/img/tv1.svg
RU KZ
Студенты ликуют. С января в Казахстане повысят стипендию

Студенты ликуют. С января в Казахстане повысят стипендию

Эта мера коснется около 230 тысяч человек.

13:56 10 Декабрь 2019 9695

Студенты ликуют. С января в Казахстане повысят стипендию

Автор:

Айгуль Тулекбаева

Свое решение по этому поводу глава государства озвучил на церемонии закрытия Года молодежи и старта Года волонтеров.

С января она увеличится на 25% для студентов бакалавриата, магистратуры и докторантуры, а также тех, кто учится в колледжах.

Также Президент предложил увеличить стипендию студентам, занимающимся волонтерской деятельностью.

«Я думаю, что правительство этот вопрос решит тоже. А для тех, кто учится на коммерческих направлениях, следует внедрить систему социальных студенческих кредитов. Это даст право засчитать некоторые академические кредиты за счет волонтерских часов. Хороший стимул, между прочим», – говорит Токаев.

 При этом он представил свое видение волонтерства. Для него это не просто бесплатная работа, а это показатель ответственности граждан и готовность менять мир к лучшему.

«По данным ООН, вклад волонтерства в мировую экономику составляет более $400 млрд ежегодно. Ошибочно воспринимать волонтерство лишь как разовые субботники и экологические мероприятия, челленджи, хотя они важны и необходимы, поэтому мной поддерживаются. Волонтерство – это системная и постоянная деятельность. Если хотите, это зов души и образ жизни», – отметил глава государства.

Он подчеркнул, что во внимании граждан нуждается не только природа, но и люди. В стране около 700 тысяч людей с ограниченными возможностями, на их поддержку государство направило в этом году свыше 34 млрд тенге. Но деньги, как известно, не всегда могут помочь.  

«Чтобы всем этим людям уделить внимание хотя бы два часа в неделю, каждому из трудоспособных граждан нужно посвятить себя социальному волонтерству, всего более 10 часов в год. Это не так уж много, но желательно, чтобы было больше. Волонтерство необходимо развивать не только в национальном масштабе, но и в каждом городе, селе. Волонтеры могут красить детскую площадку, убрать подъезд, очистить территорию от мусора, помочь пожилым людям, людям с особыми потребностями. Да мало ли подобных дел в нашей стране?! Такими делами наши волонтеры уже занимаются, и я выражаю им сердечную благодарность», – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Глава государства сообщил, что в стране будет создана единая программа поддержки молодежи. Все направления волонтерской помощи будут объединены. Так, через направление «Саулық» будет развиваться медицинское волонтерство, оказание помощи больным. Проект «Таза әлем» – это защита окружающей среды, очистка рек и лесов, посадка деревьев, обучение сортировке мусора. Направление «Асыл мұра» привлечет волонтеров к сохранению духовного наследия нашего народа. Направление «Камкор» нацелено на работу добровольцев в домах престарелых. «Білім» – это волонтерская помощь старшеклассникам сельских школ по подготовке к ЕНТ, обучению английскому языку и компьютерной грамотности. А проект «Уміт» в свете 75-летия Победы можно будет ориентировать на поиски документов, повествующих о подвигах наших соотечественников.

По каждому из направлений государство выделит гранты для точечной поддержки НПО, заверил Касым-Жомарт Токаев.

Кроме того, президент поддержал идею включения в трудовой стаж волонтерских часов. Он также призвал развивать корпоративное волонтерство.

«Думаю, несколько часов в рамках рабочей недели работники крупных компаний вполне могут посвящать безвозмездной помощи», – говорит президент.

Первыми должны начать госаппарат и нацкомпании, считает он. В завершение церемонии глава государства отметил самых активных из числа молодежи госнаградами и личными благодарственными письмами.  

Напомним, ранее президент РК объявил 2020 год Годом волонтера. По данным министерства информации и общественного развития, на сегодня по республике работают более 200 волонтерских организаций. Волонтерским движением охвачено более 50 тысяч человек. На поддержку добровольных миссий граждан будет направлено около 420 малых грантов на сумму до 300 тысяч тенге.

Айгуль Тулекбаева

Олжас Ордабаев: Зачем оставлять транспортников и логистов без основной кузницы кадров?

07 Октябрь 2020 11:13 1751

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев высказал свое мнение относительно решения МОН РК о лишении генеральной лицензии АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева». По его словам, в рейтинге вузов показатели университета были устойчивыми.

Веских причин для лишения генеральной лицензии АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева» не было, считает заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев.

