Институт общественных советов при местных исполнительных органах в Казахстане требует совершенствования. Сегодня данные организации не выполняют функций, возложенных на них законодательством. Об этом на заседании в сенате заявил вице-министр общественного развития Сергей Коновалов.
"Фактически это "советы седых голов", то есть там собираются бывшие госслужащие и дают рекомендации. Хотя общественные советы, исходя из логики институциональных реформ, должны быть проводниками политики. Они должны помогать госорганам. Но сегодня в них 2/3 приходится на гражданское общество, 1/3 – на госорганы. По рекомендации ОЭСР нужно довести состав советов таким образом, чтобы как минимум до 90 процентов представляло гражданское общество", – отметил Сергей Коновалов.
По его мнению, общественные советы воспринимаются сегодня больше с гуманитарной точки зрения, когда в реальности их следует рассматривать в экономической плоскости. Советы нужны для согласования интересов и более чёткого учёта потребностей граждан на местах.
В то же время требуется зафиксировать интервал численности советов на республиканском уровне и на местном. Количество общественных советов должно быть пропорциональным численности населения.
"Иначе нет отражения репрезентативности. Рабочие группы, которые формируют составы советов в проекте, возглавляются главами госорганов, а в соответствии с рекомендациями ОЭСР они должны возглавляться представителями гражданского общества", – подчеркнул вице-министр.
Кроме того, полагают в министерстве, в Законе "Об общественных советах" необходимо прописать механизмы ротации и довыборы, так как не все члены организаций добросовестно выполняют свои задачи.
"Получается дисбаланс – один-два члена работают и активно выступают в СМИ. Остальные отсиживаются. Такая профанация не нужна", – сказал замглавы Министерства общественного развития.
Плюс ко всему ведомство намерено ввести в маслихатах должностную единицу по работе с общественными советами. Одна единица в год будет обходиться бюджету в 5 млн тенге. Также предстоит разграничить функции общественных советов и маслихатов.
"Советы, по сути, во многом дублируют маслихаты. Хотя маслихаты являются реальной властью. Они принимают решения. Общественные советы – это консультативно-совещательные органы", – сказал вице-министр.
Отметим, сегодня в стране насчитывается 229 общественных советов. Основная часть из них, 196, действует на районном и городском уровнях. Всего в них вовлечено 3907 человек в возрастной группе от 35 до 59 лет.
Динара Куатова