/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
100 дней Абата Шыныбекова

100 дней Абата Шыныбекова

Аким Уральска рассказал, над чем работает в режиме реального времени.

11:13 27 Ноябрь 2019 2752

100 дней Абата Шыныбекова

Автор:

Виктория Вольская

Абат Шыныбеков – управленец не новый. Его путь госслужащего начался почти случайно, в итоге он прошел ступени от ведущего специалиста до первого лица административного центра Западно-Казахстанской области. На днях исполнилось 100 дней, как он был назначен акимом города. В чем чиновник видит свое предназначение и для чего работает, глава полиса рассказал inbusiness.kz в эксклюзивном интервью.

Трехмерный взгляд

– Абат Абаевич, в Уральске Вы работали в разных качествах – как рядовой госслужащий, руководитель отдела, секретарь маслихата, заместитель председателя областного филиала партии Nur Otan. Поменялся ли взгляд на город в качестве его главы?

– Раньше смотрел на Уральск больше как житель этого города. Сейчас – в трехмерном видении: как руководитель, исполнитель и как оценщик. Считаю, что в первую очередь, надо работать по благоустройству – жителям должно быть комфортно везде. Прежде всего над состоянием дорог и пешеходных дорожек, тротуаров. Любому жителю хочется быстрее доехать по хорошей незагруженной дороге, а пешеходы в XXI веке не должны перепрыгивать через лужи и грязь.

Если отойти от центральных дорог на квартал в сторону, складывается совсем другая картина – дороги оставляют желать лучшего. Таких убитых дорог нет даже в районах, но там грунтовые дороги грейдируют, а в городе они не грунтовые, поэтому по ним грейдером не пройдешься, но и асфальта на них уже нет. Недовольство по поводу этих неудобств уральцы адресуют местной власти – и они правы. Здесь нужен какой-то комплексный подход к ремонту дорог, в том числе с привлечением общества, для определения первостепенной важности. На сегодня в городе 613 км дорог, из которых 68% в хорошем и удовлетворительном состоянии, а 32% – в неудовлетворительном. За последние три года отремонтировано дорог на 135 улицах.

Второй акцент – на озеленении. Проводим инвентаризацию – нужна вырубка старых деревьев, на главном проспекте не осталось ясеня, дуба и тополя, превалирует кустарник, карагач. И сейчас стоит задача не просто высадить деревья, но и ухаживать за ними.

Третий аспект – жилье и освещение. Город растет, территория увеличивается. Уральск вместе с пригородными округами – 731 кв. км. В нем живут свыше 313 тысяч человек. У нас много частных малоэтажных домов, которыми заняты земли. Город растет, нужна жилая площадь, и к новым землям не успеваем подводить коммуникации. К слову, для решения жилищного вопроса запланировано строительство нового микрорайона Акжайык, который рассчитан на 80 тысяч населения.

Четвертый важный жизненный вопрос – коммунальные сети. Последний ураган в августе показал, что и линии электропередач в аварийном состоянии, изношены примерно на 70-75%. Идет замена канализации, самого проблемного участка, из-за аварий на котором почти весь город несколько раз оставался без воды. Это 15 км КНС-19А (канализационные станции) и в продолжение ее КНС-17. Износ тепловых сетей составляет 52,4%, электрических – 72,6%, водопроводных – 60,5%, канализационных – 62%.

– Ремонт идет непросто?

– Проект ремонта КНС 19А рассчитан на 3,2 млрд тенге, и, к сожалению, в этом году из-за юридических процедур конкурс не состоялся. Но мы вынуждены были объявить режим ЧС из-за того, что за последние три месяца произошло 16 аварий на КНС-19. Определили самый проблемный участок, на котором произошло 12 из 16 аварий и из резерва акимата города заменили на протяжении 2,6 км. Один участок относительно подготовили к зиме, но это не говорит о том, что аварий не будет. Меняем также по Саратовской трассе коллектор, идущий к новым застройкам пос. Зачаганск. В этом году начали – проложили 1,7 км, на следующий год должны завершить.

– Люди терпеливо относятся к трудностям или много высказывают?

– Люди много высказывают, спрос жителей растет с каждым днем. У нас есть понимание проблем, необходимые алгоритмы действий и механизмы – госпрограммы, в том числе и государственно-частное партнерство. Сейчас, кстати, предприниматели хорошо освоились в дошкольном образовании, в городе немало частных детских садов, следующий этап – строительство частных школ, на первых порах – начальные классы. Есть предприниматели, которые готовы вложиться в эту сферу, идет отработка вопросов выделения земли, разрабатываются бизнес-проекты.

