Ставить национальные интересы выше международных рейтингов — Магбат Спанов

1083

Такой принцип работы правительства обеспечит экономический рост, считает экономист.

Ставить национальные интересы выше международных рейтингов — Магбат Спанов

Корреспондент inbusiness.kz встретился с известным казахстанским экономистом, профессором КазНУ Магбатом Спановым, и узнал его мнение о состоянии национальной экономики и о перспективах роста.

– Магбат Уарысбекович, здравствуйте! С каким настроением провожаете лето и встречаете новый деловой сезон? В августе нередко случаются "неприятные сюрпризы" в мировой политике и в экономике. У соседей сейчас чрезвычайно "жарко" на Западном фронте. Вы лично испытываете чувство тревожности или нет?

– Действительно, в августе 1991-го года начался распад Советского Союза. Для молодых поколений казахстанцев это о чем-то из прошлого века и как будто не про Казахстан. Но с этого начался этап нашего независимого развития. Последний глобальный экономический кризис, который, в принципе, продолжается сегодня, начался с ипотечного кризиса в США в августе 2007 года, потом было банкротство инвестиционного банка Lehman Brothers и много других драматических событий. В принципе, логично, что в августе выплывают "черные лебеди", потому что летом все хотят отдыхать, а не принимать решения и решать накопленные проблемы. Ну этот август, наверное, войдет в историю из-за военной операции украинских войск на территории Курской области России. Их влияние не только на мировую политику, но и экономику, думаю, еще только предстоит оценить. 

– А какие проблемы, как Вы выразились, "накопились" в казахстанской экономике? Какие вопросы нужно будет решать правительству, бизнесу?

– Если говорить о глобальных вопросах, то они, в общем, не меняются от времени года и остаются в экономической повестке постоянно. Перед правительством всегда стоят две главные цели – экономический рост и борьба с инфляцией. Причем нужно решать совершенно противоположные задачи для обеспечения роста экономики и доходов населения, которые требует президент, и одновременно не допускать резкого роста цен на товары и услуги, чтобы защищать социально уязвимые слои населения. Эти противоречия постоянно преследуют правительство, поэтому в разные годы мы получали либо экономический рост, либо высокую инфляцию. Но такая попытка усидеть на двух стульях показывает себя неэффективно в долгосрочной перспективе. Правительство постоянно меняет фокус и направление работы в зависимости от политической или экономической конъюнктуры. Либо тратит деньги на различные программы поддержки бизнеса и стимулирования роста, либо начинает вводить ограничения для бизнеса и пытается в ручном режиме регулировать цены совершенно не  рыночными способами. Причем и то и другое делает неэффективно с точки зрения экономической целесообразности.

Конечно, всегда есть объективные причины, которыми можно объяснить невыполнение тех или иных показателей, просчеты в достижении поставленных целей. План по росту ВВП до 7%, который озвучили в начале года, пришлось существенно снизить, потому что ситуация в экономике серьезно поменялась. Весной были паводки по всей стране, из-за которых правительство экстренно перераспределяло бюджетные деньги и сокращало расходы, замораживало финансирование по уже утвержденным программам. Таким образом, пострадали не только регионы, где прошли паводки, но и целые отрасли и предприниматели в регионах, до которых не дошли обещанные деньги. Я живу в Алматы и знаю, что фермеры Алматинской области остались без государственных субсидий. Сейчас пора сбора урожая, и это тяжелая нагрузка для тех, кто взял сельхозтехнику в лизинг. Чтобы хоть отчасти возместить возросшие затраты, им придется повышать цены на продукцию. Это добавит вес в показатель инфляции. По цепочке встанет вопрос роста доходов и благосостояния населения, борьбы с бедностью.

Рост цен – нормальное экономическое явление. Он неразрывно связан с ростом экономики, который идет за счет создания новых производств, рабочих мест и производительности труда. Когда так происходит, все довольны. Бизнес растет и больше зарабатывает, растут зарплаты и доходы населения. Государство собирает больше налогов и тратит на развитие инфраструктуры, решает социальные вопросы, и, таким образом, идет в целом улучшение качества жизни. Это в развитых странах с развитой экономикой, частной инициативой, конкуренцией и подотчетностью правительства.        

