/img/tv1.svg
RU KZ
Старые авто пока остаются у казахстанцев

Старые авто пока остаются у казахстанцев

Пункты приема для утилизации старых автомобилей откроются только в следующем году.

19:42 26 Сентябрь 2016 4549

Старые авто пока остаются у казахстанцев

Автор:

Правительству пришлось отложить планы по запуску программы автоутилизации - не готовы заводы, которые будут перерабатывать старые автомобили. Как сообщил abctv.kz вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау, сданные авто могут быть просто-напросто разворованы, прежде чем попадут на заводы по утилизации.

Он отметил, что с таким раскладом дел согласны все заинтересованные стороны: и автопроизводители, и оператор по расширенным обязательствам производителей/импортеров (РОП).

«На сегодняшний день (строительство – прим. ред.) шредерных заводов еще не до конца отработано, поэтому решили так: начнется это (сбор автомобилей – прим. ред.) где-то за 3-4 месяца до того, когда заработает конкретный завод по утилизации. (…) Тот, кто принял эти машины на накопление, он их не сторожил, завтра они будут "избавлены" от цветного металла, еще каких-то ценных частей. Нет, машина должна приниматься и сразу идти в утиль. Поэтому пока решили все-таки отложить», – пояснил вице-министр.

При этом господин Рау затруднился назвать точные сроки, когда можно будет говорить о приеме автомобилей. Точно лишь, что это случится не в 2016 году, возможно, в середине следующего года. Пока же ведомство ведет переговоры с предприятиями, которые могут заняться утилизацией. По его словам, нет особой трудности в том, чтобы поставить шредерный завод на уже готовую территорию с инфраструктурой, например, добавляет он, как у «Казвторчермет».

«Это вопрос, я думаю, максимум 5 месяцев. Он крупноблочный, там не надо ничего - ни здание строить, ничего, поставили оборудование и все. Когда мы такое увидим, тогда мы от обратного посчитаем и скажем: хорошо, ты строишь, мы в это время объявляем программу утилизации и принимаем первые 10 тыс. машин. Ты построил, к этому времени, допустим, 5 тыс. машин уже накоплено, они все идут на утилизацию», – дает раскладку Альберт Рау.

На начальной стадии такие заводы предполагается построить в таких регионах, как Центральный Казахстан (Астана или Караганда), Алматы и в Южном Казахстане. По количеству автомобилей вице-министр называет приемлемой цифру в 10 тыс. единиц. Что касается суммы сертификата, как отметил господин Рау, по предварительным расчетам, "чтобы человеку было выгоднее сдать на утилизацию, а не на разборку в гаражах, примерно 315 тысяч тенге".

Напомним, с 28 января текущего года в Казахстане импортеры и производители автомобилей, автошин и аккумуляторов (всего 38 товарных позиций) уплачивают утилизационный сбор. Правда, денег от оператора РОП за уже утилизированные машины предприятия-переработчики пока еще не получают.

К примеру, базовая ставка утильсбора на произведенные или импортируемые легковые автомобили составляет 50 МРП (106050 тенге), а коэффициент к базовой ставке колеблется в зависимости от рабочего объема двигателя от 3 до 23.

Чтобы стимулировать казахстанцев сдавать старые авто на утилизацию, Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) предложила выдавать сертификаты в обмен на машины. Предполагается, что документ можно будет использовать в качестве первоначального взноса за новый автомобиль отечественной сборки. Стоимость сертификата оценивают в 300 тыс. тенге. Допускается объединение двух сертификатов для покупки нового авто.

Автомобили можно будет сдавать не только в специальные пункты приема, но и в дилерские центры. Иными словами, казахстанец может прийти в автоцентр, выбрать себе новый транспорт, тут же сдать старую машину или две, получить сертификат и оплатить им первоначальный взнос. Все вопросы по транспортировке и сдаче автомобиля на перерабатывающий завод в этом случае берет на себя дилерский центр.

Гульназ Муканова, Ирина Севостьянова

Оператор РОП и Минэнерго подвели итоги утилизации

Общий размер выплаченной денежной компенсации населению составил 5,98 миллиарда тенге.

04 Январь 2018 15:49 9007

Министерство энергетики РК и оператор РОП подвели итоги реализации программы по стимулированию сдачи старых транспортных средств. Общее количество принятых на утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств на 30 декабря 2017 года составило 47111 единиц, сообщает пресс-служба ТОО «Оператор РОП».

