Многочисленные жалобы со стороны столичных предпринимателей по поводу незаконного сноса вывесок и отсутствия их замены в установленные сроки в соответствии новым правилам привели к ажиотажу. Столичный филиал НПП "Атамекен" указал на ряд нарушений Предпринимательского кодекса в бизнес-среде во вторник, 15 августа, передает корреспондент inbusiness.kz.
Похоже, что ответственные лица со стороны местных исполнительных органов, допустивших неправомерные действия в отношении предпринимателей, будут привлечены к ответственности за незаконный демонтаж вывесок. По крайней мере, такая рекомендация прозвучала из уст представителей прокуратуры и Ирака Елекеева, модератора заседания по вопросу законности требований местных исполнительных органов о замене вывесок объектов предпринимательства, и председателя ОС при МВД РК на площадке Палаты предпринимателей "Атамекен" г. Астаны.
Фото: НПП "Атамекен"
А руководствовались исполнительные органы поручением президента о приведении в соответствие уличной рекламы с дизайн-кодом столицы. Однако утвержденный дизайн-код маслихатом города еще в 2019 году сегодня вызывает массу вопросов на законность и обоснованность. И после очередного нагоняя главы государства в апреле работа по реализации дизайн-кода вновь возобновлена. Причем так стремительно, что аккурат в июне была создана целая новая структура КГУ "Астана-Жарнама", объект деятельности которой – реализация единого архитектурного стиля Астаны.
Совместно с акиматами районов столицы данная структура начала наводить порядок в жилых комплексах и зданиях, снимая вывески с объектов предпринимательства. Один из главных доводов – "самовольное размещение вывесок и других рекламных элементов на фасаде зданий вне предусмотренных для этого местах – является неприемлемым".
Не согласовав свои действия ни с общественностью, ни с самими предпринимателями, представители госорганов без предупреждения, небрежно и, по мнению бизнеса, вандальским способом сдирали вывески с торговых точек, филиалов банков, фотосалонов и так далее. Всего в Астане таким образом было снято более 3 тыс. вывесок. Материальный вред бизнесу составил несколько миллиардов тенге. Со слов предпринимателей, стоимость лишь одной вывески составляет от 4 млн тенге и выше. Дело дошло до того, что вывеску снесли с известного уже в стране своим логотипом "БанкЦентрКредит", что, по мнению директора филиала г. Астаны Дины Сейтказиновой, может создать социальную напряженность в обществе, так как клиенты банка не могут найти их по указанному адресу без вывески.
Фото: НПП "Атамекен"
На сегодняшний день установлены лишь 50% новых вывесок, остальные бизнес-структуры, где они были демонтированы, работают без них.
В ходе заседания также выяснились интересные подробности активной инициативы госорганов. Пострадавшие предприниматели сообщили, что, помимо причиненного материального ущерба, МИО вдобавок выставили им счет за демонтаж. У половины из них значительно снизились доходы, предприниматели несут убытки – без вывески люди перестали посещать торговые точки, салоны, клиники и так далее.
Правомерны ли действия госорганов с юридической точки зрения, подробно разложила по полочкам Гульмира Шажанбаева, директор ТОО Pro-Invest.Online, ТОО "Центр современных бизнес-решений", заместитель председателя ОО "Союз женщин-предпринимателей"
"Соблюдение дизайн-кода носит рекомендательный характер. На сегодняшний день законодательных требований по соблюдению данного дизайн-кода не установлено. В связи с этим все последующие действия госорганов по демонтажу вывесок и приведению их в негодное состояние незаконно. Согласно Предпринимательскому кодексу, идет нарушение пункта о неприкосновенности собственности, нарушение норм Гражданского кодекса в причинении материального вреда юрлицу", – сообщила она.
Между тем в своих действиях госорганы ссылаются в основном на Закон "О рекламе", но вывески не относятся к объектам наружной рекламы. Вывески – это лишь наименования, утвержденные товарным знаком, и не являются наружной рекламой. Более того, как выяснилось, структура КГУ "Астана-Жарнама" вообще по закону не имела права на такие полномочия.
Фото: НПП "Атамекен"
"В соответствии со ст. 87 Предпринимательского кодекса утвержден определенный орган контроля и надзора – ГУ "Управление контроля и качества городской среды г. Астаны". Поэтому функции по демонтажу и выполнению данных рекомендаций, переданные КГУ "Астана-Жарнама", незаконны. Всего действиями исполнительных органов нарушен ряд статей Предпринимательского кодекса – порядка 11 статей", – подчеркнула Гульмира Шажанбаева.