У нас по-другому. Рост экономики зависит не от роста производства готовой продукции, а за счет высоких цен на нефть и другое сырье. Их продажа дает более 70% поступлений в бюджет. Таким образом, экономика нормально не развивается. В бюджете на 2024 год цена нефти заложена на уровне 80 долларов за баррель, а средний курс тенге – 480 за доллар. Я считаю, что он занижен, потому что он не подкреплен производством товаров, то есть сильной экономикой. Нацбанк и правительство пытаются сдерживать рост инфляции через обменный курс тенге, потому что рост цен в условиях не растущих у большинства населения доходов усиливает социальное напряжение. По сути, социально-экономические причины, которые привели к Кантару в 2022 году, они не исчезли, но и не изменились принципиально. Проблема сокращения разрыва в доходах богатых и бедных не нашла своего решения, а также многое другое. Мы слышим очередные поручения президента увеличить доходы населения, повысить благосостояние, изменить экономику, но не видим положительного результата действий правительства и администрации в этом направлении. 

– Может, у правительства денег не хватает обеспечить экономический рост? В этом году сложился рекордный дефицит бюджета – почти 50% по итогам шести месяцев. Как Вы думаете, налоговая реформа сейчас оправдана или это скорее попытка правительства залезть в карман к бизнесу и населению, чтобы свою неэффективную работу по наполнению бюджета компенсировать?

– Недобор по налогам и правда большой, на уровне 20%. Но говорить, что у правительства нет денег, нельзя. Дефицит традиционно закрывают трансферами из Нацфонда. Была продажа акций "Казатомпрома", за которые правительство получило полтриллиона тенге также из Нацфонда. Еще почти 2 триллиона тенге правительство заняло на рынке в счет будущих доходов. Этот долг нужно будет возвращать с процентами. Государственные займы, как и инфляция, – это обычная практика, но когда экономика не растет высокими темпами, то идет "проедание" резервов, которые мы накопили в "жирные годы". Мы наблюдаем это уже давно, особенно эти процессы усилились в последние пять лет. Проблема нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств остается нерешенной. И снова повторюсь, экономический рост на бумаге дают высокие цены на нефть и другое сырье, но экономическая политика государства и миллиардные расходы не создают новые устойчивые рабочие места, производства и добавленную стоимость, то есть готовую продукцию. То есть действующая система управления экономикой, которая сложилась ранее, на современном этапе показывает неэффективность, но другой у нового президента не появилось. 

Для сравнения очень показательный пример приведу того, как в короткое время в экономике появилась целая отрасль без участия правительства и государственных инвестиций. Я про сектор услуги доставки еды и появление огромной когорты курьеров. В пандемию крупные частные игроки "включились" и предложили потребителям новую востребованную и удобную услугу. За короткое время рынок доставки вырос стремительно. При этом выиграли все – потребители получили новый, удобный, качественный сервис, десятки тысяч людей получили стабильную работу, малый и средний бизнес, который работает в общепите, смог увеличить продажи, а компании, которые работают на рынке доставки еды и курьерских услуг, смогли расширить бизнес, который приносит хороший доход. Государство тоже выиграло. Не вложив ни одного тенге в эту отрасль, оно получило не только отрасль с миллионными оборотами, но, главное, это новый источник поступления налогов со всех, кто занят в этом бизнесе. Вот это пример экономической эффективности частной инициативы, которому могут позавидовать министерство национальной экономики или государственные институты развития. Поэтому новые поправки в Налоговый кодекс совершенно обосновано вызывают критику и неприятие у бизнеса и предпринимателей, которые аккуратно платят налоги.

– Вы сказали о неэффективности старой системы управления экономикой. Действующее правительство, которое сформировано в феврале, может изменить стиль работы, подходы в управлении? Как Вам кажется, оно способно построить новую эффективную модель управления?

– К сожалению, нынешнее руководство страны в экономике совершенно некомпетентно. Большинство членов кабинета министров никогда не работали в реальной экономике, в конкурентной среде. Цель большинства чиновников независимо от ранга – сделать на госслужбе карьеру, использовать свое положение в личных целях. Хотя в мировой истории много примеров людей, которые посвятили себя служению государству и нации. Они привели свои страны и народы к процветанию и остались в истории. Например, одна из таких ярких политиков – Маргарет Тэтчер, которая в период тяжелого кризиса в экономике Великобритании взяла на себя ответственность за судьбу страны, провела непопулярные в обществе реформы, но добилась экономического роста и процветания страны. В 90-е годы прошлого века в Казахстане в управлении были такие государственники, которые провели необходимые сложные экономические реформы, не всегда идеальные, но они вывели страну из кризиса. Я не буду называть фамилии, этих людей знают и помнят. По моему мнению, сейчас в госаппарате чиновников больше волнуют личные интересы и международные рейтинги, как показатели их работы, а не национальные интересы и процветание государства и жизнь простого народа. Но все когда-нибудь меняется, только с каждым разом цена за все изменения становится все выше и реализуется для населения все больнее и острее.

Читайте по теме:

Бюджетный кризис в Казахстане: кто виноват и что делать?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться