"Делайте серьезную ставку на Алматы, и успех Алматы станет вашим успехом" – так, подражая известнейшему миллиардеру Уоррену Баффетту, аким Алматы попытался сформулировать в одном предложении большую инвестиционную идею.
Зацепил пример Сан-Франциско
Бакытжан Сагинтаев свою речь начал эмоционально, задав тон не только выступлению, но и, по всей видимости, своей планируемой политике, которая называется "Стратегия развития Алматы до 2050 года".
"Главная цель – войти в топ-100 лучших городов мира по качеству жизни и бизнес-возможностей", – сказал аким. Чтобы войти в сотню лучших, по мнению акима, городская экономика должна развиваться темпами не менее 5% в год.
Алматинцы, как считает аким, могут жить не хуже, чем жители Сан-Франциско (входит в 10 лучших городов мира), по крайней мере, для этого есть некоторые предпосылки: объем экономики города – 12,1 трлн тенге, или более 35 млрд долларов. Это пятая часть ВВП и четверть налогов страны.
Хаб на Новом шелковом пути
На форуме аким рассказал, какие отрасли должны развиваться прежде всего.
"Финансы и страхование, информационно-коммуникационные технологии, логистика и дистрибуция", – отметил Сагинтаев. То есть то, что может помочь городу стать транспортно-логистическим и туристским хабом на Новом шелковом пути.
Привлекательным для инвестиций является строительный комплекс Алматы, считает аким. Сферы жилой недвижимости, медицинской и образовательной инфраструктуры, дорожного строительства и коммунального хозяйства, объекты досуга и развлечений. Везде здесь большой потенциал и спрос.
Объем ввода жилья ежегодно растет и составляет более 2 млн кв. м, и акимат будет стимулировать инвестиции в жилую сферу, предлагая льготную ставку по ипотеке и подводя инженерную инфраструктуру. В ближайшие пять лет городу потребуется не менее 19 новых школ и 16 пристроек, 400 детских садов и 30 медицинских учреждений.
При этом Алматы планируется развивать как "умный" город, применять лучшие мировые смарт-практики в планировании и застройке. Серьезная ставка делается на цифровизацию и новые индустрии городской экономики.
45% креативного сектора страны
Одним из наиболее интересных тезисов речи Сагинтаева стали его слова о том, что Алматы – самый креативный город Центральной Азии.
"45% креативного сектора страны сосредоточено именно в нашем городе", – заявил глава города.
Стратегия города, по словам акима, состоит в том, чтобы развивать Алматы как культурный креативный город – центр инноваций и новых индустрий "экономики знаний", притягивающий к себе инвестиции и таланты со всего мира.
"Хочу особо сказать про креативную экономику. Это наиболее перспективная отрасль для инвестиций", – сказал Сагинтаев.
Восемь креативных индустрий
В городе планируется начать проект строительства Парка креативных индустрий. Парк будет развивать новейшие разработки в таких отраслях, как материаловедение, сохранение и транспортировка энергии и физики высоких энергий, опто- и микроэлектроника, биотехнологии, медицина, наука о земле и др.
Глава города определил восемь основных креативных индустрий; кино, музыка, литература, театр, дизайн, мода, медиа и индустрия развлечений. На каждой из них аким остановился достаточно подробно:
- Для развития кино при акимате города будет создан специальный орган – Almaty Film Commission. Эта структура по принципу одного окна будет содействовать иностранным и отечественным кинокомпаниям в организации съемок.
- Для поддержки алматинских музыкантов будут созданы специальные платформы, с объединением представителей индустрии, государства, бизнеса и образования. Создаваемый продукт будет монетизироваться через современные цифровые инструменты – iTunes, yandex, spotify и другие.
- Эта индустрия, по мнению акима, в большей степени, чем остальные нуждается в государственной поддержке. Поэтому будут созданы все необходимые условия для писателей и читателей. В Алматы будут отремонтированы все существующие библиотеки, дополнительно будут построены новые. В библиотеках также будут обучать молодых писателей методам успешной продажи и продвижения посредством цифровых инструментов – iTunes, yandex, bookmate, amazon.
- В Алматы будут проводиться масштабные театральные фестивали мирового уровня с привлечением звезд театра, оперы и балета.
- "Будет создан единый архитектурный и дизайнерский код, который мы заложим в строительство будущих объектов в Алматы. Современный дизайн должен гармонично сочетаться с историческими зданиями нашего города. И каждый новый объект должен делать наш город уникальным, узнаваемым и притягательным", – сказал аким.
- Модные показы в Алматы должны стать не только традиционными светскими мероприятиями, но и площадками обсуждений проблем индустрии моды и поиска их решений.
- Такие платформы, как YouTube, Instagram, Twitter, дали возможность при минимальных вложениях создавать востребованный контент и зарабатывать хорошие деньги. По мнению акима, алматинцам надо и дальше работать на этих платформах, заявляя о себе, прославляя город и заключая сделки на миллионы.
- Алматы будет развивать событийный туризм. Проводить концерты, шоу, фестивали, представления, которые будут притягивать туристов как внутри страны, так и гостей из-за рубежа. "Солнечный пояс" Алматы дает возможность создавать большие парки аттракционов, которых нет в радиусе тысяч километров и которые станут точкой притяжения не только для жителей регионов Казахстана, но и для зарубежных туристов.
Таковы главные точки роста мегаполиса, по словам акима Сагинтаева, и это должно дать ориентир для инвестиций в город.
Катерина Клеменкова