Баннер втб
RU KZ
Рекламный баннер Dell
Страховой рынок фиксирует снижение убыточности, но риски все равно растут

Страховой рынок фиксирует снижение убыточности, но риски все равно растут

20:01 06 Июнь 2016 3093

Страховой рынок фиксирует снижение убыточности, но риски все равно растут

Автор:

Татьяна Батищева

Средняя убыточность (доля выплат в страховых премиях) компаний по общему страхованию за первый квартал 2016 года снизилась до 27,8%, тогда как год назад этот показатель составлял – 28,1%, а в 2014 году – 29,5%.

С одной стороны снижение убыточности – это для страховщиков добрый знак. Но при детальном рассмотрении в разрезе страховой деятельности отдельных компаний становится понятно, что риски некоторых компаний, которые имеют значительную долю в портфеле по отдельным классам страхования, становятся для рынка критическими.

В I квартале 2016 года ровно половина компаний по общему страхованию имела убыточность на уровне выше среднего значения по рынку. Топ-5 компаний с максимальной за первый квартал 2016 года убыточностью выглядит следующим образом:

СК «Цесна-Гарант» – 67,5%

СК «Нурполис» – 50,6%

«КК ЗиМС "ИНТЕРТИЧ"» – 50,3%

СК «ТрансОйл» – 48,3%

СК «Amanat» – 48%

Данные страховые компании показывают устойчивый рост убыточности своего страхового портфеля уже третий год подряд при сопоставлении данных за I квартал. По мнению председателя правления АО «Фонд гарантирования страховых выплат» Диляры Каракуловой, такой тренд может быть обусловлен только наличием в портфеле компаний значительной доли высокоубыточных классов страхования, таких как, например, ОС ГПО ВТС (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств - прим. авт.).  «Мы, как Фонд гарантирования, ежеквартально мониторим финансовое состояние страхового рынка и страховых компаний – участников фонда гарантирования. Текущий уровень страховых выплат по ОС ГПО ВТС  в I квартале вырос на 37,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это, прежде всего, связано с удорожанием ремонта автотранспортных средств, поскольку все запасные части являются импортными. Поэтому компании, у которых доля ОС ГПО ВТС в страховом портфеле значительна, будут иметь высокие показатели убыточности и, соответственно, представлять повышенный риск для системы гарантирования», - отмечает г-жа Каракулова.

Подробный анализ страхового портфеля компаний показывает, что у трех компаний, которые имеют наибольшие значения убыточности в целом по портфелю (см. таблица 1) действительно страховой портфель слабо диверсифицирован:

 

Убыточность страховщика в целом по страховому портфелю

Доля ОС ГПО ВТС в портфеле страховщика

Доля страховщика в портфеле ОС ГПО ВТС по рынку в целом

 СК «Цесна-Гарант»

67,5%

63,9%

8,7%

СК "Нурполис"

50,6%

92%

6,8%

СК "ТрансОйл»

48,3%

89,9% 

1,9%.

Источник: НБ РК

 

 

 

СК «Amanat», страховой портфель которой неплохо диверсифицирован, все-таки  в целом имеет убыточность в размере 48%. Структура портфеля по классам страхования следующая: КАСКО составляет - 19,6%, добровольное страхование имущества - 20,2%, обязательное страхование ответственности автовладельцев - 20,5%. Из трех наиболее существенных по доле классов в портфеле этого страховщика около 40% составляю классы страхования, напрямую связанные с автотранспортными средствами, которые на сегодняшний день являются  наиболее убыточными.

АО «КК ЗиМС «ИНТЕРТИЧ», страховой портфель которой на 94,9% состоит из договоров добровольного медицинского страхования (ДМС), является крупнейшим игроком рынка ДМС, занимая почти 19,1%. В целом по портфелю убыточность этого страховщика составляет – 50,3%. Учитывая тенденцию удорожания медицинских услуг, риски этого страховщика также увеличиваются.

Приведенный пример свидетельствует о росте рисков отдельных игроков на страховом рынке, которые наращивают свое присутствие в высокоубыточных классах страхования. Такая тактика, на самом  деле, создает повышенный риск для всей страховой отрасли. Ведь прекращение деятельности крупного игрока в массовом классе страхования, особенно если этот класс гарантируется, ложится бременем выплат на всех участников рынка.

Основной причиной роста убыточности по массовым классам страхования можно смело назвать последствия прошедшей девальвации и волатильность курса иностранной валюты. Поставщики услуг и импортных товаров пытаются «предугадать» направление курса валюты и, как правило, делают это с хорошим запасом. По официальным данным инфляция в годовом выражении в апреле 2016 года сложилась на уровне 16,3%, но, учитывая динамику роста страховых выплат по «импортозависимым»  классам страхования, таким как ОС ГПО ВТС на уровне 37,6%, можно сказать, что реальная инфляция составила не менее 30%.

Важно и то, что с начала 2016 года обозначились компании, набирающие обороты по сбору премий по ОС ГПО ВТС. И, скорее всего, к концу года рынок обязательного моторного страхования получит новых лидеров по объему страхового портфеля и по доле обязательного моторного страхования по рынку в целом. Проблема в том, что  быстро нарастить клиентскую базу по ОС ГПО ВТС без стимулирования страховых агентов практически нереально. По неофициальным данным, размер агентского вознаграждения в Алматы и в Астане составляет 30% вместо официально установленых 10% для агентов-физических лиц и 15% для агентов-юридических лиц. И быстрый рост страхового портфеля по обязательному моторному страхованию «давит» на расходы компании.  

С учетом того, что средний уровень выплат по этому классу страхования ежегодно растет на 10% и достиг 42% в среднем по стране (в крупных городах выплаты доходят до 70%), риски сектора повышаются. Чтобы сохранять уровень рентабельности, страховым компаниям придется еще дальше сокращать расходы на администрирование класса ОС ГПО ВТС и, прежде всего, за счет снижения расходов по агентскому вознаграждению.

Татьяна Батищева