RU KZ
Стояние под Смоленском как возможность

Стояние под Смоленском как возможность

09:51 15 Июль 2016 2791

Стояние под Смоленском как возможность

Автор:

Жанболат Мамышев

Казахстанские предприятия получили возможность заместить украинскую продукцию на собственном рынке.

С начала июля железнодорожные вагоны и большегрузные машины с украинскими товарами, которые обычно идут транзитом через Россию в Казахстан, массово встали под российским Смоленском. Часть перевозчиков вернулась в пункт отправления, другие продолжают стоять в ожидании чуда. По информации генерального секретаря союз международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО) Теодора Каплана, на 14 июля под Смоленском стояло 30 фур с грузами для Казахстана. «Сейчас там стоит 30 машин, из них 20 машин, которые идут транзитом из Турции через Украину на Казахстан», - сказал он abctv.kz.

Ранее сообщалось, что под Смоленском стоит 80 железнодорожных вагонов и 20 большегрузных автомашин с товарами, предназначенными для Казахстана.

«10 казахстанских и остальные украинские машины», - уточнил abctv.kz министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.

Данная ситуация, после истории с взаимными санкциями стран Запада и России и взаимных претензий России и Турции не нова. Она рождает две возможности: казахстанские производители могут заместить долю украинских товаров на собственном рынке и казахстанские перевозчики могут возить грузы по Транскаспийскому маршруту.

В частности, господин Касымбек говорит, что данный кризис - это возможность для наших производителей. «Часть казахстанских производителей сегодня эта ситуация удовлетворяет, потому что они начали активно замещать на рынке Казахстана и даже где-то на рынке России эти товары, которые импортировались в Россию», - сказал министр abctv.kz.

По словам господина Каплана, в застрявших под Смоленском фурах, в основном, украинские продукты и турецкие стройматериалы. 

Одной из статей казахстанского импорта из Украины являются кондитерские изделия. Директор по продажам АО «Конфеты Караганды» Джамшед Кахоров сообщил abctv.kz, что на украинскую продукцию приходится порядка 15% казахстанского рынка, за которые и пойдет борьба. 

«Мы сейчас закрыты на модернизацию, но я уверен, что сейчас там перераспределение происходит. Значительная доля у «Рошен» и украинского подразделения «Конти» была – порядка 15%», - сказал он.

По его словам, украинская продукция была хорошо представлена на казахстанском рынке. Джамшед Кахоров отметил, что «Конфеты Караганды» с первого июля закрылись на модернизацию на ближайшие полтора года, а на складах осталось всего 40 тонн продукции.

На момент написания материала получить комментарии у АО «Баян Сулу» и АО «Рахат» не удалось.

В ТОО «Раимбек боттлерс» сообщили, что пока не заметили существенного роста продаж производимых ими соков и напитков. «Еще достаточный период времени не прошел и еще нельзя сказать, что глобально на рынке есть какие-то результаты. Скорее всего, у нас на территории есть достаточный сток украинских стоков, которые сейчас распродают. «Садочок» на полках еще стоит и линейка очень широкая», - сказали abctv.kz в компании.

По данным комитета государственных доходов министерства финансов РК, в январе-мае Украина поставила в Казахстан четыре тыс. тонн кондитерских изделий из сахара, включая белый шоколад, на 5,2 млн долларов. Для сравнения, всего без учета России и Беларуси Казахстан импортировал 5,4 тыс. тонн кондитерских изделий на 8,1 млн долларов. Также в январе-мае Украина поставила в Казахстан 2,3 тыс. тонн шоколада и прочих пищевых продуктов, содержащих какое, на 6,2 млн долларов. Для сравнения, всего, без учета России и Беларуси, Казахстан импортировал 3,9 тыс. тонн кондитерских изделий на 14,2 млн долларов.

Украина также является крупным поставщиком вод. Казахстан импортировал за пять месяцев два млн литров вод, включая минеральные и газированные, с добавлением сахара или ароматических веществ, на 833,7 тыс. долларов. Всего без учета России и Беларуси Казахстан импортировал четыре млн литров на 4,3 млн долларов.

Второй возможностью является возможность для дополнительной загрузки порта Актау и работы перевозчиков в рамках Транскаспийского маршрута. По словам господина Касымбека, стоимость перевозки украинских товаров из украинского порта Ильичевск в грузинский Поти/Батуми далее в азербайджанский Баку и потом паромом до казахстанского Актау выйдет дороже в среднем на две тысячи долларов и дольше по времени на 1-2 суток. При этом Женис Касымбек напомнил, что профильное министерство заранее предупреждало перевозчиков о надвигающихся рисках.

«Все были уведомлены. Вы знаете, что мы давали пресс-релиз. На сегодняшний день, к сожалению, есть машины, которые там стоят. Российская сторона говорит: если есть необходимость, то пусть правительство страны обратится. Однако мы до этого давали пресс-релизы, говорили, что указ президента России действует c первого июля. После этого надо смотреть альтернативные маршруты, которые мы им предоставили. Сейчас будем по каждому из этих перевозчиков разговаривать с российской стороной», - сказал он.