В рейтинге вузов, проводимом Национальной палатой предпринимателей, показатели данного университета были устойчивыми.

«Судя по публикациям в СМИ, в качестве основания был указан рейтинг НПП «Атамекен». Поэтому считаю нужным дать разъяснение. В академическом «компоненте» показатели КазАТК явно покрепче аналогичных учебных заведений. Рейтинговалась КазАТК у нас по 14 специальностям: шесть из них соответствуют ожиданиям работодателей, семь требуют доработок, одна не соответствует. Для примера, у схожего по профилю университета из 14 образовательных программ: две соответствуют ожиданиям, восемь требуют доработки, четыре не соответствуют», – отметил Олжас Ордабаев.

Представитель Нацпалаты считает, что не было веских причин для отзыва лицензии у данного вуза, который имеет богатую историю и соответствующую учебную базу.

По результатам исследования Нацпалаты, средний уровень трудоустройства выпускников по учебному заведению составляет 75%. Данный показатель варьируется в разрезе специальностей: «Транспортное строительство» – 90,9%, «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта» – 87,5%, «Транспорт, транспортная техника и технологии» – 88,1%.

«Возможно, есть процедурные нарушения, но их же можно исправлять. Зачем оставлять транспортников и логистов без основной кузницы кадров?» – написал Олжас Ордабаев на своей странице в сети «Фейсбук».

Напомним, ранее МОН РК сообщал о проводимых в течение года в академии плановых и внеплановых проверок, в рамках которых были выявлены грубые нарушения в учебном процессе. В частности, по данным профильного министерства, учебное заведение не обеспечено соответствующим профессорско-преподавательским составом, базами производственной практики, учебной, учебно-методической и научной литературой в нужном объеме. Образовательные программы не в полной мере соответствуют потребностям работодателей, что повлияло на уровень трудоустройства выпускников.

Карина Алимова​


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

«Плагиатить стало легче. Контроль за качеством снизился» – интервью с борцом с плагиатом

07 Октябрь 2020 07:27 10120

О том, как пандемия способствует плагиату, почему уважаемые профессора становятся пишущими духами и что со всем этим делает МОН РК.

О борьбе с плагиатом по-казахстански и о том, как это делают во всем мире, в интервью inbusiness.kz рассказал исполнительный директор польской компании Plagiat.pl Али Тахмазов.

Али, скажите, какая ситуация сложилась с борьбой с плагиатом во время пандемии и переходом большинства вузов на дистанционное обучение?

От пандемии пострадали все. Она затронула всех без исключения. Но пандемия также создала новые возможности, университеты еще шире открыли свои двери для информационных технологий. Многие страны, в том числе Польша, сняли законодательные ограничения для дистанционного образования. Преподавание буквально ушло в Интернет. Но при этом старые проблемы приобрели просто огромные масштабы. Плагиатить стало легче. Контроль за качеством образования снизился. Понятно, что приоритеты были другие, но способ использования технологий не позволял добиться качественного контроля. К примеру, ранее студенты приносили готовые работы на проверку на кафедру или в деканат. Так как университет был закрыт, организовать проверку работ было очень сложно. Многие университеты по завершении карантина серьезно задумались над приобретением LMS-систем (learning management system), то есть систем управления образованием. Такие технологии помогают организовать документооборот академического процесса. Я уже не говорю про Zoom и подобные системы. Мы были очень рады использованию видеоконференций университетами. Университеты по всему миру очень сильно отстают от бизнес-среды, где видеоконференции уже лет 10 являются нормой. Поэтому нет худа без добра.

В Казахстане как развивается ситуация с плагиатом?

Я думаю, в целом шаги, которые предпринимают министр Аймагамбетов (Асхат Аймагамбетов. – Прим. ред.) и вице-министр Дауленов (Мирас Дауленов. – Прим. ред.), достаточно продуманы. Например, приняты поправки к приказу № 595, где написано, что нарушение академической честности является основанием для исключения из университета. Что вузы должны проверять на плагиат все типы работ. И это нормально. Как еще развить в студенте умение работать с информацией, материалами, правильно цитировать чужой авторский труд, научить своими словами описывать процессы, о которых изложено в какой-либо книге, и наконец отучить от вредного навыка, а именно – навыка «копировать-вставить». 

