правилами ЕАЭС, также выгодно влияют на привлечение инвесторов. Кроме того, в отчете говорится, что Казахстан быстро улучшает использование трудовых навыков на работе, особенно цифровых.
Этот отчет Госдепа можно подкрепить официальными данными Национального банка РК, согласно которым в течение последних шести лет Казахстан ежегодно привлекал более 20 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. Исключение составил 2020 год: из-за пандемии COVID-19 инвестиционные потоки сократились в мире в целом на 35%, а в Казахстане — на 29,8%, до 17,2 млрд долларов.
Ненормальность произошедшего в первый год пандемии хорошо иллюстрирует ситуация 2021 года, когда поток инвестиций в Казахстан достиг 23,8 млрд долларов, подскочив сразу почти на 40% в сравнении с 2020-м.
За 9 месяцев 2022 года приток иностранных инвестиций составил 22,1 млрд долларов, что на 17,8% больше, чем за аналогичный период 2021-го, то есть окончательные итоги прошлого года покажут однозначный рост. Таким образом, опасения, что на инвестиционной привлекательности Казахстана могут сказаться январские события, последующие политические перемены в стране, а также российская агрессия в Украине, оказались надуманными. Более того, в 2022 году из России в Казахстан из-за санкций релоцировались десятки иностранных и российских компаний, приведя с собой еще несколько миллиардов долларов инвестиций.
По предварительным данным, приток прямых иностранных инвестиций за весь 2022 год оценивается в 27 млрд долларов. Эту цифру озвучил первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков на саммите CFO Summit 2023 в Алматы 2 марта текущего года.
"На сегодня ведется работа с общенациональным пулом из 850 инвестиционных проектов на сумму 30 трлн тенге", – заявил Тимур Жаксылыков, подчеркнув, что инвестиционный климат является одной из сильных сторон Казахстана.
И это мнение, как мы видим, разделяют в Госдепартаменте США. Кроме того, Казахстан недавно улучшил прогнозы страны в кредитном рейтинге агентства Standard and Poor’s с "негативного" на "стабильный", стал более привлекательным для инвесторов.
По мнению экспертов в области финансов, Казахстан является самой благоприятной страной в СНГ для инвесторов. И об этом свидетельствует перечень государств, бизнесмены которых предпочитают инвестировать в нашу страну. Вот, например, топ-10 стран, инвестировавших в экономику Казахстана в I квартале 2022 года: Нидерланды (1904,8 млн долларов), США (1881,3 млн долларов), Швейцария (663,1 млн долларов), Россия (498,5 млн долларов), Китай (310,1 млн долларов), Южная Корея (259,3 млн долларов), Бельгия (253,9 млн долларов), Великобритания (121,9 млн долларов), Франция (106,7 млн долларов), Турция (103,7 млн долларов).
Примечательно, что в этом списке страны, претендующие на влияние в Евразии в целом и в Центрально-Азиатском регионе в частности, Китай и Россия далеко не первые в списке казахстанских инвесторов. Об этом мы как раз и говорили вначале – доминирующие по размерам своих экономик соседи благодаря многовекторной внешнеэкономической деятельности Казахстана не могут диктовать условия Астане на правах сеньоров, поскольку по факту таковыми для нас не являются. Вот у соседнего Узбекистана с этим проблема – в его списке иностранных инвесторов значатся лишь Китай и Россия, выдавившие из этого государства любой другой заграничный капитал. Ташкент поневоле вынужден следовать в геополитическом фарватере этих двух союзников.
Иностранные инвестиции прошлого года – результат не случайного стечения обстоятельств в виде бегства глобального капитала из России, а долгой кропотливой работы дипломатического корпуса. И список иностранных партнеров и инвесторов нашей республики не ограничивается топовой десяткой – в нем есть и государства, важные для нас в стратегическом плане, но к сотрудничеству с ними мы шли долгие годы.
Такую кропотливую работу хорошо иллюстрируют наши отношения с Катаром, как одним из сильных мировых инвесторов. В октябре прошлого года Астану с официальным визитом посетил эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани, с которым президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев договорился о стратегическом партнерстве. К этой договоренности Казахстан и Катар шли с 1993 года, когда было подписано совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между государствами. Первые шаги по налаживанию сотрудничества были предприняты через четыре года – в 1997 году Касым-Жомарт Токаев в должности министра иностранных дел Казахстана совершил официальный визит в Катар. Ответный визит министра иностранных дел Катара шейха Хамада бен Джасим бен Джабер Аль-Тани состоялся в 1998 году. В 2007 году открылось посольство Казахстана в Катаре, катарское посольство в Астане появилось в 2008 году. Пожалуй, лишь с этого момента налаживание отношений, открывающих путь к стратегическому партнерству, пошло более интенсивными темпами.
Между тем Катар – одна из самых продвинутых стран Персидского залива, емкость его рынков составляет от 200 миллионов до 300 миллионов долларов, и открыть их для казахстанских производителей – это не просто найти инвесторов, но и обеспечить нашей продукцией преимущественно агропромышленного комплекса платежеспособных потребителей. Есть и общие интересы у Казахстана и Катара – это глобальный рынок газа, схожи и структуры наших экономик. По сути, Казахстан нашел в регионе Персидского залива своего двойника, который более развит и платежеспособен, чем мы. Что, в свою очередь, дает нам возможность через стратегическое партнерство с ним подтянуться до его уровня.
Да и Казахстан теперь не просто балансирует между интересами "коллективного Запада" и "коллективного Востока", а более уверенно проводит свою линию сотрудничества со всеми, кто может быть нам взаимно полезен. За прошлый год позиция нашей страны в качестве удобного партнера и для Запада, и для Востока, а также приемлемой межгосударственной переговорной площадки укрепилась буквально на глазах. Задача проводимых сейчас внутриполитических реформ, нацеленных на дебюрократизацию госаппарата и очищение судебной системы от вредоносного балласта, – сделать инвестиционный климат в нашей стране стабильно привлекательным.