В связи с этим министр считает, что это самонадеянность или неправильное планирование работы самих перевозчиков. «Мы месяц назад предупредили. Сроки доставки два-три дня. То есть это вина самих логистиков. Возможно, они за пять дней до этого зашли (в Украину – прим. автора) и планировали выскочить, но мы об этом заявляли еще месяц назад», - отметил господин Касымбек.

С ним согласен и господин Каплан, который напоминает, что КазАТО и НПП также заранее предупреждали перевозчиков о рисках и необходимости переориентировать маршрут на Транскаспийский. Но для этого фуры должны вернуться в Украину и с новыми транспортными документами поехать через страны Закавказья. Пока не все водители фур соглашаются послушать голос разума, ожидая, что дорога через Россию каким-то чудным образом откроется. «Это возвращаться надо, оформлять дополнительно документы. А у них всех контракты. Я вообще не понимаю, как они туда попали. Мы даем указание, но они не выполняют наше указание», - посетовал Теодор Каплан. «Действие указа, который определил новый порядок ввоза товаров из Украины в Казахстан, заканчивалось 1 июля, и, понимая какие риски в себе несет неосведомленность бизнеса о возможных изменениях, Нацпалата уже с 20 июня начала разъяснительную работу. Была сделана информационная рассылка по СМИ и базе предпринимателей, работающих с украинскими контрагентами, которая имеется в НПП РК, направили официальные запросы в Правительство РК и ФТС России», - сообщила заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Дана Жунусова. По ее словам, новый указ фактически ввел запрет на ввоз всех товаров из Украины в Казахстан и Кыргызстан через территорию России. Разрешенными к ввозу через территорию России остались 1908 товарных позиций ТН ВЭД, ввозная таможенная пошлина которых в Едином таможенном тарифе установлена 0%. НПП «Атамекен» официально обратилась в адрес комитет госдоходов Минфина РК с просьбой оказать содействие в пропуске машин и вагонов, которые прибыли в Смоленск до вступления в силу нового указа. В рамках межведомственного взаимодействия Федеральная таможенная служба России сообщила казахстанским таможенным органам, что 25 машин, которые прибыли в Смоленск до 1 июля, уже оформлены и направляются в Казахстан. По вагонам информация уточняется.

По словам заместителя председателя правления Нацпалаты, все машины и вагоны, которые прибыли в Смоленск в ночь с 30 июня на 1 июля 2016 года и позже, проверяются на предмет ставок ввозных таможенных пошлин, и по итогам принимается решение.  В случае, если товары проходят по нулевым ставкам в ЕТТ ЕАЭС, то транспорт оформляется и пропускается в РК, если нет, то закрывается транзитная декларация, и весь транспорт, как авто, так и ж/д, разворачивается назад и отправляется в пункт отправления. По ее словам, правительство Республики Казахстан направило запрос в правительство России касательно рассмотрения возможности транзита по территории РФ ряда стратегически важных товаров. В данную категорию входят исключительно промышленные товары, от которых критически зависит технологический процесс отечественного производства. Здесь речь не идет о товарах продовольственного назначения, которые в большей степени находятся в санкционном списке. Особое внимание представитель НПП обратила на то, что указ РФ о запрете ввоза товаров, следующих с Украины, распространяется исключительно на территорию России, и не регламентирует перевозки грузов по территории Республики Беларусь. «То есть предприниматели должны понимать, что, въехав на таможенную территорию Союза через внешнюю границу Беларуси, существует риск возврата автотранспортных средств с территории РФ, где, собственно, и будет производиться идентификация товаров по ЕТТ ЕАЭС согласно новым требованиям. Поэтому просим бизнес перед планируемой перевозкой какого-либо товара с Украины в Казахстан удостовериться в том, что ставка ввозной таможенной пошлины на этот товар составляет 0%, согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС», - добавила Дана Жунусова.

По ее словам, НПП уже не раз поднимала вопрос об альтернативном маршруте доставки грузов из Украины в Казахстан через порты Черного и Каспийского морей. «Сегодня этот вопрос весьма актуален. Да, надо признаться честно, не все гладко на этом маршруте, но, тем не менее, перспективы и потенциал маршрута через порт Актау весьма высоки. В настоящее время уже порядка 70% грузов из Турции в Казахстан и Кыргызстан следуют по указанному маршруту. Сейчас мы предлагаем использовать его и для перевозок грузов из Украины», - сказала зампред правления НПП.

При этом Женис Касымбек уверен, что порт Актау готов к увеличению грузопотока.

«Количество машин, которые в прошлом году проходили через Актау, - порядка одной тысячи машин, сейчас в месяц проходит 900-1000 машин и у нас еще дополнительные возможности порта есть. Плюс мы в декабре завершаем строительство порта Курык. Там появляются дополнительные мощности. По вагонам тоже достаточно мощностей. Технически мы готовы и большие объемы принять», - сообщил министр.

Жанболат Мамышев