Далее Аймагамбетов принял меня в экспертную комиссию при МОН РК, что позволило нам консультировать министерство и делиться опытом стран ЕС в вопросе реформ высшего образования, точнее, части, связанной с академической этикой, борьбой с плагиатом. Также МОН РК не на словах, а на деле реализует политику очищения академической среды, отбирает лицензии у университетов за несоответствие стандартам страны. В Польше, например, очень много частных университетов, в большей части частных вузов уровень образования очень слабый, есть также факты приобретения студентами дипломных работ со стороны мельниц диссертаций. Но поскольку МВОН Польши не может закрыть вузы, у них очень высокая автономия, то реализует другой механизм – лишает аккредитацию образовательных программ. В Казахстане, как я слышал, в некоторых вузах преподаватели пишут дипломные работы для студентов на заказ, открыто действуют мельницы диссертаций. 

Мельница диссертаций прямо при вузе? И как это работает?

Уточню, мельница диссертаций – это термин, который появился совсем недавно, английский вариант – Essay Mill, Contract cheating company. Это компании, которые пишут работы на заказ, то есть за деньги.

Если студент пишет дипломную работу, у него два пути – поработать с материалом, проанализировать, прийти к своему мнению либо пойти по незаконному пути. Скачать работу, скажем, из Интернета и подтасовать текст или заказать работу, чтобы ее кто-то написал. Объявления мельниц диссертаций пестрят в Интернете, иногда даже расклеены перед зданиями университетов. Я видел в Польше объявления в газете в виде «помогу написать дипломную работу». Далее студент выдает работу за свою. Законно продать право владения, но незаконно вместо имени настоящего автора ставить свое. Это уже криминал. 

А что предпринимается в Казахстане?

К большому сожалению, очень мало чего делается для борьбы с мельницами диссертаций не только в Казахстане, но и по всему миру. В казахстанском законе о высшем образовании о плагиате ничего не сказано, не отражена ответственность за плагиат. В Казахстане два документа регулируют вопрос академической этики – это приказ министра МОН РК № 595, который уточняет, что за нарушение академической этики университет обязан исключить студента, и второй документ – это закон об авторских и смежных правах, который регулирует вопрос нарушения интеллектуальной собственности и предполагает привлечение к ответственности вплоть до уголовного наказания.

Как другие страны борются с мельницами диссертаций?

По-разному, начинают, конечно, с регуляционных мер, к примеру, в США и в Новой Зеландии они официально запрещены, а вот в Англии законодательство не позволяет с ними эффективно бороться. К примеру, два штата, Калифорния и Флорида, добавили в свои законы (California Code, Education Code – EDC § 66400) пункты, где сказано, что продажа студенческих работ и диссертаций, а также передача их другому автору с дальнейшим опубликованием от своего имени запрещена, а закон Флориды уточняет ( The 2011 Florida Statutes Section 877.17), что за нарушение полагается 60 дней тюремного заключения.

Кстати, агентство по обеспечению качества образования Великобритании (QAA) решило приравнять продукт и деятельность мельниц диссертаций к плагиату, тем самым расширив закон и ответственность за плагиат на мельницы диссертаций, а также на тех, кто пользуется их сервисом. 

В Польше же продажа студенческих и научных работ, а также подмену автора трактуют как мошенничество. УК предполагает до 10 лет тюрьмы. Кстати, поэтому многие «копирайтеры», их так называют, теперь предлагают в своей немногочисленной рекламе «помогу» написать работу вместо «купить» или «заказать» работу.

В Казахстане копирайтеры пишут рекламные тексты, а не дипломные.

Я помню, как к нам несколько лет назад устраивалась на работу сотрудница во Львовском офисе. У нее в CV было написано «копирайтер», я поинтересовался у нее о значении этого слова. Она объяснила, что пишет студенческие и научные работы на заказ, на продажу и что, мол, у них все легально и законно, продают и выписывают чек. 

Почему-то с 2018 года их деятельность пошла на спад – из 300 сотрудников осталось половина. Услышав количество сотрудников, я ощутил шок. Какое количество работ нужно писать, чтобы покрыть зарплату этой армии? От нее я узнал, что у них клиентами были главным образом студенты почти всех университетов страны.

Конечно, есть «копирайтеры», пишущие рекламные тексты, стоит отличать копирайтеров-мошенников от копирайтеров – создателей рекламного контента.

Недавно краковская прокуратура задержала группу лиц, которые писали работы на заказ для студентов. Написали несколько тысяч работ за два года. В результате заработали 2 млн долларов и большую вероятность сесть на 10 лет. На Украине, в России, Азербайджане и странах Центральной Азии ситуация с мельницами диссертаций такая же, как в Казахстане. Сделав небольшой анализ, мы насчитали более 20 мельниц диссертаций в Казахстане и чуть больше на Украине, я думаю, это вершина айсберга.

