Стал ли Казахстан черным рынком авто с криминальным прошлым

Стал ли Казахстан черным рынком авто с криминальным прошлым

20:38 23 Июнь 2021 6035

Стал ли Казахстан черным рынком авто с криминальным прошлым

Автор:

Аскар Ескараев

Тема с черным рынком автомобилей не является новой на территории стран СНГ. Еще в начале 2021 года министерства внутренних дел шести стран подписали протокол, призванный усилить борьбу с перегоном транспорта за границу и защитить интересы владельцев.

Однако неизвестно, насколько вероятен сценарий «очищения» авторынка Казахстана, и кто именно «крышует» эту прибыльную нишу, передает корреспондент inbusiness.kz.

Казахстан захлестнула волна контрабанды авто из Армении, Абхазии, Грузии и Кыргызстана. Зачастую история происхождения данных авто не всегда поддается проверке. Машины конструкторы, двойники, переделки, залоговые, арестованные, авто с умершими владельцами, авто в угоне, авто каршеринга и компаний по прокату – все это теперь обитает на территории Казахстана. Перегонщики, перекупы и лица которые занимаются не совсем легальным бизнесом, зачастую как у себя дома в кабинетах налоговиков, полицейских и других силовиков. О том, что данный бизнес невозможен без поддержки покровителей – уже не приходится сомневаться.

Факты теневых схем не единичны. Так, в начале 2021 года россиянка нашла свой внедорожник в Актобе. В марте в СКО нашли склад контрабандных автомобилей. В апреле стало известно о том, что казахстанцы скупают незаконно ввезенные авто из Абхазии. Дело в том, что Абхазия не признана и не является государством, с которым у Казахстана имеются дипломатические и экономические отношения – однако наши посредники умудряются без какой-либо таможенной очистки завозить по 30-40 автомобилей на одно физлицо. По сути это обман добросовестных покупателей – которым продавцы внушают прозрачность и законность сделки, а также подстрекают к массовым выступлениям за уменьшение таможенных и регистрационных платежей. Такую ситуацию мы наблюдали в начале 2020 года, когда произошли выступления владельцев армянских авто, основная масса которых были перекупщиками, которыми успели воспользоваться ради политических целей.

Регистрация «серых» автомобилей в Казахстане трудновыполнима без помощи заинтересованных лиц. В таких схемах вероятна связь полицейских, таможенников, страховщиков и налоговиков. Такую версию озвучивали на заседании Мажилиса в январе. Оно и понятно, ведь по некоторым сведениям, страховые компании в погоне за прибылью, сливают базы данных владельцев, с целью не уменьшать тот оборот, который они имеют. Только по некоторым статистическим данным – объем ввоза авто без казахстанского учета составляет более 200 000 единиц – с учетом средней цены страховки в 10 000 тенге, объем дохода страховщиков достигает более 2 млрд тенге. Ведь с отменой доверенности и наличия правоустанавливающих документов, ездить можно лишь по страховке. По одной из версий, автомобили также перегоняют на подставных лиц. Их данные находят по базам страховых компаний и оформляют ввоз десятков автомобилей. По некоторым сведениям уже возбуждено более 400 уголовных дел по данному факту, где через страховые компании пользуются базой ввоза лица, организующие перегон авто. Все это говорит об отсутствии контроля за ввозом авто из сопредельных государств на границе Казахстана, либо существуют коррупционные схемы, которые пользуются несовершенством законодательства РК.

К слову в начале июня стало известно о задержании бывшего полковника полиции и экс-начальника следственного управления Актюбинского ДП Евгения Годлевского. Его подозревают в получении взятки в крупном размере. Как раз таки дело было связано с угнанным в России авто. По официальной версии следствия дело в том, что полицейские задержали авто, перегоняемое из России в Казахстан с перебитым VIN-кодом. За ее возврат от нынешнего владельца Годлевский получил взятку.

В 2020 году российское издание «Фонтанка» писала об интересном случае «самоугона». Владелец Toyota Camry приобрел дорогой страховой полис и заявил об угоне в полицию, когда сам автомобиль уже был на территории Казахстана. Мужчина планировал получить большие страховые выплаты и доход от продажи авто. Здесь кстати имеются факты работы целых криминальных группировок, которые поставляют авто в Казахстан и Кыргызстан.

В таких и других подобных случаях угона автомобили продают на стихийных рынках, и покупатели не защищены гарантиями отсутствия криминального прошлого. Даже поставленное на учет в авто российского происхождения не дает точной гарантии, что машина «чистая».

По мнению экспертного сообщества, выход из ситуации может заключаться в общей базе данных и строгом надзоре со стороны правоохранительных органов. Однако в этом случае казахстанцы рискуют потерять свои автомобили.

По мнению автоблогера Виктора Марсакова, злоумышленникам «сыграла на руку» отмена сверки номеров двигателя и узлов. Для законопослушных водителей отмена этих процедур стала удобством, однако в таком случае могут всплыть проблемы с доказательством законной покупки.

«Из-за этого мы, возможно, в будущем столкнёмся с большой проблемой. Скажем так, криминальный элемент этим воспользовался. Если мы вернемся к старым нормам, то вскроется очень много проблем для водителей», - сказал он.

Автоблогер также пояснил, что самой распространенной схемой регистрации угнанного автомобиля в Казахстане является «перебивка» номеров. «С этим не сильно заморачиваются. Меняют кузов, могут поменять двигатель. У криминала есть свой ряд фокусов. Сейчас это практически не выявляется, потому что нет сверки», - сказал он.

В феврале российский автоэксперт Алексей Курчанов заявил о том, что угнанные из России в Казахстан автомобили вернуть практически невозможно. Ведь даже поставленное на учет в авто российского происхождения не дает точной гарантии, что машина «чистая».

С учетом вышесказанного, становится интересной позиция правоохранительных органов и органов прокуратуры, которые призваны осуществлять надзор за данной ситуацией. Пока казахстанцы не увидели ни одного уголовного дела, связанного с данными схемами и преступлениями.  Вышеизложенного должно стать предметом пристального разбирательства Генеральной прокуратуры РК, чтобы защитить интересы добросовестных покупателей авто, втянутых в явно криминальные и мошеннические схемы.

Аскар Ескараев

31783

Материалы по теме:

v-vko-remont-zdaniya-socialnogo-upravleniya-sdelali-za-schet-detskogo-centra

okazat-edinovremennuyu-pomosh-kinoteatram-v-razmere-2-1-mlrd-tenge-predlagayut-v-rk

barys-ukrepil-vratarskuyu-liniyu

soobshenie-ob-otsutstvii-hleba-v-magazinah-almaty-poyavilos-v-seti

igita-v-litve-hochu-dojti-kak-minimum-do-chetvertfinala

загрузка

×