Казахстанские франчайзи обмениваются франшизами с соседями без привязки к доллару.
Казахстанский франчайзинг можно сравнить с крестьянином, привыкшим к трудностям и не рассчитывающим на золотые горы, считает президент Евразийской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков.
- Сейчас непонятно, как поведет себя доллар, но бизнес все равно не останавливает свою работу. Объем наращивается благодаря обмену франшизами с Россией и Украиной, то есть теми странами, где нет привязки к доллару. Все девальвационные страны вынуждены искать поддержки друг у друга. И во время предыдущего кризиса франчайзинг в Казахстане активно развивался, – рассказал он корреспонденту Atameken.info в кулуарах выставки Kazfranch-2015.
По словам Кисикова, рынок франчайзинга растет в среднем на 15% в год. На сегодня количество франчайзинговых сетей составляет 497 брендов с 4558 франчайзи. Оборот рынка – порядка 3 млрд долларов в год, занятость населения – примерно 30 тысяч человек.
- Сфера общественного питания – пекарни, фастфуд – пока не страдает. Во франчайзинге это самая академическая модель, она всегда пользуется спросом, – комментирует эксперт. – Вот ритейлу не так легко. Сейчас из-за снижения покупательской способности лидирует масс-маркет, а бренды класса luxury ощутили последствия колебаний тенге. Рынок модной одежды, обуви однозначно снизил обороты. Тем не менее, долго простаивать ничего не будет. Как только освобождается одна ниша, тут же находятся новые возможности ее заполнить. Франчайзинг тем и хорош, что в нем можно постоянно применять новые, успешные методы ведения бизнеса.
На выставке Kazfranch-2015 выступили и представители фонда «Даму», реализующего комплекс финансовых и нефинансовых мер по развитию франчайзинга в стране. Туда входит как оказание консультационных услуг по вопросам предпринимательства, так и привлечение банков в финансирование отдельных проектов, а также помощь в привлечении кредитов через частичное гарантирование.
- Начинающие предприниматели имеют возможность получить грантовое финансирование на приобретение прав на франшизу в рамках государственных программ, – отметил управляющий директор «Даму» Габит Лесбеков. – Кроме того, мы будем обсуждать проект программы обусловленного размещения средств в банках второго уровня для последующего финансирования франчайзинговых проектов малого и среднего бизнеса. Это важно, поскольку привлечение в Казахстан иностранных франшиз будет способствовать развитию рынка товаров и услуг.
По прогнозам специалистов, в Казахстане ожидается появление следующих франшиз: пиццерия «Папа Джонс», крупнейшая кофейная компания Starbucks, сеть ресторанов быстрого питания Subway.
- Subway в мире даже популярнее McDonald’s, – говорит Бекнур Кисиков. – Когда именно они начнут работать, точно сказать пока не могу – я не оракул. Но разговоры идут. McDonald’s, кстати, мы ждали очень долго, и вот теперь он, наконец, откроется. Тех, кто равнодушен к фастфуду или не любит его, могу обрадовать: у нас должен появиться знаменитый бренд мужской, женской и детской одежды, обуви и аксессуаров H&M.
Вера Ляховская