Земли выделяем через аукцион, бизнесмены могут кооперироваться через социально-предпринимательскую корпорацию «Орал», которая тоже предоставляет земли в аренду.

Зачем аким катался на автобусе?

– В Уральске заработали первые выделенные полосы для общественного транспорта. Мнения уральцев по этому поводу неоднозначны: одни приветствуют, другие возмущаются.

– У любого начинания будет два мнения. Когда ко мне обратились активные общественники с предложением ввести выделенные полосы для общественного транспорта, предложили просто посмотреть, что творится на дорогах. Мы проехали с активистами по нескольким автобусным маршрутам, стояли рядом с водителями, слушали их комментарии. Везде – и на широких, и на узких улицах – на дорогах рядами припаркованы автомобили, сужая фактически четырехполосные дороги до двухполосных. При этом они еще и мешают обзору водителей автобусов. Зимой снегоуборочные машины не могут очистить улицы из-за припаркованных авто.

Мы хотим добиться, чтобы водители соблюдали элементарные ПДД. Где есть только две полосы на дорогах, выделенной полосы для общественного транспорта не будет, но все бордюры покрасят в желтый цвет, запрещающий парковку. На более широких дорогах будет выделенная полоса, по которой поедут не только автобусы, но и машины скорой помощи, ДЧС, других служб и официально зарегистрированные такси.

– А куда ставить машины, которые паркуют на дорогах сейчас?

– На соседние улицы, на которых сделаем парковки, это один из вопросов благоустройства. На данный момент старые правила благоустройства утратили силу, новые примем до конца года. После принятия новых правил благоустройства будем ликвидировать стихийные рынки.

– Говорят, у уральских домов будет свой код?

– Сейчас в Уральске идет разработка дизайн-кодов домов. Они необходимы в том числе для сохранения уникальных домов – памятников истории и архитектуры XIX века. У построек новых микрорайонов также будет свой дизайн-код.

– Уральск находится в окружении российских городов, наш город будет с ними дружить?

– Однозначно. Недавно создан Деловой клуб с Саратовской областью, в прошлом году состоялся визит официальной делегации в Самару. На днях была в Уральске делегация из Костромы с культурной программой. В скором времени близ Уральска начнут строительство индустриальной зоны, надеемся, это привлечет новых инвесторов из других стран, а также будем налаживать тесные контакты с городами-побратимами России, Турции, Болгарии.

– Вы демократ или консервативный руководитель?

– До принятия решения выслушиваю всех, но принимаю его сам. Считаю себя демократичным руководителем, но есть и консервативные моменты. Иногда нужны авторитарные решения. В советское время не работал, но в госслужбе уже давно. Работу начинал как инженер-механик, на госслужбу вышел на замену ведущим специалистом отдела. Потом стал главным специалистом, начальником отдела, главным инспектором, замакима района и так далее. Мне не было скучно – в госслужбе есть элемент творчества, но не всегда новшества проходят легко.

Я работаю в команде, всю работу делает команда в широком смысле слова – это не только госслужащие, это предприниматели, общественники, сами жители. Но во главе кто-то должен стоять, поддерживать инициативы. Громко сказано, но действительно считаю, что делаю дело, необходимое для жителей села, города.

– А в чем недостача?

– Из промахов – личная жизнь, у меня тоже растут дети, им нужен отец. Стараюсь принимать участие в их жизни, но вижу откровенно мало, почти все время уходит на работу. Мои родители – учителя, отец 25 лет возглавлял Каратобинский отдел образования. Я должен соответствовать их воспитанию, поддерживать династию, историю своей семьи, чтобы имя мое и работа не запятнали имя отца. Ради этого пришлось работать в полную силу.

– Спасибо за интервью!

P.S. Когда материал готовился к публикации, в городе произошло резонансное ДТП на неосвещенном пешеходном переходе. Водитель на скорости сбил девочку, в темное время переходившую улицу с бабушкой. По стечению обстоятельств именно на этом переходе уже планировали установить освещение, трагедия ускорила это процесс.

Аким Уральска Абат Шыныбеков получил выговор от акима ЗКО Гали Искалиева. Три руководителя отделов акимата после происшествия подали заявления об увольнении. В первую очередь руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции Миржан Нуртазиев, отвечающий за освещение. Ранее он заявил журналистам, что в городе слабое освещение из-за отсутствия средств в бюджете.