В рамках программы по выкупу старых автомобилей (предусматривающей денежную компенсацию в размере 150 тысяч тенге за автомобиль полной комплектации и 48 тысяч тенге за недокомплект) за период с 21 ноября 2016  года по 30 декабря 2017 года пунктами сбора оператора РОП было принято 39872 ВЭТС. Общий размер выплаченной денежной компенсации населению составил 5,98 миллиарда тенге.

По программе утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) за период с 26 июня по 30 декабря 2017 года оператором РОП было выдано 7239 скидочных сертификатов. Из них 5213 сертификатов уже использованы владельцами для покупки 2851 автомобиля отечественного производства. Путем суммирования двух сертификатов (315000 тенге + 315000 тенге = 630000 тенге, 315000 + 450000 = 765000 тенге) было приобретено 2362 автомобиля.

После запуска 26 июня 2017 года второго этапа программы для утилизации, кроме легковых автомобилей, стали принимать пассажирский и грузовой транспорт. Кроме того, в 2017 году оператором РОП совместно с акиматами ряда регионов был запущен второй этап проекта – мобильный пункт сбора. Передвижной пункт по приему старых автомобилей побывал в Карагандинской, Павлодарской, Костанайской, Акмолинской и Алматинской областях.

Наибольшее количество транспортных средств было сдано в Шымкенте – 1216 единиц. В Костанае за прошлый год в утилизацию сдали 971 автомобиль, в Алматы – 867. Чаще всего в утилизацию сдавали автомобили «ВАЗ», «ГАЗ», «Москвич» и Mazda 626. Самым старым авто, сданным в утиль, стал «Москвич», 1942 года выпуска, в городе Семее. Три самых новых экземпляра автомобилей, сданных в утилизацию, были 2015 года выпуска. В общем средний возраст принятых на утилизацию авто 25-30 лет.

Принятые в утилизацию транспортные средства доставляются на завод по утилизации старых автомобилей. Строительство первого в Казахстане завода по утилизации ВЭТС началось в феврале 2017 года и вводилось в эксплуатацию в два этапа.

В рамках первого этапа была начата эксплуатация шредерной установки для переработки ВЭТС, 6 декабря 2017 года были запущены индукционные печи для плавки измельченного металла с получением разных металлов, а также производство синтеза газа и аналога печного топлива. Производственный процесс завода включает полный цикл утилизации ВЭТС, начиная от приемки/доставки ВЭТС на завод до получения вторичного сырья от утилизации ВЭТС в виде сплавов черных и цветных металлов, синтез газа и аналога «печного топлива».   

По данным комитета по статистике МНЭ РК, по состоянию на 1 ноября 2017 года в стране количество зарегистрированных легковых автомобилей составило 3 млн 915,9 тыс. единиц. В общем числе зарегистрированных легковых автомобилей преобладает транспорт с годом выпуска, превышающим 20 лет (35,9%).

Артур Мискарян

848 автомобилей ушло в утиль в Павлодарской области

В переработку поступили автомобили 1948 и 2007 года.

25 Апрель 2017 16:44 5936

«В прошлом году в качестве возмещения мы получали 30 тенге за килограмм переработанных колес автомобилей. Сегодня лоты, предлагаемые оператором РОП, дают 4 тенге за килограмм. Условия невыгодные, но мы будем участвовать в этом, иначе вообще ничего не получим», - сообщила abctv.kz представитель павлодарской компании ТОО «Inter Rubber Recycling» Мария Давыдова. 

«Как пояснили в РОПе, 30 тенге поделили между переработчиками и теми, кто будет доставлять резину, то есть нам – 4 тенге, а за транспортировку – 26 тенге. Так что мы, скорее всего, будем заниматься и доставкой колес на предприятия. Такой вариант мы предусматривали, так как выхода другого нет», - уточняет представитель компании.

По ее словам, по итогам прошлого года павлодарская компания переработала 68 тонн резины при мощности предприятия 2 тыс. тонн. С начала года предприятие простаивает из-за отсутствия сырья. Запускать оборудование из-за нескольких килограммов, по мнению спикера, нецелесообразно. При этом сданные в утиль старые машины идут под пресс вместе с колесами.

К слову, павлодарцы, вложив в проект порядка 500 тыс. долларов, открыли завод по переработке авторезины производительностью 500-600 килограммов старой резины в час, или 2 тыс. тонн в год.