Она привела в качестве примера вывеску салона штор под названием "Перделер салоны әлемі". Согласно документации, наименование утверждено управлением по языкам, управлением архитектуры в 2016 году – то есть соответствовало требованиям. На сегодняшний день данная вывеска демонтирована незаконно.
"Госорганы должны понести ответственность за демонтаж там, где вывески ранее были установлены с разрешением. Нам не надо брать пример с других городов – Вены или Барселоны, у них нет таких социальных проблем. Нам в первую очередь надо развивать бизнес. Обоснованно ли создана "Астана-Жарнама" – вопрос серьезный, кто давал полномочия? Завтра, боюсь сказать, кто-нибудь приватизирует эту структуру. Вы не должны нарушать права предпринимателей, а если нарушили – должны нести ответственность. Мы просим акимат рассмотреть вопрос о виновности ответственных за незаконный снос вывесок и в случае нахождения его обоснованным принять меры прокурорского реагирования, реакция должна быть со стороны антикоррупционной службы и комиссии по этике", – отметил Ирак Елекеев.
Присутствующие поддержали предложения.
Как оказалось, рекламный вопрос то и дело всплывает наружу еще с 2020 года. Как пояснил представитель антикора Айтуар Агибаев, до создания структуры "Астана-Жарнама" по жалобам предпринимателей этот вопрос их службой отрабатывался. Тогда местные власти заверяли, что будет соблюдаться определенный алгоритм по разъяснению, демонтажу этих вывесок, будут вручаться соответствующие уведомления бизнесу – все будет сделано в соответствии с действующим законодательством.
"На сегодня мы имеем практику рассмотрения нескольких обращений. Бизнесмены поднимают вопросы неспроста, потому что не осведомлены о дальнейшей политике проведения этой работы. Нет определенной дорожной карты, определенности у предпринимателей нет", – отметил Агибаев.
По словам Асылбека Сабыркулова, руководителя КГУ "Астана-Жарнама, дизайн-код был утвержден в декабре 2019 года и меры до сих пор не принимались из-за пандемии, поэтому эта работа была отложена.
Он утверждает, что в результате мониторинга рекламного поля г. Астаны стало известно, что 80% рекламы размещено без уведомления – идет умышленное уклонение от уплаты налогов. Примерно в каждом жилом комплексе размещена реклама алкогольной продукции, что является противозаконным. Например, все вывески ЖК "Коркем" были размещены на массивных металлоконструкциях, которые закрывали архитектурные элементы здания, а каждая третья вывеска практически свисала в нарушение норм техники безопасности.
Спикер согласился с тем, что разъяснить свои действия и подкорректировать решения госорганы обязаны. Но также призвал предпринимателей соблюдать Закон "О языках", объяснив это тем, что на одной вывеске буквы прописаны кириллицей, на другой – латинскими или наименование условно на английском, а рода деятельности на госязыке нет. Он также предупредил, что, прежде чем открывать свое дело, необходимо тщательно изучить дизайн-код, Закон "О рекламе" и отличия вывески от рекламы.
На что присутствующий местный производитель наружной рекламы (специалист в этом деле) сообщила, что даже ее вывеску сняли без какого-либо уведомления и сломали фасад. А представители бизнеса отметили, что вывеска, являясь товарным знаком, а не рекламой, не должна быть переведена.
Выходит, что неоднократная критика президента в адрес местных властей по внешнему виду Астаны привела к самовольным и скоропалительным действиям по беспорядочному снятию вывесок без вынесения данного вопроса на общественный совет.
"Поручение главы государства не означало действовать нашим властям моментально, с такими нарушениями. Вы же в первую очередь, представители народа, и ваша задача заключалась в том, чтобы быстро сформировать рабочие группы и провести общественные работы. Идея президента в том, чтобы город был привлекательный, красивый, эстетичный, чтобы вывески не раздражали людей. Качество рекламы и вывесок надо отслеживать. Плохие вывески – упущение самого акимата", – подчеркнул Ирак Елекеев.
К слову, сегодня в Европе идет движение за свободное пространство без рекламы, за переход на Digital-рекламу. Но, как отмечено членами совета, до европейского уровня отказа от уличной рекламы нам еще далековато, для этого в Казахстане должны быть соответствующие платформы и технологии.
Пока же участниками заседания рекомендовано принять регламент об утверждении и размещении вывесок, создать рабочую группу из числа квалифицированных специалистов и разработать единый и согласованный с общественностью дизайн-код столицы.
Читайте по теме:
1 млрд тенге выделят бизнесменам для открытия павильонов в Астане
Многофункциональный центр по обслуживанию бизнеса открылся в Астане
Заложники госзакупок: как бизнес Астаны борется с заказчиками за свои кровные