Почему вершина? 

Потому что многие преподаватели стали теми самыми мельницами, их еще называют ghost writer, то есть пишущий дух. Они пишут работу студентам за деньги, точнее, не пишут, а немного видоизменяют старые работы, так как на одни и те же темы писать запрещено и за этим следят. Складывается печальная картина. 

Какой масштаб имеет проблема написания работ преподавателями?

Трудно сказать. Я думаю, что огромный. Что их толкает на это? Скорее всего, низкая зарплата. В Польше преподаватель университета получает 1500 евро и выше. А сколько в Казахстане? На Украине? Поднимите зарплату, создайте конкуренцию, преподаватели со слабой компетенцией уйдут, на их место придут лучшие. Я считаю, что проблему нужно решить в корне. 

Очень сложно бороться с пишущими духами, только подняв зарплату или увольняя, нужны технические средства, максимально прозрачный и автоматизированный процесс обучения. Особенно сейчас это очень актуально. Академический процесс должен быть удобным, все системы университета совмещены.

В науке Казахстана как обстоят дела с плагиатом?

Если сравнивать с 2015 годом, налицо большой сдвиг. Главная разница – это реакция общественности на плагиат. Я помню, как в одном из алматинских вузов преподаватели атаковали нас, мол, мы мешаем им работать. Сейчас же при проведении вебинаров мы слышим очень конструктивные вопросы, связанные с методологией оценки, что говорит о том, что проделанная за столько лет работа наконец дала результаты. Экс-вице-министр Жакыпова, сама не осознавая, ускорила процессы и помогла обратить внимание широкой общественности на эту проблему, мобилизовать честных, ответственных ученых, профессоров, активистов и политиков, принять новые правила игры. 

На Украине депутат Инна Совсун предложила законопроект, запрещающий плагиаторам руководить государственными учреждениями. Казахстану нужно обязательно взять на вооружение этот опыт и также принять соответствующий закон. Я уверен, казахстанские депутаты его примут, уверен, что они желают добра своим родным, которые могут попасть на лечение к докторам, за которых диплом писали так называемые пишущие духи, дом которых могут строить такие же псевдоинженеры.  

Еще одна серьезная проблема – это научные проекты, на которые государство выделяет средства. Активисты утверждают, что многие из этих проектов не актуальны, не должны быть профинансированы, попадаются также проекты, которые копировались из года в год. Их обязательно нужно проверять на наличие плагиата.

Но этих научных проектов ведь нет в открытом доступе?

По полученной информации – нет. Думаю, публикация всего проекта или его части снизит желание протаскивать сплагиатированные проекты. Также диссертации, которые публикуются, должны быть в читаемом формате, чтобы активисты могли проверить их с помощью автоматизированных систем нахождения плагиата и тем самым помочь университетам снизить репутационные риски. Будет хуже, если плагиат найдут после получения научной степени.

Сергей Миронович Квит в 2015 году, будучи министром образования и науки Украины издал приказ о необходимой публикации диссертаций перед сдачей, что привело к снижению количества защищенных диссертаций в следующие пару лет на 30%. Плагиаторы боятся открытости, публичности. Кстати, на недавней встрече с руководством ККСОН РК мы озвучили эти идеи, я думаю, они могут быть интересны всем странам региона.

В начале 2020 года между нами и МОН РК начались консультации по вопросу создания Центрального репозитария при НЦГНТЭ (Национальный центр государственной научно-технической экспертизы). Я выходил с этим предложением к МОН еще в 2016 году. Правда, тогда, вероятно, было не до такого масштабного проекта. Мы написали проект и передали его г-ну Аймагамбетову. На последней встрече в МОН РК в Нур-Султане в феврале нам заявили, что проект очень заинтересовал министерство и что соответствующий правовой фундамент скоро будет заложен. Позже мне сообщили, что теперь студенческие работы и диссертации необходимо отправлять в НЦГНТЭ. Правда, базы еще нет, механизма тоже. Моя идея заключается в отправке в Центральный репозитарий только проверенных на плагиат работ, а не всех подряд. 

Зачем нужен репозитарий?

Для разных целей, например для поиска информации со стороны соискателей. Все документы, проверяемые в антиплагиатных системах, находятся в облачных хранилищах систем. Большинство вузов документы не держат на серверах, а если и держат, то не все их организуют в формате, возможном для поиска данных, либо держат в закрытом виде, что также естественно. А так, Казахстан бы получил мощный инструмент сбора научного потенциала страны…

Венера Смаилова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!