Автохлам
С ноября прошлого года в Павлодарской области в рамках программы по утилизации старых машин было сдано 848 единиц автотранспорта. «Жителям области выплачено более 127 млн тенге из республиканского бюджета. В день принимаем порядка семи машин. Самая старая машина, переданная на утилизацию, это «Москвич» 1948 года выпуска, самая «молодая» датируется 2007 годом», - сообщил региональный менеджер ТОО «Оператор РОП» Алпысбай Мусалин.

Как отмечает региональный менеджер, активность населения достаточно высокая. По данным представителя республиканского РОП Жомарта Рахымжана: «С момента запуска программы в 17 регионах Казахстана было принято 13 535 автомобилей, объем выплаченной компенсации составил более 2 млрд тенге. Среди них только 17 автомобилей были оценены в 48 тыс. тенге, остальные же прошли по первой категории, то есть за 150 тыс. тенге. Министерство энергетики РК планирует продлить программу по выкупу старых авто до конца 2017 года и повысить квоту до 40 тыс. автомобилей». По данным Комитета по статистике министерства национальной экономики Казахстана, на 1 сентября 2016 года в стране количество легковых автомобилей превысило 6,2 млн, причем в эту цифру входят и 2,3 млн машин, снятых с учета.

С марта по городам ездит специальный передвижной пресс для утилизации автомобилей. Он приезжает по мере накопления в пункте приема транспортных средств, превращая списанные машины в брикеты. Планируется, что спрессованный автохлам будут отправлять в Караганду на переработку. В начале года планировали, что старт переработке дадут в мае. Однако срок перенесли на июнь. К слову, региональный менеджер сообщил, что на будущем заводе полученный автохлам будет подлежать доразбору.

Да будет свет!
Кроме того, наконец, в Казахстане вводится механизм компенсирования сбора и переработки некоторых видов твердых бытовых отходов. Экибастузскому предпринимателю Владимиру Колесникову потребовался не один год, чтобы его идея утилизации ртутьсодержащих ламп освещения получила государственную поддержку. Год назад ему пришлось отказаться от контейнеров для сбора у населения ртутьсодержащих ламп в Павлодаре и Экибастузе из-за отсутствия бюджетного финансирования. Теперь же работа ТОО «ЭлектроТрансРеелто» может стать востребованной. 

«РОП закупает контейнеры, передает их недропользователю, те – жилищно-коммунальному хозяйству, и уже последнее будет отдавать их на дальнейшее обслуживание и утилизацию отходов. В мае планируем ставить эти контейнеры. Сегодня мы работаем с Костанайской и Уральской областями. Никто финансировать этот проект не хотел, так что РОП подоспел вовремя. Если с лампами все понятно, то с батарейками вопрос мы буквально на днях поднимали, о необходимости поставить добавочно установку по утилизации батареек. Сейчас мы ищем такую возможность, ведем переговоры с учеными, что они нам могут предложить. В Казахстане на сегодня этот вид переработки отсутствует, как и цифра, сколько их накопилось. Что касается ламп, то в этом году в Павлодарской области планируем утилизировать 40 тыс. штук, год назад их было 20 тыс. Но реально должно дойти до 400 тыс. штук – такое количество закупают только госучреждения. Если взять население и другие предприятия, то по области эта цифра должна составлять до 1 млн штук в год. Наша установка рассчитана именно на такой объем утилизации в год. Сегодня с учетом других областей мы перерабатываем всего 400 тыс. штук», - рассказал abctv.kz директор предприятия.

Из 200 контейнеров, которые планируется закупить для области, 160 будет установлено в Павлодаре, остальные – в Аксу и Экибастузе. Причем, если потребуется, их количество может быть увеличено.  

«Не простой вопрос сохранности контейнеров от вандалов, постараемся размещать там, где есть камеры наблюдения. Я понимаю, что вандализм первое время будет присутствовать. В Уральске у нас стоят контейнеры, мы их периодически поправляем. А вот в Кокшетау год стоят переполненные лампами контейнеры, и никто их не утилизирует. Мы будем выходить на природоохранную прокуратуру, чтобы навели порядок. Там их купили, поставили, и они просто стоят, никакого договора на утилизацию никто не заключал», - говорит Владимир Колесников.

По информации исполняющего обязанности заместителя управления недропользования Даулета Есмаганбетова, в области накоплено 6,5 млн тонн твердых бытовых отходов на 345 свалках, из которых 288 официально оформлены.

С 1 января 2016 года в Республике Казахстан, действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − (РОП).

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в Перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. С учетом предложений бизнес сообщества и в интересах населения (потребителей) предусмотрено поэтапное внедрение принципа РОП. 

Марина Попова, Павлодар