Виктория Вольская

Мой массовый и нудный спорт

«Дворовая физкультура» в Казахстане не будет развиваться ввиду отсутствия системы управления спортобъектами.

25 Февраль 2020 14:46 2065

Мой массовый и нудный спорт

Фото: Олег И. Гусев

24 февраля в ходе правительственного часа в мажилисе обсуждались перспективы развития массового спорта в стране. Депутаты неплохо подготовились и достаточно активно высказывались по этому вопросу.

По словам Гульшары Абдыкаликовой, в Казахстане сфера физкультуры и спорта финансируется по остаточному принципу и занимает лишь 1,4% от ВВП. Затем она добавила, что сейчас в стране не хватает 600 тысяч квадратных метров спортивных площадок:

«Только треть населения Казахстана занимается спортом, тогда как в европейских странах, Канаде, Австралии и Японии этот показатель достиг 60%. В Алматинской, Костанайской областях были закрыты детско-юношеские клубы. В Алматы их вовсе нет. 27% школ не имеют спортзалов, где детям заниматься спортом. К сожалению, нам не удалось возвести здоровый образ жизни в число приоритетных направлений», – резюмировала депутат.

Гульмира Исимбаева посчитала, что количество спортплощадок в стране в два раза ниже необходимого уровня:

«В соответствии с государственными нормативами в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, утвержденными приказом министерства экономики РК от 2014 года, в стране должно быть 80 квадратных метров спортивных площадок на каждую тысячу человек. Но на сегодняшний день в стране на тысячу человек приходится 47 квадратных метров спортплощадок».

Но товарищи депутаты не увидели главного.

Давайте рассмотрим развитие массового спорта и использование спортивной инфраструктуры в реале на примере города первого президента.

История началась в начале 2017 года, когда житель Темиртау Валерий Кравченко обратился к акиму Галыму Ашимову с необычным предложением.

«В районе домов 59 и 61 по проспекту Республики находятся останки футбольной площадки – остовы от ограждения с разодранной сеткой, искусственного покрытия там уже нет, а сама клетка заросла травой по пояс. Отдайте эту площадку (по сути, только рамы ограждения) нам во двор, и мы сами ее восстановим».

Аким дал разрешение, и площадку (за собственные средства Валерия и методом народной стройки) демонтировали, перевезли во двор на пр. Металлургов, 3/1, подлатали, и теперь летом там гоняют мяч дети. Желательно, конечно, настелить нормальное покрытие, а не бегать по отсеву, но на это денег нет.

У Валерия Кравченко, к слову, трое сыновей. Старший сын, Владислав, стал футболистом и играет за алматинский «Кайрат». Средний, Егор, – хоккеист команды «Юность» (2008 г. р.). В Караганде родители не платят за тренировки детей, как в Алматы. Самый маленький, Александр, еще ходит в детский сад и пока еще не определился с выбором спортивной секции.

Тем же летом наш герой, приехав в гости к товарищу на 4 «А» квартал, обратил внимание на погибающий хоккейный корт, на котором уже отрывали искусственное покрытие, сняли несколько секций верхнего ограждения из рабицы и утащили калитку с воротами. На площадке были завалены, но еще «на соплях» держались борта.

Через месяц корт своим разграбленным видом уже вызывал жалость.

Новый поход к акиму, обращение к депутатам, вплоть до Мухтара Тиникеева, и долгожданное разрешение на передислокацию получено. Демонтаж производили уже в ноябре, поэтому установкой корта во дворе на Металлургов, 3/1, тем же методом народной стройки занялись следующим летом.

Он получился без искусственного покрытия и меньше проектного, поскольку «траву» и несколько секций просто растащили еще на прежнем месте. Но зато на площадке есть освещение и даже играет музыка!

«На этом корте мы провели уже второй турнир среди дворовых команд на открытом льду: первый – в феврале 2019 года, а второй буквально несколько дней назад», – рассказывает общественник.

Кроме Валерия Кравченко, в Темиртау есть еще два «сумасшедших», которые самостоятельно заливают лед и собирают на игры команды: Александр Реймер (Старый город) и Евгений Пестов (8-й микрорайон).

В нынешнем году на турнир памяти детского тренера Александра Потайчука, кроме трех темиртауских детских дружин, приехала еще и команда «Юность» из Караганды, где играют дети 2008 года рождения.

