Суд и ДГД – опасная связка для бизнеса

Или как успешный бизнес может стать банкротом.

Суд и ДГД – опасная связка для бизнеса

Редакция inbusiness.kz продолжает рассказывать истории бизнесменов, столкнувшихся с проблемами.

Компания Николая Лобанова занимается строительством дорог, существует с 2001 года и первые годы своего существования стремительно развивалась. Однако, как показывает практика, без проблем у нас бизнес долго существовать не может – всегда найдется чиновник, который создаст немало проблем. Так и получилось – беда пришла, откуда не ждали.

"Проблемы начались с 2014 года, когда сотрудники финансовой полиции пришли к нам за изъятием документов по четырем фирмам, так как проверялись ранее четыре фирмы, и мы были их контрагентами, и проверялись встречные документы. Мы им предоставили. Но, так как объем большой, более 20 тысяч листов, нам сотрудники сказали: давайте мы все прошьем, прономеруем, все оформим, и вы придете за актом изъятия. Мы согласились, предоставили им все документы по четырем предприятиям в 2014 году. Так мы ничего от них не забрали, то есть судьба наших документов неизвестна", – рассказывает Николай Лобанов.

22 тысячи страниц документов бесследно пропадают, и виноватого найти почему-то крайне сложно. Лишь одному сотруднику якобы вынесли строгий выговор. На том и порешили. Однако, как покажет чуть позже время, это было только начало проблем Николая.

"В 2017 году к нам заходит налоговая проверка. То есть это все длится до 2017 года, вся тяжба. Проверка заходит комплексная, на пять лет. То есть это с 2012 по 2016 год. Запрашивают у нас вот эти документы именно по этим пяти фирмам. Я говорю: "Уважаемые, вы же документы забрали. По четырем у меня есть постановление об отказе в возбуждении дела, по пятому есть акт выемки". Он говорит: "Ну хорошо, раз вы не хотите выдавать нам документы мы делаем вам за пять лет косвенно и начисляем всю сумму налогов", – продолжает Николай.

В итоге получилось, что доначислили 3,5 миллиарда тенге, которые компания Николая якобы недоплатила. Откуда взялась такая астрономическая цифра – загадка без ответа. Такое ощущение, что фискалы "нарисовали" ту сумму, которую захотели. Ясно просматривается лишь одно: кто-то решил просто уничтожить бизнес, в котором работает почти 500 человек. И пока главным палачом выступает Департамент государственных доходов, в последующем к нему подключится еще и суд.

Ситуация крайне странная – фискалы теряют огромный объем документов, но несет ответственность за это предприниматель, которого просто терроризируют любыми доступными методами.

"Выписывает на меня протокол о недопуске, о том, что я его якобы даже на территорию не запускаю, этого сотрудника. Мы идем в административный суд, где я суду предоставляю все доказательства о том, что данный сотрудник налогового органа находится на территории, находится в бухгалтерии. Есть видеозапись. Все хорошо, мы вышли из суда, на следующий день нам выставляют акт проверки косвенным методом на три миллиарда за пять лет. Мы идем в суд. Суду приносим всю первичную документацию за пять лет. Суд назначает экспертизу судебно-экономическую, где была сумма по пяти фирмам, которые ранее были изъяты в выплате нам. Остальное все подтверждает. Мы поняли, что прокуратура никаких действий не имеет, ДГД – только выговор. Куда нам деваться? Мы эту сумму полностью выплачиваем. Согласно экспертизе".

Компания Николая вынуждена была оплатить более 800 миллионов тенге, как контрагент компании, которую признали лжепредприятием. Только вдумайтесь в эти цифры: 800 миллионов для любого бизнеса – это, можно сказать, катастрофическое наказание, однако наш герой все же остается на плаву. Тем более что расслабляться пока рано. ДГД обращается в областной суд, где получает отказ, но фискалы сдаваться не привыкли – идут в вышестоящие инстанции. Им во что бы то ни стало необходимо взыскать с предпринимателя более трех миллиардов тенге, ведь 800 миллионов для них, видимо, сущие пустяки.

"Позже поступает протест Генеральной прокуратуры в Верховный суд. И отзыв ДГД на протест, где в генеральном протесте было заявлено, что не согласны Генпрокуратура и сотрудники ДГД только по трем фирмам. То есть из пяти лет тысячи контрагентов, из этой тысячи они не согласны только с тремя. Конкретно их перечислили. Процесс прошел, начались следственные действия по этим трем предприятиям, где сотрудники ДГД полностью нас перепроверили", – рассказывает бизнесмен.

Верховный суд возвращает на новое расследование по трем контрагентам. Коллегия судей областного суда решает выйти за рамки предъявленного протеста и зачем-то назначает повторную судебно-экономическую экспертизу. Однако получают ответ с отказом, так как результаты первой экспертизы никто не отменял, да и одни и те же вопросы рассматривать эксперты сочли излишним.

Приятно осознавать, что у экспертов хватает понимания не проводить повторную экспертизу по одним и тем же вопросам. По их мнению, в этом деле необходимо ставить точку и отпустить предпринимателя, который уже заплатил более 800 миллионов тенге. Прискорбно, что у судей такого понимания нет. Они с легкостью выходят за пределы исковых требований и подозрительно рьяно пытаются заставить заплатить всю сумму, которую, к слову, начислили косвенным методом, при этом наверняка понимая, что такое их решение просто закроет бизнес.

Стоит отметить, что прокурор на судебных заседаниях акцентирует внимание присутствующих на том, что рассматривать необходимо материалы по трем компаниям, то есть в рамках протеста, однако суд этого не учитывает.

"Суд не учел заявленное Генеральной прокуратурой. Он вышел за рамки. Суд не учел, что по протесту Генпрокуратуры по трем контрагентам были проведены следственные действия. Он закрыл на все это глаза. То есть суд решил. А то, что все следственные мероприятия, все это доказано, эти постановления лежат в областной прокуратуре, в архиве. У меня здесь есть сомнения в справедливости", – рассказывает Николай.

Вполне логичные сомнения в том, что в отношении предпринимателя будет вынесено справедливое решение, если на протяжении стольких лет государственные органы и представители судейского корпуса вцепились мертвой хваткой в бизнес и планомерно ведут его к закрытию.

"На данный момент наше предприятие находится на стадии банкротства. Откуда мы взяли эти 800 миллионов? Мы уже не первый год работаем на этом рынке, мы занимаемся строительством дорог, обслуживаем. Мы наработали себе партнеров. Мне пришлось всех собрать и сказать, что я с вами не смогу рассчитаться. Вы выполните работу, но я буду рассчитываться в течение года-двух. На что компаньоны сказали: хорошо, подождем. Их это устроило. У меня за плечами 430 человек рабочих. Я вынужден день-два – закрыть предприятие, все конкурсы, которые я выиграл, я не смогу их выполнять. Потому что у меня счета все заблокированы, чем я людям буду платить зарплату?"

По словам Николая, в нашу редакцию он обратился в надежде, что представители уполномоченных органов все-таки услышат его и помогут разобраться в этом деле. Бизнес должен работать, в случае с Николаем – строить дороги, а не бегать по судам и доказывать свою невиновность только потому, что кто-то решил любым способом пополнить казну за счет очередного предпринимателя, даже ценой жизни его же бизнеса.

Константин Харламов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться