Стране в 2018 году были нужны геологи и агрономы

Аскар Муминов Аскар Муминов
9868

Около половины работодателей в Казахстане рассматривают повышение зарплат в 2019 году, но его съест инфляция.

Стране в 2018 году были нужны геологи и агрономы

В 2018 году на рынке труда Казахстана основные тенденции задавало Министерство труда и социальной защиты, которое ввело обязательные пенсионные выплаты для фрилансеров и пролоббировало единый платёж для самозанятых.

Однако эффект от этих мер, как и от повышения минимальной заработной платы, работники и работодатели ощутят уже в новом году, считают эксперты, а главным итогом уходящего они назвали общую стабилизацию ситуации на рынке и небольшой рост зарплат.  

Управляющий консультант Korn Ferry Hay Group Ирина Чернозубова в разговоре с abctv.kz отметила, что в 2018 году компании стали более тщательно отслеживать процесс пересмотра оплаты труда, а также всех расходов на персонал, как постоянный, так и временно нанимаемый.

Рынок ждёт результатов

Ещё одна тенденция касается инструментов мотивации персонала или программ премирования. Всё больше компаний стали задумываться о том, чтобы скалибровать свою систему мотивации под текущие реалии, а также постараться сделать баланс между финансовыми количественными и нефинансовыми качественными факторами в процессе определения уровня и размера выплат, подчеркнула она.

"Это говорит о том, что рынок стал осознанно фокусироваться на максимизации результата и более чётко выстраивать связь вознаграждения и бизнес-результатов, выраженных не только деньгами, но и в таких составляющих, как процент удержания клиентов, качество и восприятие продукции. В целом мы наблюдаем качественный переход на следующий уровень развития как самого рынка, так и инструментов его поддержки, которыми и является система мотивации персонала", – отметила г-жа Чернозубова.

По её словам, сейчас рынок придерживается очень консервативной позиции по повышению оплаты. В среднем только около половины работодателей подтвердили, что планируют увеличение в 2019 году. При этом сам размер увеличения также достаточно сдержанный и составляет около 9%, что при текущем уровне инфляции, по сути, будет скорее корректировкой оплаты, нежели её реальным увеличением, заметила эксперт.

При этом сами зарплатные ожидания сотрудников и кандидатов не стоят на месте, рынок становится значительно более вариативным, за одну и ту же должность в компаниях, занимающихся разными видами деятельности, может быть предложена существенно различная заработная плата, отметила эксперт.

"Это находит отражение в значительных колебаниях для определённых должностей, к которым можно отнести, в частности, IТ-специалистов, а также ряд узко заточенных специальностей, как, к примеру, инженеры на производстве или эксперты в области казначейских операций. Здесь колебания в оплате могут достигать ста процентов, в зависимости от того, в каком секторе экономики работает данный специалист", – отметила г-жа Чернозубова.

Она отметила, что, если судить по тому, что компании делают консервативные повышения и вместе с тем фокус идёт на повышение операционной эффективности, нельзя сказать, что рынок будет переполнен экспатами в 2019 году, скорее всего, динамика по привлечению иностранной силы сохранится на прежнем уровне, подчеркнула эксперт.

На селе хотят работать всё меньше

Старший аналитик департамента исследований "Халык-финанс" Асан Курманбеков считает, что в уходящем году глобальных изменений на рынке труда не произошло, более того, он находился в более благоприятной ситуации, чем в предыдущие годы. Численность занятого населения в III квартале 2018 года выросла на 1,8% и составила 8,7 млн, что является самым сильным ростом за последние годы.

При этом сфера торговли второй год подряд лидирует по количеству занятых, достигшему 1,4 млн с долей в 16%, второе место по количеству занятых принадлежит сельскому хозяйству с 1,3 млн с долей в 14%, третье место приходится на промышленность и образование, где занято по 1,1 млн.

Сельское хозяйство остаётся основным донором для других отраслей экономики, количество занятых за год с III квартала 2017 года сократилось на 116 тыс. В целом с 2010 года занятость на селе снизилась почти на 1 млн человек.

Помимо сельского хозяйства, количество занятых в строительстве упало на 32 тыс. из-за снижения строительных работ по завершении объектов Экспо-2017, на 8 тыс. сократилось число работников в добывающей отрасли за счёт спада нефтедобычи на старых месторождениях.

Рост занятости происходил в торговле, операциях с недвижимостью и других сферах услуг. В свою очередь, количество самозанятых сократилось на 60 тыс., до 2,1 млн человек и равно 24% от общего числа занятого населения.

Уровень безработицы снизился с 4,9% до 4,8%.

"В настоящее время предложение рабочей силы на рынке труда по демографическим причинам снижается в части молодого населения, что снижает давление на рынок, тогда как больше населения, ранее бывшего экономически неактивным, пополняет рынок труда. Это в основном молодое население, для которого недоступно среднее специальное и высшее образование, либо лица пенсионного возраста", – отметил г-н Курманбеков. 

Зарплаты растут неустойчиво

По данным "Халык-финанс", по итогам III квартала 2018 года зарплаты работников выросли номинально на 9,3% год к году, до 162 тыс. тенге. В реальном выражении рост на 3,1% год к году.

В январе-ноябре рост реальной зарплаты составил 2,2% год к году. По итогам года рост реальных зарплат может составить около 2%.

В промышленности, строительстве, торговле реальные зарплаты повысились за девять месяцев 2018 года на 5-6%, в госуправлении – на 4%, при этом в образовании – только на 1,7%, а в здравоохранении снижение на 2,8%.

Самый высокий рост наблюдался в административных офисных услугах и вспомогательном обслуживании – на 16%, в финансовой – на 10%.

В финансовой сфере занятость также выросла на 10%, что можно интерпретировать так, что за год вырос спрос на работников финансовой сферы, который стимулировал рост зарплат, несмотря на консолидацию в банковской и страховой сферах.

По словам аналитика, рост зарплат пока носит неустойчивый характер, реальные зарплаты продолжают падать в сельском хозяйстве – 3,8%, в телекоме – 1,6%, операциях с недвижимостью – 1,8%.

Общий рост зарплат пока отражает рост цен на нефть и другое сырьё в последние два года, реальных экономических изменений не наблюдается, что будет сдерживать рост в ближайшие годы, подчеркнул эксперт.

"В следующем году на рынке труда ожидается сохранение относительно позитивных тенденций. Сокращение числа самозанятых за счёт сельского населения и его переток в другие малорентабельные отрасли, в основном в сфере услуг. Активный рост жилищного и инфраструктурного строительства будет позитивно сказываться на спросе на работников в строительной отрасли, в сфере операций с недвижимостью", – отметил эксперт.

Повышение минимальной заработной платы запоздало

Г-н Курманбеков подчеркнул, что повышение минимальной зарплаты с 2019 года выглядит запоздалым, учитывая, что с учётом повышения она всё равно останется на 50% ниже, чем в России.

При этом госорганы планируют мониторить её повышение на предприятиях и уже ведут соответствующую работу, что указывает на директивный характер реализации данной меры.

Тем самым упор делается не на повышении эффективности деятельности предприятий, создании условий для конкуренции и на этой базе росте производительности труда с сопутствующим органичным ростом зарплат, а на краткосрочном эффекте.

"Повышение минимальной оплаты труда не должно сказаться на уровне безработицы, так как демографические изменения в настоящее время выражаются в сокращении числа молодого населения в возрасте 16-28 лет в среднем примерно на 100 тысяч в год с 2014 года. То есть ограничения со стороны предложения рабочей силы, вследствие чего мы сейчас наблюдаем увеличение экономической активности населения", – сказал аналитик.  

Он подчеркнул, что в 2019 году основное влияние на рост зарплат окажет повышение минимальной зарплаты на 50%, помимо данного события, серьёзных драйверов роста для зарплат не видно.

Экспаты не приедут

Рост экономики, безусловно, играет позитивную роль, однако есть и другие составляющие, нивелирующие данный фактор, считает г-н Курманбеков.

"Так, внутренний спрос существенно зависит от внутренних условий, прежде всего от бюджета, где постепенно происходит движение в сторону консолидации госрасходов, хотя при этом больше задействуются средства из внебюджетных источников – Нацбанка, ЕНПФ, квазигосударственных структур", – отметил он.

Нацбанк с начала II квартала позволил тенге существенно ослабнуть, на 15%, что отразилось на росте инфляционных ожиданий и подвигло его на повышение базовой ставки впервые с 2016 года, по цепочке это негативно отразится на доступности кредитных ресурсов, подчеркнул аналитик. 

Производительность труда в экономике пока на подъёме только в производственном секторе, чему способствовал рост цен на сырьё, в секторе услуг производительность существенно отстаёт, тогда как в нём занята основная масса населения – почти 90% от всех занятых, отметил аналитик.

В следующем году рост зарплат, по ожиданиям "Халык-финанс", составит около 7% номинально и в пределах 1% в реальном выражении. 

Говоря о привлечении иностранной рабочей силы в Казахстан, г-н Курманбеков отметил, что оно осуществляется по квотам, которая, к примеру, в текущем году составляет 0,46% от рабочей силы, 53,4 тыс., и снижается начиная с 2008 года, когда она соответствовала 1,6% от рабочей силы.

Фактические цифры привлечённых иностранцев обычно ниже от установленной квоты, так, в 2017 году их число составило только 22 тыс. работников. Квота на 2019 год  равна 0,54%, или примерно 50 тыс. человек, поэтому маловероятно, что фактическое число экспатов вырастет в новом году, подчеркнул эксперт.

Серая зона растёт

Директор компании Antal Kazakhstan Анна Ковинская отметила, что сотрудники ожидают индексацию заработных плат, квартальных, полугодовых и новогодних премий и бонусов. По данным исследования, проведённого компанией, 79% работодателей планируют повысить заработную плату в 2019 году.

По словам г-жи Ковинской, в целом рынок труда не изменился. Во-первых, это связано с тем, что закон только введён и ещё не разработана достаточно эффективная система, как помощи в его реализации ответственным гражданам, так и отслеживания его исполнения.

Во-вторых, большинство имеют серую заработную плату и обходят данный закон. В-третьих, многие предпочитают не заключать договоры ГПХ, таким образом, получая оплату в конверте и не выплачивая налоги.

По словам эксперта, главным остаётся сочетание квалификации и опыта сотрудника с запросами компании здесь и сейчас. Также немаловажным для востребованности кандидата на рынке является постоянное саморазвитие и обучение, заметила эксперт.

Г-жа Ковинская заметила, что на казахстанском рынке множество компаний добывающей промышленности и обрабатывающих предприятий, которые требуют высококвалифицированных кадров и специалистов.

"У каждой специальности на данных предприятиях есть свои нюансы, например знание английского языка, зона ответственности, узость специализации и опыт работы на редких проектах. Таким образом, формируется кадровый голод", – сказала она.

Узбекистан становится конкурентом

В 2018 году наиболее востребованными и сложными для закрытия позициями оказались геологи, проектные менеджеры и агрономы. Приходилось привлекать и производить релокацию специалистов из Европы, Африки, в основном ЮАР и Канады.

"Digital-индустрия только набирает обороты, кадрового голода и ажиотажа здесь не наблюдается. Однако это в скором времени может измениться, так как спрос на специалистов постепенно растёт в связи с технологическим прогрессом и процессами автоматизации компаний", – заметила аналитик.

В 2019 году никаких глобальных изменений на рынке труда произойти не должно, считает Анна Ковинская. По её словам, сейчас акценты в регионе смещаются в Узбекистан, в том числе и на рынке труда.

Соседний рынок, по её словам, в данный момент более привлекателен для инвестиций по причине высокой плотности населения, роста платёжеспособности, хорошей логистики и небольших расстояний между экономическими центрами Узбекистана. Поэтому не так много новых компаний планирует выходить на рынок Казахстана, подчеркнула Анна Ковинская.

По её словам, в недавнем опросе компании работодатели отвечали на вопрос, стоит ли ожидать прибавки в оплате труда в Казахстане в 2019 году. В результате 79% компаний планируют повысить заработную плату в 2019 году, что на два процентных пункта больше, чем по результатам этого года.

38% компаний готовы повысить зарплату на 38%; 23% планируют платить сотрудникам на 10-12% больше в 2019 году, а 20% готовы поднять на 4-6%. Сотрудникам около 10% компаний в Казахстане повезёт в новом году получить более 13% прибавки, заключила г-жа Ковинская.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться