Долгое время индустрия красоты ассоциировалась преимущественно с женщинами, но в последние годы ситуация изменилась: все больше мужчин, особенно в таких крупных городах, как Алматы, начинают активно пользоваться услугами барбершопов. Сколько мужчины готовы тратить на свою красоту и действительно ли рынок барбершопов переживает подъем, корреспондент inbusiness.kz узнал у представителей бизнеса.
Согласно данным Ассоциации индустрии красоты РК, за последние два года спрос на услуги барбершопов не изменился. Средний чек вхождения в этот вид бизнеса варьируется с 10 тыс. долларов до 60 тыс. долларов в зависимости от уровня барбершопа (арендованное ли это помещение или собственное). Вложенные средства обычно окупаются в течение пяти лет. Как отметил президент Ассоциации индустрии красоты РК Махмуджан Турсун, в среднем мужчины готовы тратить на свою красоту 5 тыс. тенге.
“У нас небольшой кластер мужчин, кто тратит на косметические услуги и косметику. По моему мнению, барбершопы стали пользоваться такой популярностью из-за новизны, плюс — это как некоторая мужская территория. Развитие рынка барбершопов зависит от многих факторов, тут все индивидуально”, – сказал Махмуджан Турсун.
Сложный бизнес
Мы поговорили с бизнесом в этой сфере, чтобы узнать, что происходит на рынке барбершопов в Алматы. Бизнес стилиста по мужским стрижкам Алмаса Чагаева проработал чуть больше двух лет, после его пришлось закрыть из-за переезда. По мнению стилиста, сейчас спрос на барбершопы уже не растет, несмотря на то, что салоны продолжают открываться.
“Барбершопы открываются, но спроса такого уже нет, потому что все предлагают одни и те же услуги. Нет ничего нового, многие из них не хотят развиваться. Обычно их открывают люди, которые далеки от этого бизнеса. Они думают, что это легко, но на самом деле это сложный бизнес, особенно что касается сотрудников и командного духа. Мало открыть красивое место с хорошим ремонтом и дорогим оборудованием”, – сказал Алмас Чагаев.
На то, сколько мужчины готовы тратить на свою красоту, влияют разные факторы. По словам собеседника, есть клиенты, которые готовы заплатить барберу 100 долларов за стабильность и качество. Любители акций, по мнению стилиста, самые неуважаемые клиенты. Но в среднем мужчины готовы платить 5 тыс. тенге за услуги барбершопа.
“Есть люди с хорошим достатком, но они не готовы платить даже эти деньги. Они не считают, что стрижка может столько стоить, и стригутся где-нибудь за 2-3 тыс. тенге. Люди разные, это отношение человека к самому себе. Я встречал тех, кто копит на свою стрижку. Чтобы сейчас подстричься в Алматы у хорошего мастера, нужно как минимум 10 тыс. тенге. Есть те, кто откладывает деньги на свою стрижку”, – считает собеседник.
Вложения в этот вид бизнеса зависят от того, чего хочет предприниматель. Это могут быть как 3 млн тенге, так и 30 млн тенге. Чтобы бизнес был прибыльным, в первую очередь Алмас Чагаев рекомендует собрать хорошую команду мастеров, а затем уже выбрать локацию. Мастер – ключевая составляющая успеха.
“Этот бизнес специфичен. В первую очередь нужно выстроить команду. Если нет команды, то не будет и бизнеса, а создать ее не так просто. Приведу пример. Каждый мастер считает себя лучшим. У него есть коллеги, которые работают рядом с ним, и у них между собой негласное соревнование. Как объединить лучших мастеров с большим эго и сколотить из них команду? Тут нужна какая-то общая цель и мотивация. Салоны, как барбершопы, могут открываться хоть каждый день, но специалистов хороших мало. Остаются ребята, которые ищут теплое место и бегают с одного барбершопа в другой. Если человек не знает этой кухни, то ему лучше не соваться в это дело или искать партнера на хороших, равных условиях”, – считает стилист.
По словам Алмаса Чагаева, рынок барбершопов в Алматы сейчас в тупике, так как он пришел к зрелому состоянию. Дальше может сложиться так, что на нем останутся лишь крупные игроки. Просто так вкладывать деньги, чтобы открыть очередной барбершоп, уже никто не будет.
“В нашем бизнесе работают только тандемы. Когда я открывал барбершоп, то на все смотрел взглядом мастера. Я не думал как бизнесмен, не понимал ничего в цифрах и из-за этого набил много шишек. Если я только мастер, то мне нужен бизнес-партнер. В одиночку эти два человека вряд ли смогут построить правильный бизнес. Либо это будет франшиза, но она не дает увидеть всех подводных течений. В основном у нас продаются российские франшизы, и они все закрылись, потому что не знают внутренних нюансов нашего бизнеса. Поэтому лучше работать вдвоем на понятных друг другу условиях. Сейчас я вновь вернулся в Казахстан и буду снова открывать бизнес, уже с иным подходом”, – поделился Алмас Чагаев.
Территория мужчин
Два брата, Хикмат и Иззат Матякубовы с самого детства были вовлечены в сферу красоты, наблюдая за тем, как работает парикмахером их дядя. Повзрослев, они и сами, мастерами много лет проработав в этой сфере, решили открыть в Алматы в 2018 году свой барбершоп, назвав его Two Brothers. Как подметил Хикмат Матякубов, четыре года назад, когда они с братом подавали заявку в 2Gis, в Алматы было около 90 действующих барбершопов, а сейчас их количество приблизилось к 300.
“Плюс за последний пять лет я замечаю, что раньше было мало косметики для мужчин, а сегодня появилось много именно мужской линии, много ухода за лицом именно для мужчин”, – дополнил Иззат Матякубов.
По мнению Хикмата Матякубова, любовь мужчин к барбершопам обуславливается тем, что, помимо того, что их хорошо подстригут и побреют, это место, где можно просто приятно провести время и отдохнуть от повседневной суеты. От классических салонов такие проекты отличаются тем, что предоставляют узконаправленные услуги только для мужчин.
“Мужчины начали ухаживать за собой, делать чистку лица, тонировать волосы, тогда как раньше такого не было. И они готовы потратить на это от 6 тыс. до 16 тыс. тенге в зависимости от услуги и категории мастеров”, – отметил Иззат Матякубов.
Как отмечает Хикмат Матякубов, средний чек вхождения в этот вид бизнеса – 5-7 млн тенге. При ремонте и покупке помещения сумма увеличивается в несколько раз. В случае их с братом бизнеса они помещение купили, а вышли в ноль примерно через четыре года работы. В целом предприниматель считает, что люди охотнее развивают собственные сети, чем просто остаются работать мастерами в салонах.