На сегодняшний день в городе Алматы функционирует более 20 автобусных парков, автобусы которых перевозят пассажиров по 150 маршрутам общественного транспорта. Ежедневно на улицы крупнейшего мегаполиса страны выходит около 2000 автобусов, большая часть из которых использует дизельное топливо в качестве горючего.
Экологические проблемы, с которыми вынужден жить Алматы, заставляет руководство города искать выходы из сложившейся ситуации, и одной из мер по уменьшению выбросов в атмосферу должно стать обновление парка маршрутных пассажирских автобусов.
Буквально накануне одиним из крупнейших пассажирских перевозчиков города, коммунальным предприятием "Алматыэлектротранс" получена очередная партия из 105 автобусов, топливом для которых служит сжиженный природный газ на основе метана.
Эта модель автобуса соответствует строгим нормам экологического класса Евро-5, а по нескольким показателям достигает и более жестких требований класса Евро-6. По оценкам специалистов, переход с дизельного топлива на природный газ позволит значительно, в несколько раз, снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Алматы.
Салоны трехдверных автобусов рассчитаны на вместимость до 100 человек и имеют 32 посадочных места, часть из которых предназначена для маломобильных граждан и пассажиров с детьми.
Каждый из автобусов в обязательном порядке оборудован пандусом, что делает городской транспорт доступным для людей в инвалидном кресле. Для этого у двери расположена специальная кнопка, которая оповещает водителя о пассажире на инвалидной коляске. Раскладной пандус позволяет таким пассажирам попасть в салон автобуса с комфортным углом въезда.
Пробег автобуса на одной заправке с большим запасом покрывает суточный пробег по городским маршрутам. Кроме того, природный газ в разы дешевле традиционного дизельного топлива, что снижает издержки эксплуатанта, а значит, и нагрузку на бюджет, из которого компенсируется разница стоимости проезда в общественном транспорте с реальными затратами перевозчиков на социально значимых маршрутах. По планам прежнего руководства города весной 2022 года тарифы в алматинском городском общественном транспорте должны были быть пересмотрены в сторону увеличения стоимости проезда. Пока стоимость проезда в Алматы осталась прежней – 80 тенге при оплате картой "Онай" и 150 тенге при оплате наличными. А информации о том, когда же поменяется тариф, пока нет.
При заказе новой партии транспортных средств перевозчики учли замечания пассажиров, полученные за год эксплуатации первой партии автобусов. Для удобства горожан новые автобусы оснащены USB-розетками для зарядки гаджетов, мощным кондиционером и большими открывающимися окнами. На монитор, расположенный рядом с водителем, выводится изображение с нескольких камер, установленных в салоне автобуса, что позволяет не только контролировать обстановку в салоне, но и повышает безопасность пассажиров. На мониторе бортового компьютера водитель видит информацию о количестве пассажиров, вошедших в салон, и количестве оплат, проведенных через терминалы, установленные в салоне.
А за физическим состоянием водителя за рулем автобуса следит специально установленная система, которая контролирует направление взгляда человека, фиксирует возможное использование водителем мобильного телефона, следит за частотой морганий, выдавая предупредительный сигнал в случае отклонения показаний.
Проверку состояния здоровья водителей автобусов перед сменой и после трудового дня проводят медицинские работники автобусного парка. В автопарке этого перевозчика для обязательных утренней и вечерней проверок физического состояния используются современные аппаратные комплексы, способные отследить различные данные, в том числе и алкогольное и наркотическое опьянение.
По данным на начало 2022 года, в Алматы на долю экологичного транспорта приходилось менее 30% общего парка городских автобусов и троллейбусов. Появление новых 105 машин и поставка в ближайшее время еще 45 автобусов, а также и приобретение 250 новых автобусов на природном газе одним из частных перевозчиков позволит довести этот показатель до 50%.
Появление комфортабельных автобусов на городских маршрутах не осталось без внимания пассажиров. По данным перевозчика, с наступлением жары на нескольких маршрутах люди отдают предпочтение комфорту новых машин вместо поездки на троллейбусах, которые не оборудованы кондиционерами.
Максим Морозов