«Нужны были призы, медали, грамоты, подарки, автобус для юных гостей из области, придумать горячий чай и какое-то питание для пацанов. Носились по городу как угорелые. Помог аким, помогли предприниматели. Когда все закончилось, мы реально перекрестились», – улыбается Валерий.

Второй ежегодный детский турнир по дворовому хоккею на открытом льду памяти детского тренера Александра Анатольевича Потайчука, февраль 2020 года

К чему было такое длинное предисловие? Развитие массового спорта невозможно без свободного доступа к спортивной инфраструктуре.

Хоккейных кортов и хоккейных площадок в свое время в Темиртау установили множество: с 2007 по 2017 год их поставили числом 23. И это еще не считая наличия советских железных коробок, чудом сохранившихся практически в каждом микрорайоне.

Новые корты бодро устанавливали, красиво за них отчитывались, но на баланс ОЖКХ, ОКМС или КСК их не поставили. А поскольку хозяина у этих спортобъектов не было и следить за их состоянием было некому, то начался безнаказанный разгул вандализма.

Был даже интересный случай, дошедший до Верховного суда (!), когда местные жители порезали и сожгли покрытие на корте, а предпринимателя, поскольку он давал трехлетнюю гарантию, суд заставил за свои деньги восстановить искусственную траву.

«Площадки надо брать на городской баланс и выделять деньги на их полноценное содержание. Нужны тренеры, нужна еженедельная заливка льда в зимнее время. А где брать воду, если в подвале каждого дома стоит общедомовой прибор учета? Мы после каждого снегопада по несколько часов машем лопатой на площадке, очищая лед от снега. Кто будет этим заниматься на коммунальном корте – дворник? Смешно сказать, чуть ли не в каждой школе есть корт, но они простаивают, а заливаются и очищаются в городе всего только три. И то только тремя сумасшедшими», – разводит руками Валерий Кравченко.

Следует отметить одну очень интересную деталь: поскольку об этом «народном корте», куда приезжают покататься со всего города, постоянно пишут в соцсетях, то на протяжении нескольких месяцев темиртаусцы привозили на него б/у коньки, защиту, клюшки, свитера, гетры и многое другое из хоккейной амуниции, что тут же раздавалось детворе. По меньшей мере 45 детей свои первые коньки или клюшки бесплатно получили именно здесь.

И, возвращаясь к правительственному часу в мажилисе, приведем мнение депутата Нуржана Альтаева, который правильно предложил изменить приоритеты в развитии массового и профессионального спорта:

«Зачем тратить десятки миллионов долларов, приглашая иностранных спортсменов? Давайте направим эти деньги на строительство спортивных площадок, футбольных полей во дворах наших домов, куда наши дети практически перестали выходить».

Предложение замечательное. Однако на практике мы видим, что даже при наличии спортивной инфраструктуры во дворах у нас в стране нет системы управления ею.

Александр Реймер с командой «Старый город»

Как нет у нас и такого количества сумасшедших энтузиастов, которые будут тратить свое время, деньги и нервы на содержание площадок и организацию занятий с детьми.

И, по всей видимости, лучше старой советской системы детских дворовых клубов с закрепленными к ним своими спортплощадками и тренерами придумать пока нечего.

Олег И. Гусев

Мост через Бухтарму восточноказахстанцы увидят в 2023 году

Стоимость проекта может вновь подвергнуться корректировке.

05 Февраль 2020 10:57 1152

Мост через Бухтарму восточноказахстанцы увидят в 2023 году

Фото: Жанар Асылханова

Об этом в ходе пресс-конференции сообщил руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржан Жумадилов. По данным на сегодняшний день, строительство важного объекта обойдется бюджету в 30,2 млрд тенге. Предполагается, что 90% этих средств выделят из республиканской, 10% – из областной казны. На сегодня из областного бюджета на начало реализации проекта выделено 500 млн тенге. На эти средства проведут работы по обустройству строительного участка, мобилизация техники и другие подготовительные работы.

«В этом году по поручению президента страны планируется начать строительство мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в Курчумском районе. До этого была разработана проектно-сметная документация, она остается в силе. Кроме того, подана бюджетная заявка в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, комитет автомобильных дорог о выделении средств в этом году в размере 5 млрд тенге. Вопрос о финансировании, по заверению комитета автодорог, будет рассмотрен на уточнение республиканского бюджета в марте. В данный момент конкурсная документация подготовлена, сейчас управление госзакупок и коммунальной собственности области готовится к проведению госзакупок на определение подрядчика», – рассказал Нуржан Жумадилов.

Конкурс объявят до 10 февраля. Кто будет подрядчиком, станет известно в конце апреля. Как начнется строительство, говорит руководитель управления, проектно-сметная документация будет корректироваться.

«Пока срок ПСД действует, начнем. Мост будет расположен на самом узком месте Бухтарминского водохранилища, в районе села Куйган. Работы начнутся с правого берега. Подъездные пути в сторону Куйгана по правому берегу, это 2,5 км, заложены в проект. Также требуется строительство дороги от Казнаковской переправы в сторону Куйгана порядка 15-16 км, это как по проекту будет. На сегодня отдельно проводится и близится к завершению конкурс на технико-экономическое обоснование строительства дороги. Будет построена подъездная дорога и с левого берега», – продолжил глава ведомства.

На сегодня в месяц через Казнаковскую переправу паромом перевозится около 10 тысяч авто. Это притом что работает только один паром, другой вышел из строя. По словам специалистов и местных жителей, после ввода в эксплуатацию моста интенсивность движения повыситься, так как автомобильный поток пойдет со стороны Зайсанского, Курчумского, Катон-Карагайского районов.

«Когда рассматривался вопрос строительства моста по государственно-частному партнерству, рассматривался вопрос платности проезда через мостовой переход. Так как теперь объект будет возводиться за счет государства, пока вопрос платности не рассматривается, но определенная плата, я думаю, будет. Мост будет большой, и его нужно содержать. Я думаю, символическая плата будет, значительно меньшая сумма, чем оплата за проезд на пароме», – отметил руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржан Жумадилов.

Вопрос строительства мостовой переправы через Бухтарминское водохранилище активно обсуждается на протяжении нескольких лет. В 2017 году inbusiness.kz писал о том, что отсутствие значительно осложняет жизнь курчумских жителей. Из-за труднодоступности за последние годы население района сократилось вдвое, нет рынка сбыта, туризм не развивается, предприятия консервируются. Единственное, что связывает с «цивилизацией», – это паром, который в последнее время тоже создает немало проблем. Власти региона все это время искали источники финансирования проекта строительства двухполосного моста длиной в 1300 метров и шириной 13 метров. Первоначальная стоимость проекта была 11,4 млрд тенге, потом эта сумма поднялась до 35 млрд тенге. Однако желающие взяться за строительство моста зарубежные инвесторы так же быстро исчезали, как и появлялись. Между тем, срок действия проектно-сметной документации на объект истекал.
«Инвесторы хотят быстро вернуть свои деньги. А по условиям акима области возврат средств должен осуществиться в срок не менее 10 лет. Если 30 млрд, то в год областной бюджет 3 млрд тенге потянет. А если большая сумма будет, то будет сложно ее выплачивать. Вот поэтому инвесторы говорят, что придут, но не приходят», – пояснил Нуржан Жумадилов.

Напомним, 19 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимату ВКО совместно рассмотреть вопрос выделения средств на строительство моста на Бухтарминском водохранилище. Он отметил, что жители Курчумского района ВКО передвигаются посредством старого парома, которому уже более 50 лет. Глава государства указал на то, что данный вопрос важен для района с населением более 20 тыс. человек.

Жанар Асылханова, ВКО

Новости

Сегодня
09:00

Погода в Казахстане: на большей части территории - без осадков

Вчера
21:49

Алексей Цой: показатель заболеваемости КВИ и пневмонией в разы меньше, чем потребляемое количество препаратов

Вчера
21:47

В Казахстане на бесплатные ПЦР-тесты выделили 14 млрд тенге – глава Минздрава

Вчера
21:11

В Казахстане не зафиксировано повторных заражений COVID-19 – Минздрав

Вчера
21:00

Число летальных случаев от COVID-19 в Казахстане увеличилось до 232 человек

Вчера
20:41

Правительство Казахстана обещает в ближайшее время устранить дефицит жаропонижающих и антивирусных препаратов в аптеках

Вчера
20:33

В Жамбылской области вводятся строгие ограничительные меры

Вчера
19:30

Главы государств и правительств поздравляют первого президента Казахстана с юбилеем

Вчера
18:57

Акимат Нур-Султана будет реагировать на необоснованное повышение цен в аптеках через службу iKomek

Все новости